еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Минкавказ не перестаёт удивлять

В мае 2019 года исполнится ровно пять лет с момента создания Министерства по делам Северного Кавказа. Это самое молодое министерство в структуре федерального правительства. Перед ним были поставлены серьёзные задачи, от решения которых напрямую зависело улучшение социально-экономических показателей Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее экспертное сообщество довольно скептически оценивает результаты пятилетней работы Минкавказа, которая, по их мнению, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.

В мае прошлого года министерство возглавил новый руководитель, не связанный с прежней управленческой командой. Им стал Сергей Чеботарёв, до назначения на пост министра длительное время проработавший в Администрации Президента Российской Федерации.

К цифрам нужно относиться внимательно

Как и предполагалось, новый министр решил переформатировать работу вверенного ему ведомства. Прежде всего благодаря его усилиям в очередной раз претерпела серьёзные изменения многострадальная госпрограмма «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». За пять лет своего существования в неё девять раз вносили коррективы, последние из которых вступили в силу буквально несколько недель назад. В результате она заметно подросла, а общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на её воплощение в жизнь с 2013 по 2025 годы, составил 264,3 млрд рублей. В общей сложности в Программе нашлось место пятнадцати подпрограммам. Но с учётом того, что три из них были досрочно прекращены ещё в 2016 году, реально действующих подпрограмм осталось двенадцать.

Определённый интерес представляют ожидаемые результаты её реализации. В частности, к 2025 году внебюджетные инвестиции должны вырасти до 192,4 млрд рублей. Иными словами, на каждый бюджетный рубль, вложенный в развитие СКФО, Минкавказ как ответственный за реализацию данной программы должен обеспечить привлечение 73 копеек внебюджетных инвестиций. Честно говоря, это не самый высокий показатель экономической эффективности. Но, зная реальное положение дел в округе, можно будет говорить о серьёзном успехе, если удастся достигнуть хотя бы таких результатов.

Очень забавным выглядит ещё один ориентир, к достижению которого призывают двигаться разработчики Программы. Его формулировка «…увеличение количества туристов, посетивших курорты туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, к 2020 году до 704774 человек, к 2025 году – до 1674040 человек» не позволяет сделать однозначного вывода, о каких курортах идёт речь и почему эти цифры не коррелируют с теми, что указаны в недавно утверждённой Стратегии развития туризма в СКФО.

Но не только это вызывает удивление. В начале текущего года, а если быть точнее, 16 января 2019 года, Сергею Чеботарёву была предоставлена возможность в рамках «Правительственного часа» пообщаться с сенаторами и рассказать им о результатах работы Минкавказа и планах министерства на ближайшую перспективу.

Говоря тогда об итогах 2018 года, Сергей Викторович порадовал сенаторов информацией о том, что турпоток на курорты туристического кластера вырос на 25 процентов к уровню 2017 года и превысил 730 тысяч человек. Это на 25 тысяч человек больше того показателя, который в соответствии с новой версией Программы необходимо достичь в 2020 году. Такое небрежное обращение с цифрами для министерства, входящего в экономический блок, выглядит очень странно и даёт основание поставить под сомнение достоверность остальных показателей и выводов, приведённых в Программе.

Кавминводам снова не повезло

Ещё одной особенностью новой версии старой программы является появление в ней подпрограммы «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод». Как известно, в первых вариантах «Программы развития СКФО» подпрограмма, посвящённая курортному региону, имела место быть. Проблема состояла только в том, что на её реализацию не было предусмотрено ни копейки бюджетных средств.

Такое «творческое» отношение к федеральным курортам очень не понравилось спикеру Совфеда Валентине Матвиенко, которая в июне 2014 года устроила разнос прежнему руководителю Минкавказа Льву Кузнецову, потребовав от него более внимательно относиться к проблемам Кавминвод. Надо отдать должное, Лев Владимирович оказался ещё тем креативщиком. В результате появилась подпрограмма по созданию медкластера на КМВ, с помощью которой министерские чиновники надеялись оздоровить экологическую ситуацию в курортном регионе и создать предпосылки для процветания санаторно-курортного комплекса. Разработчиков программы не смутило тогда то обстоятельство, что их предложение выглядело насколько фантастическим, настолько и утопическим.

Казалось бы, прежние ошибки теперь учтены, и нам всем только и остаётся искренне порадоваться за заботу государства о дальнейшей судьбе единственного в России курортного региона. Но не следует торопиться с выводами. Прежде всего потому, что развивать собираются не федеральные курорты, а муниципальные образования, расположенные в границах курортов. Согласитесь, это не одно и то же. За три года действия подпрограммы предполагается построить дополнительно 275 мест в школах, 320 мест в детсадах, да ещё несколько спортивных площадок.

