еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

На защите конкуренции

В минувшую пятницу руководством регионального Управления Федеральной антимонопольной службы РФ проводилось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики ведомства за второй квартал 2018 года. В актовом зале ставропольского Центра научно-технической информации (ЦНТИ), где проходило мероприятие, присутствовали сотрудники государственных и муниципальных учреждений, силовых ведомств, представители бизнес-сообщества края. С докладом выступил руководитель управления СЕРГЕЙ НИКИТИН.

Как следовало из доклада, за отчётный период ставропольским Управлением ФАС было выявлено 46 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции», вынесено 32 предупреждения, возбуждено 90 административных дел. Что касается суммы уплаченных штрафов, то она превысила 4 млн рублей.

Часть выявленных нарушений касалась сферы газо- и электроснабжения. Они выражались в форме навязывания невыгодных договорных условий, необоснованном отказе от заключения договора, сокращении или прекращении поставок коммунального ресурса. Нарушителями становились крупные хозяйствующие субъекты: например, предупреждения о недопустимости совершения незаконных действий были вынесены таким предприятиям, как ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ставропольское АО «Горэлектросеть».

Одно из направлений работы антимонопольной службы связано с пресечением недобросовестной конкуренции. «Недобросовестной конкуренцией, как правило, считается введение в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор», - уточнил С. Никитин.

Как и в прошлом году, на повестке дня снова стоит вопрос привлечения клиентов аптечными учреждениями, вывески которых - «Аптечный склад», «Аптека-склад», «Социальная аптека» - либо не отражают фактическую деятельность предприятия, либо создают о нём ложное впечатление. Ещё одна проблема связана с незаконным использованием известных марок минеральной воды - «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17».

Глава управления отметил, что в 2018 г. по фактам недобросовестной конкуренции было возбуждено и рассмотрено семь административных дел, вынесено пять предупреждений.

Нарушения положений действующего закона о конкуренции отмечены также в сферах управления многоквартирными домами, приватизации государственного (муниципального) имущества, оказании муниципальных услуг (в том числе при предоставлении в аренду земельных участков). В частности, неоднократные предупреждения об устранении признаков нарушений антимонопольного законодательства направлялись в адрес Совета Красногвардейского района.

Озвучивались факты нарушения антимонопольных требований к торгам, приводились примеры незаконного ограничения конкуренции при их проведении. Особо актуальной была названа проблема установления цен на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов. Ответчиками по одному из таких дел выступали региональное министерство ЖКХ, а также скандально известное ООО «Эко-сити» - региональный оператор по вывозу ТКО.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что при проведении конкурса на оказание услуг по вывозу отходов ООО «Эко-Сити» сформировало необоснованно большие лоты, в связи с чем ни одно из реально работавших в этой области предприятий не смогло принять участие в торгах. По каждому из четырёх лотов была подана только одна заявка, и в итоге договоры заключались по максимально высокой цене. Результатом, как известно, стало значительное повышение цен на вывоз мусора.

Описанное нарушение было совершено как по вине регионального оператора, не принявшего всех необходимых мер по обеспечению условий для развития конкуренции, так и курирующего его деятельность министерства. Указанные структуры были признаны нарушителями требований статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». К сожалению, докладчик не уточнил, какие меры были в итоге приняты в отношении нарушителей.

«Важное место в деятельности управления отводится предупреждению, выявлению и пресечению нарушений федерального законодательства о рекламе», - отметил С. Никитин. По его словам, в течение 2018 года ведомством было возбуждено 30 дел по признакам нарушений рекламного законодательства. Кроме того, возбуждено 57 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 2 млн 156 тыс. рублей.

Значительное количество выявленных фактов связано с распространением ненадлежащей рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Большой интерес вызывает тема заключения контрактов и закупок. За отчётный период в Управление поступила 821 жалоба от участников закупок, 662 из них либо уже рассмотрены, либо находятся на стадии рассмотрения. Вместе с тем отмечается негативная тенденция, когда заявители используют право подачи жалобы в качестве способа психологического давления на заказчика, вынуждая его, таким образом, к принятию решения, выгодного для недобросовестного участника закупки. В таких случаях единственный правильный выход - обращение в правоохранительные органы.

Подводя итоги, Сергей Никитин проанализировал практику рассмотрения судебными инстанциями правовых актов ФАС, касающихся закупок. «Как правило, предписания, выданные управлением, исполняются безоговорочно и в добровольном порядке. Основная масса судебных разбирательств инициирована теми заказчиками, которые не согласны с принятым по итогам рассмотрения решением о признании жалобы обоснованной или о выданном предписании. В 2018 г. обжаловано 13 принятых нами решений, по трём делам решения приняты в пользу управления остальные находятся в стадии судебного разбирательства», - констатировал докладчик.

Комментарии ()