еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Травневская модель модернизации экономики Пятигорска потерпела крах

За свою 237-летнюю историю город-курорт Пятигорск повидал всякое. Но, пожалуй, мало кто рискнёт поспорить с утверждением, что такого контраста между щедро раздаваемыми обещаниями и реально происходящими событиями, как это наблюдалось в первые семнадцать лет двадцать первого века, не было никогда ранее. Наиболее ярко это иллюстрируется периодом жёстко-авторитарного правления весьма колоритной личности по фамилии Травнев. Несмотря на то, что в октябре 2017 года он вынужден был со скандалом покинуть пост местного градоначальника, господин Травнев ранее умудрился получить высокую оценку от краевого руководства, решившего отметить его «особый вклад в развитие органов местного самоуправления» – медаль «За заслуги перед Ставропольским краем».

Программы должны разрабатывать не недоучки, а профессионалы!

Одним из направлений особого вклада Льва Травнева в преобразование муниципального образования был неустанно популяризировавшийся им программный метод развития территории. С этой целью в Пятигорске летом 2014 года утвердили целевую программу «Модернизация экономики, развитие малого и среднего бизнеса, курорта и туризма, энергетики, промышленности и улучшение инвестиционного климата» на 2014-2019 годы. Однако произошло то, чего менее всего ожидал не в меру инициативный мэр. Начиная с ноября 2017 года отвечать за модернизацию пятигорской экономики и развитие бизнеса было доверено совершенно другому человеку – Андрею Скрипнику.

Выступая 30 ноября 2017 года перед депутатами городской Думы, проголосовавшими за его избрание на должность главы Пятигорска, Андрей Скрипник заявил: «Могу подтвердить, что тот курс на созидание, который был заложен, будет продолжаться». А ещё он добавил, что считает единственно верным направлением развития Пятигорска поддержку его курортно-рекреационной составляющей.

Не прошло и месяца, как новый глава столицы СКФО поставил свою подпись под документом, буквально перечеркнувшим амбициозные планы своего предшественника. На деле это означало, что кандидат экономических наук Андрей Скрипник посчитал слишком утопической программу развития города-курорта, которую на протяжении четырёх лет пытался воплотить в жизнь обладатель липового диплома о высшем образовании Лев Травнев.

Общий объём инвестиций, предусматривавшийся на реализацию мероприятий программы, новый мэр сократил примерно на треть – с 3,8 млрд рублей до 2,7 млрд рублей. При этом срок действия программы решено было продлить ещё на три года – до 2022 года. Что самое удивительное, порядка 81% всех затрат теперь планируется осуществить в 2019-2022 годах, постепенно сокращая их с 643 млн рублей в 2019 году до 439 млн рублей в 2022 году. Такую модель развития экономики иногда называют методом затухающего колебания маятника. Не исключено, что если ещё раз попытаются внести изменения в программу модернизации экономики Пятигорска, то в её окончательном варианте в графе «Затраты» окажутся сплошь прочерки и нули.

Из программы выбросили лишнее

Определённый интерес представляет структура адаптированной к новым экономическим реалиям программы. В прежнем варианте она насчитывала пять подпрограмм. Теперь же их осталось всего три. Новый руководитель города посчитал необязательным оставлять на будущее подпрограмму «Защита прав потребителей». Вероятнее всего, он пришёл к убеждению, что всех потребителей уже давно и надёжно защитили, затратив на выполнение этой благородной задачи по 75 тыс. рублей в 2014, 2015 и 2016 годах. В пересчёте на каждого потребителя это выходило примерно по 30 копеек в год. Но на какие только жертвы не пойдёшь ради достижения высокой цели. Согласитесь, приятно осознавать, что хотя бы в одном муниципальном образовании потребители надёжно защищены от всякого рода неприятностей и на такие мелочи уже нет необходимости больше отвлекать силы и средства.

Не нашлось также места в изменённой программе подпрограмме «Обеспечение реализации программы и общепрограммные мероприятия на 2014-2019 годы». Что это такое и с чем его необходимо употреблять, никто толком не понял. Разве что за исключением управления экономического развития администрации Пятигорска, являющегося разработчиком и соисполнителем данного программного документа. Обозначенная в ней в качестве основного мероприятия «управленческая и организационная деятельность управления экономического развития» могла произвести впечатление разве что на чиновника, не усвоившего азы экономической науки, а получившего диплом с заветной записью в качестве своеобразного сувенира. Но то, на что не обратил внимания господин Травнев в силу ущербности своего профессионального образования, для нового руководителя администрации оказалось неприемлемым. Не исключено, что он мог даже порекомендовать сотрудникам управления экономического развития в дальнейшем не украшать серьёзные документы элементами фэнтези.

