еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Нам любые дОроги дорОги?

Фото: pexels.com

  На российском телевидении у определённой группы наших сограждан большой популярностью пользуется телепередача Игоря Прокопенко «Самые шокирующие гипотезы». Особенно им нравится его утверждение о том, что «гипотеза не истина и не ложна. Получив подтверждение, гипотеза становится научной истиной. Гипотеза, которая не находит подтверждения, превращается в научную проблему».

 

«О, сколько нам открытий чудных готовит парадоксов друг…»

 

     Вполне может статься, что одним из поклонников данной телепередачи является губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Причём не просто сторонником, но и активным генератором собственных оригинальных гипотез, которые заслуживают право быть озвученными в телепередаче Игоря Прокопенко. В частности, очень было бы интересно в программе «Самые шокирующие гипотезы» развить мысль главы Ставрополья о том, что предлагаемое им строительство автомагистрали через заказник краевого значения «Русский лес» «станет ещё одной зоной рекреации для горожан и улучшит состояние леса, потому что мы поймём, как эксплуатировать его гораздо лучше».

     Не менее интригующей могла бы также получиться  передача, в которой специалисты широкого профиля подвергли бы всестороннему анализу идею губернатора Владимирова облагородить краевой заказник «Бештаугорский» посредством строительства в его центральной части широкополосной автомагистрали, для простоты восприятия получившей название «Кавминводский велотерренкур». Существует ещё целый ряд проектов из той же серии, которые ждут своей очереди для получения права быть достойно оценёнными специалистами соответствующего профиля.

     Но пока этого не произошло, руководитель Ставрополья не отказывается от возможности изложить свои нестандартные идеи и на других площадках. Последним примером тому можно считать пресс-конференцию Владимира Владимирова, которая прошла 9 декабря текущего года в студии информагентства «Россия сегодня».

     В свойственной ему манере губернатор Ставропольского края рассказал о самых острых проблемах руководимого им региона, попутно предлагая пути их решения. Ещё он поведал журналистам о главных приоритетах в работе краевой власти и о масштабных проектах, которые региональное правительство намеревается реализовать в ближайшее время.

 

«И какой же ставропольский не любит быстрой езды?»

 

  Вне всякого сомнения, самым впечатляющим проектом, озвученным Владимиром Владимировичем, является предполагаемое строительство скоростной автомагистрали, способной соединить город-курорт Кисловодск с городом-курортом Сочи.

«Мы её потихоньку строим, 63 километра осталось», — заявил на пресс-конференции глава Ставрополья. А для пущей важности добавил, что прокладка автодороги «Кисловодск – Сочи»  высоко в горах, но не в нашем районе, включена в транспортную стратегию Ставропольского края до 2027 года. Правда, воплощению в жизнь такого грандиозного проекта мешает биосферный заповедник, так некстати расположившийся по пути прохождения автотрассы. Но нечаянно возникшее досадное недоразумение нисколько не поколебало уверенности губернатора Владимирова в успешной реализации так настойчиво продвигаемого им инвестпроекта.

  Главное, чего, по мнению главы Ставрополья, можно будет добиться в результате строительства дороги, так это создания огромного туристического кластера, который свяжет в одно целое курорты Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Кубани.

Современная четырёхполосная автомагистраль способна будет сократить расстояние от курортов Кавказских Минеральных Вод до Черноморского побережья с 770 км до 340 км. При этом от старта до финиша по ней можно будет промчаться с ветерком всего за каких-то 3,5 часа. В то время как сейчас на преодоление указанного пути требуется порядка девяти часов. В некоторых отчаянных головах сразу же стали появляться сказочные видения о том, как они утром, испив нарзана, днём уже спускаются на лыжах по заснеженным склонам Красной Поляны, а в послеобеденное время, когда солнце уже не так припекает, плещутся в море, чтобы затем, испытав на себе все прелести курортного экстрима, к ужину вернуться в Кисловодск за очередной порцией минеральной воды.

  Правда, от такой идеи отдыха по принципу «три в одном флаконе» никогда не были в восторге врачи-курортологи. Всё потому, что на бальнеологические курорты Кавминвод приезжают в основном те, кому необходимо поправить своё здоровье, а не подорвать его окончательно суетой, сопряжённой с резкой сменой климата. Для любого, даже очень закалённого организма, это будет сильнейший стресс. В результате этого всё санаторно-курортное лечение может пойти насмарку.

  Однако утверждать, что новая автодорога не будет пользоваться популярностью у определённой части наших сограждан, тоже было бы неверно. Только вот в первую очередь она способна будет заинтересовать всевозможных блогеров, тусовщиков и прочих искателей приключений, а не солидную публику, приехавшую на курорт с конкретной целью. Причём преимущественно будут ехать от нас к морю, оставляя там свои кровно заработанные денежки, а не наоборот. Почему всё будет происходить именно таким образом, наверное, нет смысла объяснять.

 

«Три дороги, три пути»

 

  Как посчитали проектировщики, протяжённость автодороги от Кисловодска до Сочи составит примерно 340 км. На территории Ставрополья - всего 7 км, или 2%. Остальные 98% приходятся на Карачаево-Черкесию и Краснодарский край. Несмотря на это наибольшую активность в продвижении проекта строительства магистрали почему-то демонстрирует губернатор Ставропольского края. Только за последние четыре года он уже успел несколько раз обратиться к руководству страны с просьбой поддержать проект. А вот остальные, если так можно сказать, участники концессии предпочитают занимать по данному вопросу более сдержанную позицию.