Особенно трогательно выглядит предложение Минкавказа к 2021 году увеличить площадь благоустроенной городской территории на 1,14 гектара. Учитывая, что данная подпрограмма действует только в отношении двух городов-курортов (Кисловодска и Пятигорска), получается, что ежегодно в них будут благоустраивать по 950 квадратных метров. Много это или мало, каждый может решить самостоятельно. Только вот что-то подсказывает мне, что такими темпами завершить в ближайшем столетии благоустройство городов-курортов не получится.

Интересна ещё одна деталь. На реализацию подпрограммы «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство КМВ» за три года намереваются потратить 4,2 млрд рублей. Это на 300 млн меньше той суммы, которая ежегодно будет выделяться на развитие инфраструктуры так называемых горнолыжных курортов Северного Кавказа. А всего на подпрограмму «Развитие туризма в СКФО» до 2025 года выделяется ни много ни мало 35,2 млрд рублей. Из чего можно сделать довольно неутешительный вывод – по шкале минкавказовских ценностей горнолыжные турбазы примерно в девять раз важнее бальнеологических курортов.

Чудны дела твои, Минкавказ!

Говоря об обновлённой Программе, нельзя не сказать пару слов о такой замечательной подпрограмме, которая называется «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие СКФО». Примечательно, что об успешности её реализации предложено судить по двум целевым индикаторам – количеству подготовленных отчётов и количеству принятых нормативно-правовых актов. На это направление работы разработчики Программы не пожадничали, предусмотрев в общей сложности более 5,5 млрд рублей. Кстати говоря, это на 1,3 млрд рублей больше, чем на развитие Кавказских Минеральных Вод.

Что же предполагается сделать за бюджетные миллиарды? Прежде всего ежегодно подготавливать по пять отчётов о социально-экономическом развитии СКФО. Дополнительно к этому намереваются принимать по два нормативно-правовых акта в год.

Не менее интересной выглядит подпрограмма «Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в СКФО», бюджетное финансирование которой составляет 472 млн рублей. Исходя из текста данного документа, выходит, что к 2025 году доля граждан Российской Федерации, регулярно получающих положительную информацию о событиях в СКФО, должна будет увеличиться до 39 процентов.

Если обратиться к стенограмме уже упоминавшегося заседания Совета Федерации, которое состоялось 16 января 2019 года, то можно обнаружить странное несовпадение цифр. Выступая перед сенаторами, руководитель Министерства по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв заявил тогда следующее: «Завершая тему 2018 года, отмечу, что Минкавказ продолжает заниматься работой по формированию государственной информационной политики на Северном Кавказе. И мы видим, что оценка происходящих в округе событий меняется: если в 2016 году только 22 процента граждан получали положительную информацию о событиях на Северном Кавказе, то в 2018 году их доля выросла до 53 процентов».

Следовательно, если верить министру (а оснований не доверять ему нет), то получается, что уже до начала действия этой подпрограммы можно было смело рапортовать о её успешной реализации. В противном случае необходимо признаться, что экономисты из Минкавказа опять что-то напутали с цифрами, тем самым в очередной раз поставив в неловкое положение своего руководителя.

Мужик сказал – мужик сделал!

Есть ещё два момента, которые серьёзным образом способны отразиться на формировании итоговой оценки деятельности Министерства по делам Северного Кавказа. Это – завершение строительства международного выставочного центра в Минеральных Водах и начало строительства медицинского кластера в Малокарачаевском районе КЧР.

По каждому из этих проектов министр Чеботарёв уже успел сделать громкие заявления. Выступая перед журналистами 25 декабря 2018 года, он чётко обозначил временные рамки создания медицинского кластера: «Мы скорректировали формат строительства медкластера и готовы будем предложить этот проект инвесторам после разработки проектной документации, которая будет завершена во втором квартале 2019 года». Через три недели, выступая перед сенаторами, Чеботарёв пообещал не позднее третьего квартала 2019 года завершить строительство выставочного комплекса, который, по образному выражению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, уже стал «притчей во языцех».

Так что, возможно, сам того не желая, Сергей Викторович предложил два чётких и понятных критерия, по которым наши сограждане смогут оценить успешность работы всего министерства в 2019 году.

Выбор у министерских чиновников теперь небогатый – или оправдать надежды, или снова удивить. Что ж, поживём – увидим.

Комментарии ()