еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Минкавказ оказался самым слабым звеном

Изменения в высших властных эшелонах страны, старт которым дал Президент Российской Федерации Владимир Путин в своём послании к Федеральному Собранию 15 января 2020 года, стали происходить столь стремительно, что любые прогнозы относительно дальнейшего развития событий превратились в занятие неблагодарное, а зачастую даже бесполезное. Подтверждением тому можно считать неожиданные для большинства наших сограждан структурные изменения в правительстве, и особенно кадровые назначения.

Отчитался о проделанной работе – ступай с миром!

Единственным решением главы государства, которое никого не удивило и не расстроило, можно считать упразднение Министерства по делам Северного Кавказа. Честно говоря, такой исход Минкавказу прочили уже давно. А тут подвернулся прекрасный случай, не принимая отдельного решения, обосновать всё необходимостью оптимизации структуры правительства. Что в конечном итоге и было сделано.

Вряд ли можно утверждать, что сотрудники министерства были об этом заранее проинформированы. По крайней мере, на такую мысль наталкивают события, произошедшие 21 января 2020 года.

Ещё утром, проводя совещание по итогам работы ведомства в 2019 году, исполнявший обязанности министра Сергей Чеботарёв особо отметил «эффективную реализацию мероприятий в рамках государственной программы РФ «Развитие СКФО» в прошлом году, кассовое освоение средств бюджета по которой составило 97,4%».

Эффективность работы министерства Сергей Викторович умудрился свести к одной-единственной формулировке – «кассовое освоение средств бюджета». Если обратиться к официальной информации, размещённой на сайте Минкавказа, то можно заметить, что это словосочетание повторяется целых семь раз. Иных критериев оценки работы своих подчинённых министр не смог привести.

Получается, что главной своей задачей Министерство по делам Северного Кавказа считало потратить до копейки выделенные средства федерального бюджета, не задумываясь об обоснованности затрат, экономическом и социальном эффекте, обусловленном вложением бюджетных миллиардов, ожидаемом увеличении налоговых поступлений и т.д. Это выглядело очень странно для министерства экономического блока. Не теми терминами оперировал министр.

Не исключено, что такой подход предопределил дальнейшее развитие событий. Во второй половине дня 21 января стало известно о подписании Владимиром Путиным документа, в котором говорилось: «Упразднить Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, передав его функции Министерству экономического развития Российской Федерации. Установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником министерства РФ по делам Северного Кавказа по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений».

Из последней части формулировки об упразднении Минкавказа следует, что ведомство так эффективно трудилось над выполнением поставленных перед ним задач, что теперь Минэкономразвитию придётся ещё подчищать за ним и отдуваться за чужие грехи.

Развивать нацпарк, уничтожая недра?

Днём ранее, 20 января, небезызвестная Ольга Рухулаева (теперь уже бывшая замглавы Минкавказа) провела заседание межведомственной рабочей группы, на котором рассматривался вопрос о дальнейшем развитии территории национального парка «Кисловодский». Говорили о том, что данный процесс развивается по плану, в соответствии с которым 23 включённых в него мероприятия успешно выполнены. Осталось реализовать всего лишь девять, после чего нацпарк преобразится до неузнаваемости, приятно удивляя и радуя своих посетителей. Все участники совещания, как полюбившееся заклинание, наперебой говорили о том, что нацпарк «Кисловодский» является самым большим природным парком в Европе, не позабыв упомянуть, что на его территории сосредоточены уникальные природные ресурсы, археологические и культурные объекты.

Правда, дальнейший ход рассуждений привёл «преобразователей нацпарков», включая саму госпожу Рухулаеву, к парадоксальному выводу, поражающему своим цинизмом и незнанием норм действующего природоохранного законодательства.

Пресс-служба бывшего Министерства по делам Северного Кавказа написала: «Представители федеральных органов исполнительной власти, правительство Ставропольского края и администрация города-курорта Кисловодска в ходе обсуждения пришли к единому мнению о том, что территорию парка нужно развивать, и в первую очередь, вновь провести комплексное экологическое обследование территории, чтобы принять согласованное решение всех заинтересованных сторон о границах первой зоны горно-санитарной охраны Кисловодского курортного парка».

Можно даже не сомневаться в том, что данная формулировка имеет все шансы быть признанной образцом чиновничьей глупости. Если обратиться к Федеральному закону «Об особо охраняемых территориях» № 33-ФЗ (чего не потрудились сделать участники рабочей группы), то нетрудно заметить, что «вокруг национального парка создаётся охранная зона с ограниченным режимом природопользования».

