еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Монополист поймал кураж

         Через несколько месяцев ударники монополистического движения Северо-Кавказского федерального округа отметят пятилетие со дня образования хитро сделанной коммерческой структуры – ООО «Холдинг Аква». Не исключено, что торжества по этому случаю смогут превзойти масштаб новогодних праздников и удивить искушённую публику своими изысками и чрезмерно насыщенной программой.

 

         Удивляться такому повороту событий вряд ли стоит. Ведь речь идёт об уникальном образце частно-государственного партнёрства, в котором принадлежащей государству солидной компании по великой милости трёх миллиардеров отведена роль некоей вспомогательной структуры. Как, наверное, многие уже догадались, в качестве младшего партнёра новоявленного монополиста, успевшего за короткий срок подмять под себя добычу, бутилирование и реализацию минеральных вод «Ессентуки № 17», «Ессентуки № 4» и «Нарзан», выступает не кто иной, как АО «Кавминкурортресурсы», от которого зависит стабильная работа четырёх курортов федерального значения – Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.

 

 

Бей своих, чтобы чужие боялись

 

         Но это всё, как говорится, лирика. А суровая проза жизни заключается в том, что почувствовавший головокружение от успехов новоявленный монополист так вошёл во вкус, что решил немного покуражиться, а заодно продемонстрировать всем окружающим, кто на кавминводском рынке бутилированных вод является теперь полноправным хозяином и к кому все (причём не только коммерческие структуры) должны испытывать душевный трепет и чрезмерное уважение.

 

         О похождениях ООО «Холдинг Аква» уже слагают легенды. Одна из них гласит, что буквально через несколько месяцев после своего появления на свет компания «Холдинг Аква» попросила главу Минпромторга Дениса Мантурова в качестве эксперимента ввести маркировку минеральной воды, ссылаясь на катастрофически возросшую долю контрафакта на рынке. Идею ввести маркировку поддержали Роспотребнадзор и Совет Федерации. По мнению некоторых легковнушаемых и чрезмерно впечатлительных сенаторов, депутатов и министров, наибольший процент контрафактной минералки наблюдался именно на Кавказских Минеральных Водах. Причём, по их мнению, в большинстве случаев подделывали именно «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».

 

 

         Правда, четыре года спустя эти же энтузиасты борьбы с выдуманным контрафактом вынуждены были признать, что их утверждения о якобы имевшей место на Кавминводах повальной подделке минералки, мягко говоря, не имели под собой никакого основания. В частности, это стало известно из заявления первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, руководителя рабочей группы по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, Сергея Митина. 27 июня 2022 года, осмотрев линию розлива ООО «ТЭСТИ» (структурного подразделения ООО «Холдинг Аква»), высокий гость заявил следующее: «После введения маркировки отрасль упакованной воды обелилась практически на десять процентов. Наибольшее количество «обелившихся» производителей наблюдается в Краснодарском крае и Ростовской области».

 

         Иными словами, до этого во всех смертных грехах обвиняли исключительно предприятия, осуществляющие промышленный розлив минералки в регионе КМВ. Но когда контрольно-надзорные органы всерьёз занялись этой проблемой, вдруг неожиданно выяснилось, что «баловались» контрафактом, по большей части, на Кубани и в Ростовской области. Насколько это станет сильным утешением представителям кавминводского бизнеса, серьёзно пострадавшим от сомнительных претензий к нему, судить сложно. Но с высокой степенью уверенности можно утверждать, что поступили с ними не совсем красиво. И заставлять их отдуваться за чужие шалости было не совсем правильным решением.

 

 

«Дядя, дай 10 копеек»

 

         А тем временем уверовавшее в своей непогрешимости ООО «Холдинг Аква» решило продолжить увлекательную операцию ковки железа, не отходя от кассы. Оценить экономическую модель процветания холдинга можно, в частности, наблюдая за нестандартными решениями руководства компании, принимаемыми им в динамично меняющейся ситуации.

 

         Посудите сами. 7 февраля 2022 года в интервью ТАСС гендиректор ООО «Холдинг Аква» Святослав Вильк заявил о грандиозных планах компании на 2022 год: «В 2022 году мы планируем потратить на 25% больше, чем в прошлом — инвестировать порядка 100 млн рублей. Это без учёта текущего содержания и ремонта скважин», — сказал словоохотливый господин Вильк.

При этом он не преминул упомянуть, что основной упор будет сделан на развитие нового бренда, реконструкцию скважин и модернизацию производства. «Мы ожидаем, что это ещё больше повысит уровень качества выпускаемой продукции, что позволит не только увеличить объёмы производства, но и достичь более качественного роста объёмов продаж и снижения влияния негативных факторов на себестоимость продукции, что приведёт к укреплению позиций компании на рынке и в целом повысит привлекательность брендов предприятия», — добавил гендиректор ООО «Холдинг Аква».

