еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Мусорную реформу на Ставрополье продолжат в ручном режиме

Чем больше времени проходит с момента начала красиво разрекламированной мусорной реформы, тем всё очевиднее становится, что подготовлена была она из рук вон плохо. Предполагаемое плавное вхождение в неё на деле обернулось броском в мусорный омут с головой. И теперь вот чиновники, ответственные за переход страны на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, ломают голову над тем, как бы по ходу реформы её так аккуратненько подрегулировать, чтобы ненароком не дискредитировать саму идею раздельного сбора и переработки коммунальных отходов и не закопаться окончательно в стихийно возникающих мусорных свалках.

Предупреждение ОНФ было проигнорировано

Информация, поступающая на протяжении первых трёх месяцев текущего года с «мусорного фронта», стала всё более походить на сводки с передовой.          Ни о какой планомерной работе по внедрению новых, более прогрессивных методов сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов говорить пока не приходится. Уже никто и не пытается скрыть тот факт, что регулировать процесс мусорного реформирования приходится в режиме пресловутого ручного управления.

Но разве не об этом предупреждали эксперты ОНФ в конце декабря 2018 года после тщательно проведённого анализа итогов реализации пилотного проекта Ставропольского края? Их вывод, озвученный 24 декабря 2018 года, звучал как приговор – мусорная реформа на Ставрополье окончательно забуксовала. В доказательство своей правоты фронтовики представили чиновникам увесистый документ объёмом в 1868 страниц. В нём были зафиксированы многочисленные жалобы и претензии к региональным операторам.

Много нареканий поступило с территорий Будённовского, Кочубеевского, Благодарненского, Георгиевского, Левокумского и Предгорного районов.

Выехавшие с проверкой эксперты своими глазами увидели, что на указанных территориях о качественном и технологически правильном сборе и утилизации отходов приходится лишь мечтать. Более всего их поразило состояние полигонов ТБО, которые, по их мнению, напоминали изрядно надоевшие всем свалки. Тем не менее по документам они проходили как места утилизации отходов, оборудованные по последнему слову техники.

Такое безрадостное положение дел, по мнению проверяющих, явилось следствием некачественной, непрофессионально составленной территориальной схемы обращения с отходами Ставропольского края. Эту мысль озвучил эксперт ОНФ Алексей Гридин, заявив: «Мы увидели несоответствие терсхемы федеральному закону. Отсюда многие механизмы на деле не работают».

Основные претензии к терсхеме заключались в некорректности расчёта общего количества отходов, производимого населением края. Но если нет чёткого понимания, сколько отходов образуется на данной территории, то невозможно объективно рассчитать тариф на вывоз ТБО.

Вполне конкретно на данную тему высказалась член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя Госдумы России Ольга Тимофеева: «Сегодня мусорная реформа буксует во всех территориях, не только в Ставропольском крае. В стране нет ни одной качественной терсхемы, прошедшей общественные обсуждения. Никто с жителями не советовался, потому что механизм публичных обсуждений появился уже после того, как все терсхемы были утверждены. ОНФ будет настаивать, чтобы в ближайшее время они были доработаны с учётом мнения людей. Мы, жители края, вправе знать, что происходит с мусором, где размещаются полигоны, из чего складывается тариф, почему он такой, а не другой. Народный фронт и дальше будет тотально контролировать мусорную реформу, потому что она затрагивает интересы всех жителей».

«Деньги не пахнут!»

Пока ОНФ тотально контролирует, а чиновники на ходу занимаются отладкой механизма мусорной реформы, региональные операторы продолжают делать вид, что всё происходящее к ним не относится. Раз им предоставили монопольное право управления мусорными потоками на подведомственной территории, то никакой критики в свой адрес они не признают, считая основной своей задачей совершенствование процесса превращения несимпатичных отходов в радующие душу хрустящие купюры.

Но разве с этой целью затевали реформу системы обращения с ТКО? Ведь предполагалось, что с её внедрением появятся компании, отвечающие за весь цикл обращения с отходами. Иными словами, региональный оператор обязан будет нести персональную ответственность за сбор, вывоз, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение отходов.

На деле же всё оказалось гораздо сложнее. Многих «мелочей» попросту не учли. В частности, если ранее мусоровывозящая компания действительно отвечала за всё, в том числе за состояние контейнерных площадок, то теперь за них отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. Как результат, значительное количество контейнерных площадок, которые расположены на муниципальной земле, оказались в подвешенном состоянии. Регоператор на законных основаниях от них дистанцировался, а у муниципалитетов ни денег, ни соответствующих полномочий для этого не оказалось в наличии.