Повышая энергоэффективность, развивать малый бизнес и туризм

Первой по порядку обозначена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства». Данный сектор экономики очень важен для курортного Пятигорска и вносит в её развитие существенный вклад. Не исключено, что из лучших побуждений затраты на реализацию столь значимой подпрограммы сократили не так резко, как для остальных – всего на каких-то 6%. Тем не менее в абсолютном выражении цена поддержки малого бизнеса выглядит не столь впечатляющей. Как и ранее планировавшиеся на эти цели 9,4 млн рублей, так и оставшиеся после пересмотра приоритетов 8,85 млн рублей по сути являются каплей в море, не способной всерьёз рассчитывать на экономическое чудо. Тем более что основные затраты по этой статье (77%) уже произведены. А в предстоящую пятилетку холить и лелеять малый бизнес предполагается в щадящем режиме – всего по 400 тыс. рублей в год. Чтобы было более понятно читателям, на поддержку малого бизнеса в Пятигорске в течение предстоящих пяти лет направят 0,01% городского бюджета.

Не менее интересной предстаёт обновлённая подпрограмма «Развитие курорта и туризма», которую сократили почти на треть (на 31%). По мнению разработчиков, основные затраты на её реализацию должны понести частные инвесторы, которым великодушно предоставили возможность профинансировать 85% предусмотренных затрат. Причём за предыдущие четыре года инвестиции по факту составили 5% от ожидаемых. Добиться от частных инвесторов непреодолимого желания направить все свои сбережения в развитие курортно-туристической отрасли – задача не из лёгких. Не исключено, что её решение знает нынешний глава Пятигорска. Тем более будет приятно увидеть, как спустя каких-то пять лет он блестяще справится с такой головоломкой.

Примечательно, что теперь начиная с 2018 года и по 2022 год включительно в рамках подпрограммы «Развитие курорта и туризма» будет финансироваться исключительно мероприятие «Повышение доступности туризма в городе Пятигорске и развитие его инфраструктуры», на что ежегодно будет выделяться по 370 тыс. рублей. Это примерно столько, сколько стоят восемь бюджетных путёвок в санаторий среднего класса. Но, как выясняется, даже на эти не слишком впечатляющие средства рассчитывать санаторно-курортной отрасли не стоит. Планируется, что все они до копейки потратятся на «повышение доступности туризма». В таком случае гораздо честнее было бы переименовать подпрограмму в «Развитие туризма» и позабыть о том, что при вступлении в должность нынешний глава Пятигорска клятвенно заверил депутатов в приоритетности развития курортно-рекреационной составляющей.

Единственной подпрограммой, которой не только удалось избежать сокращения, но даже немного прибавить в денежном выражении, стало «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Вместо прежних 129,6 млн рублей теперь на реализацию её мероприятий решено направить 156,6 млн рублей. Однако и здесь не обошлось без сюрприза. По факту 112,6 млн рублей (72%) уже освоено. В оставшийся период времени до 2022 года сберегать энергию и повышать эффективность её использования собираются, тратя ежегодно не более 8,8 млн. Если при таком уровне финансирования удастся достичь заявленных целей, это может оказаться первой в мире успешно реализованной попыткой такого удачного вложения финансовых средств.

«А верным ли путём идёте, товарищи?»

Полезность любой программы принято оценивать по её конечному результату. Если посмотреть на подпрограмму «Развитие курорта и туризма» как на самую затратную часть программы «Модернизация экономики Пятигорска», то по итогам её реализации должен был наблюдаться рост количества отдыхающих в санаториях города-курорта. 12 января 2018 года на официальном сайте администрации Пятигорска появилась информация, из которой следовало, что в 2017 году в двадцати одном санаторно-курортном учреждении столицы СКФО отдохнули порядка 98 тысяч человек. А если обратиться к вышеупомянутой программе, то ровно столько же отдыхающих приняли пятигорские здравницы в 2015 году. Неужели после этого кто-нибудь рискнёт сказать, что три года топтания на месте – это самое что ни на есть развитие отрасли?

К сожалению, детальное ознакомление с новой городской программой не даёт повода для оптимизма. Согласно ей, городские власти не планируют с 2017 по 2022 годы финансировать такие значимые для муниципального образования проекты, как «Строительство коммуникационных сетей», «Постановка на учёт бесхозяйных объектов инфраструктуры», «Мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду в муниципальном секторе», «Разработка и продвижение курортно-туристического продукта Пятигорска» и ещё целый ряд проектов.

Складывается впечатление, что основное, в чём преуспели и бывшие, и нынешние руководители курортного Пятигорска, – актуализация программ развития путём резкого сокращения их финансирования.

В таком случае представляется вполне объективной оценкой такой кипучей чиновничьей деятельности старая русская поговорка о том, что хрен не слаще редьки.

Комментарии ()