 

         Не прошло и сорока дней, как 17 марта 2022 года всё тот же Святослав Вильк в очередном своём интервью агентству ТАСС вынужден был перейти на более минорный лад. На этот раз он предпочёл рассказать о значительном росте стоимости используемого компанией сырья, которое за месяц подорожало в два раза, что негативно повлияло на себестоимость готовой продукции. Для того что работать в штатном режиме, Святослав Вильк предложил, как ему показалось, безупречный рецепт спасения новоявленного монополиста. «В таких условиях российскому бизнесу необходима поддержка государства и его участие в сохранении стабильной ситуации на внутреннем и внешних рынках», — нисколько не сомневаясь в своей правоте, заявил журналистам Вильк.

 

            Чтобы было более понятно читателям, следует напомнить, что единственным сырьём, используемым при производстве бутилированной минералки, является подземная минеральная вода. В то же время, если обратиться к сайту ООО «Холдинг Аква», можно узнать, что целью компании является «создание предприятия полного цикла по добыче, розливу и дистрибюции минеральной воды в России на внутреннем и внешних рынках». Иными словами, данная компания сама добывает минеральную воду, сама разливает её в бутылки, сама реализует готовую продукцию через торговые сети. При таком раскладе своеобразный «плач Ярославны» о подорожании сырья является абсолютно неуместным, т.к. ценовая политика в отношении добываемого сырья полностью зависит от решения ООО «Холдинг Аква». Тем более выглядит некрасивым стремление руководства не бедствующей коммерческой структуры «урвать долю малую» от государства для повышения рентабельности своего производства.

 

 

 

С арифметикой не поспоришь

 

         Как это выглядит на самом деле, можно рассмотреть на конкретном примере. Всем известно, что минеральную воду «Ессентуки № 4», которую бутилирует подконтрольное ООО «Холдинг Аква» ООО «Тэсти», добывает из скважины № 71, расположенной на Западно-Быкогорском участке Ессентукского месторождения подконтрольное всё тому же ООО «Холдинг Аква» ООО «Холод розлив». ООО «Холод розлив», в штате которого числятся 13 человек, заработало в 2021 году 399,3 млн рублей, более чем в два раза улучшив аналогичный показатель 2020 года. Впечатляющим оказался также трёхкратный рост прибыли предприятия, который в прошлом году достиг 32,5 млн рублей.

 

         ООО «ТЭСТИ», 100 процентов акций которого принадлежат учредителю ООО «Холдинг Аква» компании «Аква инвестиции», на протяжении последних трёх лет демонстрирует устойчивую динамику роста доходности. За это время предприятие сумело нарастить объём реализации своей продукции примерно в три раза, доведя его по итогам 2021 года до величины в размере 643,3 млн рублей. Также неплохими темпами росла его прибыль, составив в 2021 году 75,8 млн рублей.

 

         Да, действительно экономическая ситуация в нашей стране на протяжении нескольких последних месяцев далека от идеальной. Многие компании испытывают серьёзные экономические трудности и нуждаются в поддержке государства. Но что-то мне подсказывает, что компании, получающие многомиллионную прибыль, явно не должны находиться в первых рядах получателей господдержки.

 

         Есть ещё один нюанс, заставляющий более внимательно посмотреть на взывающих о помощи монополистов из ООО «Холдинг Аква». Подконтрольные ему компании придумали неплохую схему, с помощью которой рассчитывают заметно улучшить своё финансовое положение. В начале этого года с разницей в две недели ООО «ТЭСТИ» направило в суд два исковых заявления с требованиями взыскать с ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» и ЗАО «Водная компания «Старый источник» по 3 млн рублей с каждого.  Как было указано в заявлениях, «за незаконное использование обозначения «Ессентуки», сходного до степени смешения с наименованием места происхождения товара «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».

 

         Но 14 июля текущего года ООО «ТЭСТИ» уточнило свои требования, решив, что со «Старого источника» следует взыскать 9,7 млн рублей, а с «Аква-Вайта», так и вовсе – 474 млн рублей. Для сравнения, эта сумма лишь немного меньше дохода, полученного ООО «ТЭСТИ» в 2021 году. Несмотря на то, что эти два процесса рассматривают разные судьи, они тут же синхронизировались. Следующее заседание суда по обоим делам назначено на 31 августа 2022 года.  Так что следует запастись попкорном и внимательно понаблюдать за разворачивающимися событиями.

 

         Что интересно, сама головная компания ООО «Холдинг Аква» тоже не сидит сложа руки. 13 апреля текущего года она инициировала судебную разборку, требуя взыскать с Управления ФАС по Ставропольскому краю 1,4 млн рублей, якобы полученных антимонопольщиками в виде неосновательного обогащения.

 

         Честно говоря, такие события не часто встречаются в судебной практике. Но они наводят на определённые грустные размышления. В частности, на такие: «А чем ещё нас способно будет удивить ООО «Холдинг Аква», посчитавшее, что оно ухватило удачу за хвост?».

Комментарии ()