Ещё одной головной болью стали несанкционированные свалки. Их появление во многом зависит от недоработок регоператора, но, так как они расположены на всё той же муниципальной земле, ликвидировать их обязаны за счёт местного бюджета. Своей задачей регоператор определил информирование местных администраций о стихийно образовавшейся свалке. И то только в том случае, если об этом факте ему станет известно от неравнодушных граждан. Согласитесь, схема какая-то странная и малоэффективная. Тем не менее ничего более разумного пока что предложено не было.

Но и это ещё не всё. Большинство региональных операторов оказалось неким подобием мыльного пузыря, способного только важно надувать щёки и давать ценные указания из своего офиса. Ну и, само собой разумеется, грамотно вести бухгалтерию. А всю грязную и неблагодарную работу за них должны выполнять другие предприятия, работающие по договорам подряда.

 

Репетиция мусорного коллапса в отдельно взятом городе

Такая схема с самого начала вызывала множество вопросов у профессионалов, хорошо знакомых с мусорной темой. Они уже тогда высказывали свои опасения, что предлагаемая новая система обращения с отходами имеет слабые места и рано или поздно неизбежно даст сбой.

Долго ждать подтверждения справедливости экспертных оценок не пришлось. Восьмого апреля 2019 года в Пятигорске прекратило работу ООО «Спецтранс». Ранее оно по договору подряда вывозило коммунальные отходы с территории города-курорта. С этой задачей «Спецтранс» справлялся вполне успешно.

Но когда пришло время платить по счетам, выставленным подрядчиком региональному оператору ООО «ЖКХ», возникла неловкая пауза, длительности которой мог бы позавидовать даже сам Станиславский. За первые три месяца 2019 года ООО «Спецтранс» выполнило подрядных работ на сумму, превышающую 33 млн рублей. А вот оплатил ему регоператор не более 20% от требуемого.

Как пояснил замдиректора ООО «ЖКХ» Дмитрий Маркарян, всё дело якобы в неправильно оформленных документах. Вот когда в «Спецтрансе» научатся не только добросовестно и качественно работать, но и грамматику при написании отчётов подтянут, тогда они, может быть, получат остальную часть заработанных средств.

Согласитесь, какая-то странная логика у этих ребят из головной компании, получившей право монопольно устанавливать свои правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами в юго-восточной части Ставрополья, куда полностью вошёл также курортный регион Кавказских Минеральных Вод.

И что это за ошибки такие, которые на протяжении трёх месяцев невозможно исправить? Похоже, что проблема не в грамматике и каллиграфии. Тут дело посерьёзнее.

Три дня пятигорчане пребывали в недоумении, не находя ответа на вопрос, почему мусорные контейнеры переполнены, а мусор никто не вывозит. Назревал грандиозный скандал. Тем более что всё это происходило в период массовых субботников незадолго до Пасхи и майских праздников.

Ждать, когда между регоператором и подрядчиком будут урегулированы все финансовые споры, было невозможно. В итоге к решению проблемы вывоза мусора с территории курортного Пятигорска вынуждены были подключиться власти Ставропольского края. По поручению губернатора Владимира Владимирова в столицу СКФО срочно выехало все руководство краевого МинЖКХ. Была поставлена задача: разобраться в ситуации и найти из неё выход. Как в старые добрые времена, сразу же был создан оперативный штаб, срочно перебросили спецтехнику из других муниципальных образований, перешли на круглосуточный режим вывоза мусора.

Все эти действия очень напоминали суету в потревоженном муравейнике. При этом очень удивляло то, что с подачи регоператора всю ответственность попытались возложить на ООО «Спецтранс». Получалось как-то нескладно. Не заплатить подрядчику за выполненную работу порядка 25 млн рублей –нормально, а невозможность дальше выполнять работу ввиду отсутствия зарплаты и бензина – преступление. С такой логикой любую реформу можно в два счёта загубить. Скорее всего, так и произойдёт, если некоторые слегка обнаглевшие монополисты не образумятся и не перестанут играть в подкидного дурака.

Задуматься есть над чем. В тот день, когда прекратил свою работу «Спецтранс», в Арбитражный суд Ставропольского края поступил иск от АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» с требованием обязать регоператора ООО «ЖКХ» оплатить 2,24 млн рублей за выполненную работу. Получается, что экономить на подрядчиках – любимое занятие новоявленного регоператора?

Появилась также информация о том, что, как минимум, ещё два подрядчика (МУП «Спецавтохозяйство» и ООО «Автотранс») уходят (или их выдавливают) с мусорного рынка. На этих предприятиях уже начались массовые увольнения. Всё больше убеждаются в невозможности продолжения дальнейшего сотрудничества с ООО «ЖКХ» и другие специализированные предприятия курортного региона.

Так что не исключено, что в ближайшее время у краевого руководства появятся новые возможности по совершенствованию ручного управления мусорной реформой.

И это вполне закономерно. Сами эту кашу заварили, сами её вынуждены будут расхлёбывать!

Комментарии ()