  В отличие от ставропольской версии проекта, согласно которой, новая дорога должна пройти через Кисловодск, Карачаевск, Черкесск, Зеленчукскую, Псемен, Сочи и Красную Поляну, руководство Карачаево-Черкесии настойчиво лоббирует несколько иной вариант прохождения трассы. По их мнению, дорога к морю будет начинаться в Черкесске. Её протяжённость составит 273 км, включая 36-километровый участок «Архыз – Лунная Поляна – гора Дукка – Пхия».

  Власти Кубани так и вовсе беспокоит совсем другая дорога. В январе 2019 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать поддержку в реализации амбициозного проекта по переносу автотрассы с черноморского побережья в глубь территории. Для этого необходимо создать новые участки между Анапой и Геленджиком, а также между Геленджиком и Сочи, что сделает путешествие по этой трассе быстрым и комфортным.

 

 

  Аналогичным образом намереваются поступить и с железной дорогой, отодвинув её подальше от моря. Президент назвал это стратегической задачей и поручил Минтрансу России детально проработать проект.

  При таких разнообразных взглядах на маршрут прохождения автотрассы, способной соединить ведущие курорты юга России, утверждать, что вне конкуренции окажется дорога «Кисловодск – Сочи» было бы преждевременно.

 

От принца Ольденбургского до губернатора ставропольского

 

  Если обратиться к истории, то можно заметить, что  идея соединить автодорогой курорты Кавказских Минеральных Вод с черноморским побережьем вынашивается уже более 100 лет. Впервые о таком желании заявил принц Ольденбургский, которого считают основателем Гагрского климатического курорта. Будучи членом российской императорской семьи, принц сумел убедить императора вложить в разработку проекта огромные по тем временам денежные средства. После революции и Гражданской войны о строительстве дорогой дороги на долгие годы забыли. Вернулись к обсуждению проекта только в 60-е годы прошлого века. Но баснословная цена строительства снова на несколько десятилетий заставила о ней позабыть.

     Новый всплеск интереса к автомагистрали «Кисловодск – Сочи» возник с избранием губернатором Ставрополья Владимира Владимирова. В марте 2017 года руководитель края доложил о грандиозном проекте премьер-министру Дмитрию Медведеву. На тот момент затраты на строительство оценивались в 60 млрд рублей. После некоторых раздумий руководитель федерального правительства заявил, что «наверное, эту идею можно было бы реализовать».

     Несмотря на отсутствие чёткой проработки проекта в мае 2017 года руководитель Ставропольского края уверенно заявил, что «проект строительства укороченной автодороги от Кисловодска до Адлера будет реализован после сдачи моста через Керченский пролив».

  Спустя год о строительстве новой дороги как об уже практически решённом вопросе высказался первый замминистра Минкавказа Одес Байсултанов. Он даже порадовал всех известием о том, что к строительству дороги повышенный интерес проявил фонд Pariano Invest из Объединённых Арабских Эмиратов.

  В апреле 2018 года о новых успехах в реализации амбициозного проекта снова заявил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров: «Сегодня мы прошли согласование с Федеральной службой безопасности, с Министерством обороны. Остался одиннадцатикилометровый участок биосферного заповедника. Необходимо будет внесение изменений в законодательство. Мы очень плотно над этим работаем. И я думаю, мы эту ситуацию сломаем. И, как мы и декларировали, к 2020 году закончим проектирование и начнём строить. Это будет обязательно.».

  Но когда в июне того же года один из жителей Ставрополья задал на прямой линии Владимиру Путину вопрос о будущем этой дороги, президент предпочёл на него никак не отвечать. Правда, спустя всего несколько дней идею строительства новой автотрассы прокомментировал замминистра Минкавказа Игорь Кошин, у которого на этот счёт был весьма оптимистичный взгляд. При этом прозвучала информация о возможном подрядчике, в качестве которого решили выбрать некую китайскую компанию, сумевшую построить высокогорную Цинхай-Тибетскую дорогу. Немного смущало, что свои услуги китайские товарищи оценили в 200 млрд рублей. Но зато в качестве их работы никто не сомневался.

  Примерно в это же время с неожиданной инициативой выступил полпред президента в СКФО Александр Матовников, предложивший расширить проект и проложить параллельно автомобильной дороге ещё и железнодорожную, чтобы скоростные «Ласточки» могли спокойно проехать от аэропорта «Сочи» в «Роза Хутор», Архыз и дальше на Минводы. Кстати говоря, другой экс-полпред президента в СКФО Александр Хлопонин несколькими годами ранее утверждал, что «хоть идея эта и соблазнительна, но неподъёмная по деньгам».

  В последнем варианте, доложенном губернатором Ставрополья главе государства в августе 2021 года, стоимость строительства дороги от Кисловодска до берега Чёрного моря должна составить 91 – 97 млрд рублей. Осталось только договориться с ЮНЕСКО, под защитой которого находится Кавказский биосферный заповедник. Только вот сделать это будет не так просто, как с краевым законом об ООПТ.

  На одной из встреч с журналистами, где обсуждалась тема строительства горно-курортной дороги, Владимир Владимиров честно признался: «Я сам инициировал этот процесс, и мы очень болеем (за него)».

  По всей видимости, уже настал тот момент, когда пора перестать болеть, и начинать выздоравливать.

Комментарии ()