еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Мусор – сортировать, базар – фильтровать!

Фото из открытых источников.

         В последнее время тема мусорной реформы стала довольно популярной в нашей стране. Очень часто её ругают, причём, как показывает практика, оснований для этого имеется предостаточно. Иногда можно услышать вполне реализуемые предложения, которые, по замыслу их авторов, должны поспособствовать созданию новой системы обращения с бытовыми отходами. Но нередко приходится также сталкиваться с фактами, мягко говоря, творческого отношения к серьёзной проблеме. Это когда нестандартно мыслящие граждане пытаются убедить окружающих в том, что только им известен способ решения мусорной проблемы. Поэтому им необходимо просто поверить на слово, ни в коем случае не критиковать их и непременно профинансировать их смелые начинания. И тогда всем будет счастье. В том смысле, что, следуя по указанному новоявленными энтузиастами пути, непременно будет создана идеальная система обращения с отходами, а сами отходы максимально станут использоваться в качестве вторичных материалов, сохраняя при этом природу родного края и принося солидную прибыль себе и людям.

 

«Обмануть меня не сложно. Я сам обманываться рад»

 

         Несмотря на очевидную фантастичность и неубедительность подобного рода предложений, находятся люди, готовые не только доверять им, но и считающие своим долгом оказать им всемерную поддержку. Сам по себе факт манипуляций со слабохарактерными и не слишком уверенными в себе людьми, по большому счету, ни для кого не является секретом. Но все воспринимается совсем по-другому и может превратиться в серьёзную проблему, если в качестве наивных и легко внушаемых людей окажутся персонажи, наделённые властными полномочиями и способные принимать решения, от которых  многим будет не до смеха.

         Как это  происходит на практике, можно проиллюстрировать на одном очень забавном примере.

         В ноябре прошлого года некое ООО «АгентМВ», основным видом деятельности которого была указана «утилизация отсортированных материалов», но которое, в силу каких-то причин, не смогло заработать в 2020 году ни одного рубля, направило в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края документ, озаглавленный «Производственная программа в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) на 2021 год». В этом документе было указано, что компания, в штате которой на тот момент числился 1 сотрудник, намеревается в 2021 году обработать 245,6 тыс. тонн ТКО. Именно по этой причине ООО «АгентМВ» испытывает потребность в финансах в размере 179,25 млн. рублей.

         На удивление многим, кто раньше сталкивался с работой Региональной тарифной комиссии, уже 14 декабря 2020 года протоколом РТК Ставропольского края для ООО «АгентМВ» был утверждён предельный тариф на обработку ТКО в размере 747,98 рублей за тонну. Самым странным в этой истории было то, что оснований для рассмотрения «Производственной программы» микропредприятия из города Минеральные Воды у Региональной тарифной комиссии не было. Во-первых потому, что на момент рассмотрения данного документа самого объекта мусоросортировки не существовало в природе. Его работу в тестовом режиме показали публике только 12 августа 2021 года. После чего последовало заявление одного из руководителей регионального оператора – ООО «ЖКХ», что мусоросортировочную линию необходимо ещё донастроить и отладить. Но когда эта работа завершится, он не смог точно сказать.

 

«Получи лицензию – тогда и сортируй!»

 

         Правда, возникшие технические проблемы могут оказаться не столь серьёзными, как отсутствие у него лицензии, без которой невозможно осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IY класса опасности. Судя по официальному ответу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, по состоянию на 27 июля 2021 года такую лицензию ООО «АгентМВ» оно не выдавало. Более того, получить её в ближайшее время предприятие вряд ли сможет, т. к. оно не в состоянии выполнить требования Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 1062. Там сказано, что в соответствии с Порядком лицензирования, утверждённым указанным правительственным постановлением, соискателю необходимо представить пакет документов.

         Прежде всего, требуется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий и сооружений, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ. Само собой разумеется, возникнет необходимость установления санитарно-защитной зоны, которая по действующему СанПиН должна составлять 1000 метров. Можно будет попытаться пойти по пути, недавно проложенном АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», во дворе которого ООО «АгентМВ» разместил свою мусоросортировочную линию. Как известно, после многочисленных настойчивых просьб АО «ПТЭК», один из заместителей руководителя Федеральной службы Роспотребнадзора своим решением сократил санитарно-защитную зону для мусоросжигательного завода с требуемых 1000 метров до 245 метров. Только вот, маловероятно, что он согласиться ещё раз проделать такой фокус. 