Что же касается зон горно-санитарной охраны, то они были утверждены в 1985 году так нелюбимым чиновниками Минкавказа правительственным постановлением № 300. Никаким образом они не затрагивали нацпарк. Просто потому, что на тот момент его не существовало. Зоны горно-санитарной охраны были установлены для курорта (вначале – всесоюзного, а затем – федерального значения) Кисловодск. Но манипулировать ими, основываясь всего лишь на данных экологического обследования территории, –означает совершить преступление против курорта, который, как известно, является национальным достоянием.

Сработала система защиты курортного региона?

Это можно считать простым совпадением, но удивительным образом в состав обновлённого правительства не вошли многие из тех, чьи действия несли в себе скрытую и явную угрозу для курортного региона КМВ.

Не нашлось в нём места экс-вице-премьеру Виталию Мутко, курировавшему Минкавказ и заботившемуся об интересах забавной коммерческой структуры «Стрелка». Той самой, которая в настоящее время на примере Кисловодска пытается разработать модель пространственного освоения городской территории. Само собой разумеется, курортная составляющая в данной модели не в приоритете.

Осталась за бортом экс-вице-премьер Ольга Голодец. К слову сказать, абсолютное большинство её поручений по итогам заседания в 2016 году президиума Госсовета в Белокурихе, посвящённого курортной тематике, остались невыполненными. Так что для курортов и курортологов это не великая потеря.

Лишилась своего поста Вероника Скворцова, в бытность свою главой Минздрава РФ разработавшая оскандалившийся законопроект № 555658-6, который с сентября 2014 года застрял в Госдуме. А ведь если бы народные избранники его утвердили, то уже давно курортов федерального значения не было бы и в помине. Да, к великой радости таких персонажей, как Ольга Рухулаева, исчезли бы зоны горно-санитарной охраны курортов.

Потерял свой политический вес Антон Силуанов, перестав быть вторым человеком в правительстве. А ведь именно он благословил частно-государственное партнёрство в виде ООО «Холдинг Аква», в котором госпредприятию АО «Кавминкурортресурсы» принадлежит всего 25 %. И это несмотря на то, что и Генпрокурор Юрий Чайка, и главы Минэкономразвития и Минкавказа высказывали серьёзные опасения относительно ущемления государственных интересов и утраты госконтроля над природными лечебными ресурсами региона КМВ.

К этому списку можно добавить экс-полпреда Президента в СКФО Александра Матовникова, который продвигал идею застройки вершины горы Машук, являющейся памятником природы, и расположенной в границах первой зоны горно-санитарной охраны федерального курорта Пятигорск. По замыслу Героя России, на этом месте должны были появиться гостиницы, рестораны и прочие увеселительные заведения. Произошедшие кадровые перестановки показали, что не всем бредовым идеям суждено сбыться.

Необходимо очистить все авгиевы конюшни

Тем не менее пока что остаётся неясной судьба двух «институтов развития» – КСК и КРСК. Обе эти корпорации были подконтрольны Минкавказа. Поэтому логично было бы ожидать, что они повторят судьбу своего куратора. Сами организации в последние дни напоминают растревоженный муравейник.

Но не стоит утверждать, что принятые на правительственном уровне решения застали их врасплох. После неоднократных проверок Генпрокуратуры и Счётной палаты РФ, признавших их работу неэффективной, после обидных слов, сказанных руководителем Совфеда Валентиной Матвиенко, сравнивших КСК и КРСК с «прокладками-корпорациями» и «структурами-воровайками», их сотрудники в буквальном смысле сидели на чемоданах. Вероятнее всего, в ближайшее время будет озвучено давно ожидаемое решение.

В таком случае от гнёта Корпорации развития Северного Кавказа сможет освободиться АО «Кавминкурортресурсы». Это может приостановить опасный эксперимент, затеянный КРСК в отношении главного недропользователя курортного региона.

Неопределённой становится дальнейшая судьба ООО «Холдинг Аква», в который КРСК затащили «Кавминкурортресурсы». И здесь своё весомое слово может сказать полпред президента в СКФО Юрий Чайка, ранее озвучивавший свою позицию государственника по отношению к хитро сделанному ООО «Холдинг Аква».

В любом случае произошедшие перемены следует рассматривать как обнадёживающие для Кавказских Минеральных Вод. Если удастся окончательно зачистить хвосты Минкавказа, то это позволит курортному региону избежать самого худшего сценария развития событий.

Комментарии ()