         Обязательным для получения лицензии является также наличие разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта, где будет проводиться сортировка отходов. Но и здесь соискателю нечем порадовать Росприроднадзор. В марте текущего года, когда полным ходом шли работы по строительству мусоросортировочного комплекса, управление архитектуры и градостроительства администрации Пятигорска официально сообщило, что разрешений на его строительство местный орган самоуправления не выдавал.  По нормам действующего закона это означает, что возведённый мусоросортировочный комплекс – это типичный самострой со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

«С такими талантами – и на мусоросортировке»

 

         Как это ни удивительно, но приведёнными выше фактами набор странностей, сопровождающих строительство мусоросортировочного комплекса в городе-курорте Пятигорске, не исчерпывается. Если не полениться и полистать Территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском крае, утверждённую постановлением Правительства Ставропольского края №  594-п от 24 декабря 2019 года, в приложении А13 к Терсхеме можно обнаружить, что речь шла об установке мусоросортировочной линии фирмы ООО «Хусман» (г. Москва). В действительности же приобрели более дешёвую и менее надёжную линию производства ООО ПК «Мегалион» (г. Тверь).         

         По сложившейся традиции, чтобы показать свою солидность, инвестор сам старается донести до публики информацию о том, сколько средств он вложил в реализованный инвестпроект. Порой  некоторые из них пытаются даже завысить сумму инвестиций, тем самым повышая свою значимость. Но в нашем случае инвестор почему-то выбрал иную стратегию. Он словно воды в рот набрал, когда речь зашла о стоимости мусоросортировочного комплекса. Такое поведение инвестора сразу же послужило основанием предположить, что «АгентМВ» что-то недоговаривает или пытается скрыть.

         В поисках ответа на волнующий их вопрос, некоторые граждане обратились к официальному сайту ООО ПК «Мегалион». Из имеющейся там информации они узнали, что данная компания выпускает несколько разновидностей мусоросортировочных линий. Стоимость сортировочного комплекса производительностью до 100 тыс. тонн ТКО в год начинается от 11,5 млн. рублей. Что же касается мусоросортировочных комплексов до 400 тыс. тонн ТКО в год, то указано, что их цена является договорной и зависит от комплектации, конфигурации оборудования и пожеланий заказчика. Учитывая, что за прошлый год доход ООО ПК «Мегалион» составил 116,1 млн. рублей, можно предположить, что стоимость оборудования, поставленного ООО «АгентМВ», не превысила указанной суммы.

 

Мусор сортировать – не языком молотить

 

         Из уже упоминавшейся Терсхемы обращения с отходами в Ставропольском крае, которая, как известно, утверждена правительственным постановлением и по своему содержанию должна отвечать требованиям, предъявляемым к серьёзным документам, удалось узнать, что её составителями были люди, не лишённые чувства юмора и обладающие потрясающей фантазией. Иначе трудно объяснить, как они умудрились поверить на слово ООО «АгентМВ», пообещавшему на своей мусоросортировочной линии «обеспечить отбор порядка 48 % поступающих отходов», и зафиксировать этот сногсшибательный показатель в Терсхеме. Все дело в том, что большинство мусоросортировочных линий может гарантировать отбор из общей массы несортированных бытовых отходов не более 7 – 10 процентов вторичных материалов. Если кому-то удаётся довести этот показатель до 15 – 20 процентов – это уже считается огромным успехом. Но чтобы сразу, без подготовки, с 7 процентов перескочить на 48 – такого фантастического результата ещё никому в мире не удавалось достичь.

         Вот и спрашивается, зачем было такую несусветную глупость записывать в серьёзный документ? Понятное дело, что всевозможные «Агенты» могут рассказывать любые небылицы. Но в МинЖКХ и Региональной тарифной комиссии должны работать люди, способные отфильтровывать сомнительную пену, с тем, чтобы не ставить себя в неловкое положение.

         Нелишним было бы напомнить этим юмористам и фантазёрам, что мусоросортировка исключительно для достижения высоких показателей по извлечению вторичных ресурсов – это не то, ради чего в России затевалась мусорная реформа. Речь изначально шла о создании в нашей стране новой современной отрасли – отходопереработки. А для того чтобы эта отрасль могла нормально работать, необходимо учитывать такой показатель, как экономическая эффективность. Так вот, по состоянию на сегодняшний день рентабельный конечный продукт можно произвести не более, чем из 3 – 5 процентов вторичного сырья, извлечённого из отходов. Прежде всего, речь идёт об отходах бумаги, картона, нескольких видах пластика (в т. ч. ПЭТ бутылки), жестяных банках (кроме тех, что с напылением) и металлоломе (но его в отходах незначительное количество).

         Очень непросто переработать даже извлечённое из мусора стекло. Стекольным заводам гораздо выгоднее иметь дело с первичным стеклом, чем со вторичным. Причиной тому являются огромные запасы песка и дешёвые ресурсы.

         Поэтому, когда кто-то на полном серьёзе пытается рассуждать об извлечении из ТКО 30 фракций вторичных отходов, неплохо было бы поинтересоваться у него, а куда дальше он направит их? Рентабельно переработать все эти фракции пока не представляется возможным. А рассортировать по компонентам, чтобы затем их или по отдельности сжечь в топке мусоросжигательного завода, или отдельно друг от друга разместить на мусорном полигоне – это явная глупость.

         Вот и получается, что прежде чем всерьёз заняться мусоросортировкой,  неплохо было бы изучить проблему. И, конечно же, не фонтанировать идеями, которые невозможно реализовать на практике.

Комментарии ()