еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кому выгодно создавать мифы о контрафактной минералке?

Как же забавно иной раз наблюдать за тем, как досужими россказнями и разглагольствованиями о государственных интересах, заботе о защите прав потребителей, поддержке добросовестных товаропроизводителей пытаются стыдливо прикрыть банальный передел сложившегося рынка, подогнав его параметры под аппетиты новоявленного монополиста. При этом не брезгуют ничем – ни за уши притянутыми фактами, ни цифрами, взятыми с потолка, ни аргументами, достоверность которых вызывает большое сомнение.

Всё сказанное выше в полной мере относится к захватывающему процессу монополизации бренда минеральной воды «Ессентуки», активная фаза которого наблюдается на протяжении последних двух лет. Самое удивительное заключается в том, что ключевая роль в нём отводится так называемой «борьбе с контрафактом». Тем более что, судя по некоторым высказываниям участников этой борьбы, не все из них понимают значение слова «контрафакт», из чего проистекают всевозможные конфузы.

 

Как рождаются сенсации

Не так давно с очередным рабочим визитом на Ставрополье побывала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. На состоявшемся в краевом центре 8 июля совещании Валентина Ивановна особое внимание уделила именно борьбе с контрафактной продукцией, подчеркнув, что данная тема находится на особом сенаторском контроле.

Правда, из её высказываний стало понятно, что пока что в верхней палате российского парламента решили сосредоточить свои усилия только на минеральной воде, большой объём которой не соответствует своему названию, указанному на этикетке. Для представителей Ставропольского края, являющегося одним из лидеров в производстве бутилированной минеральной воды, было непросто согласиться с озвученной спикером Совфеда информацией, которая заявила: «Еще много воды непонятного происхождения. По оценкам экспертов, до 80% минеральной воды, стоящей на полках магазинов, не соответствует названию». Тем не менее никто из присутствовавших на том совещании не рискнул поставить под сомнение данное утверждение.

Назревала сенсация. Выходило, что только каждая пятая бутылка минералки, продаваемая в отечественных магазинах, имеет легальное происхождение, а находящееся в них содержимое соответствует тому, что указано на этикетке. Возникал вполне закономерный вопрос: «А что же всё это время делали представители контрольно-надзорных органов, призванные защищать потребителей и ограждать их от введения в заблуждение?»

Однако сенсация продержалась недолго. Буквально на следующий день, 9 июля 2019 года, СМИ распространили официальное сообщение Минпромторга России, согласно которому, стало ясно: «…точно определить долю такой продукции (контрафактной минеральной воды) не представляется возможным в связи с тем, что участники оборота незаконной продукции, как правило, не предоставляют сведения, в том числе об объёмах реализации, а также не осуществляют оплату обязательных налоговых и таможенных платежей».

 

Не все эксперты одинаково полезны

Всё вроде бы стало на свои места. Вот только осадочек нехороший в душе остался. Не сама же Валентина Ивановна путём несложных арифметических действий вывела цифру «80%». Наверняка кто-то сумел убедить её в этом.

Иначе как тогда объяснить тот факт, что эту злополучную цифру она успела уже озвучить не один раз? В частности, 14 февраля 2019 года, настаивая на необходимости усиления госконтроля за качеством минеральной воды, спикер Совфеда заявила: «По оценкам экспертов, 80% воды не соответствуют её названию. В этой воде отсутствуют особые свойства минеральной воды».

Можно вспомнить также слова, произнесённые Валентиной Матвиенко 20 декабря 2018 года, когда она потребовала поскорее избавиться от контрафакта на рынке минеральной воды. «Это грубейшее нарушение норм, правил законодательства, когда производят и продают контрафактную воду не понятно какого качества – из-под крана или ещё откуда-то. С этим надо жесточайшим образом бороться, со всем контрафактом», – не обращая внимания на существенные отличия между «фальсификатом» и «контрафактом», констатировала руководитель верхней палаты российского парламента.

Незадолго до этого был опубликован отчёт об исследовании питьевой минеральной воды, подготовленный международной ассоциацией «Антиконтрафакт», которую возглавляет Асламбек Аслаханов. По данным неназванных аналитиков, доля подделок на этом рынке составила от 50 до 75%. Опираясь на озвученные данные, гендиректор ООО «Холдинг Аква» Сулейман Вагапов слегка округлил цифры. Теперь, по оценкам господина Вагапова, доля контрафакта в минеральной воде составила «60%, а местами и 80%.

Несмотря на то что ещё в январе 2019 года еженедельный журнал «Профиль» проинформировал своих читателей об отсутствии достоверных данных о доле контрафакта в общем объёме продаваемой минералки, ограничившись лишь предположением о том, что порядка 40% стоящей на прилавках минеральной воды либо разлита на «левых» скважинах, либо вовсе является простой водой из-под крана, смешанной с содой, тем не менее для высшего руководства страны определяющим стало именно мнение Сулеймана Вагапова, а не, скажем, глобальной компании-измерителя «Nielsen», предоставляющей данные и аналитику для наиболее полноценного изучения потребителей и рынков.

«Это же элементарно, Ватсон!»

Положа руку на сердце следует признать, что в наше время подделывается много чего – и молочные продукты, и колбасные изделия. Огромное количество подделок выявляется среди лекарственных препаратов. По экспертным оценкам, до 70 % алкогольной продукции на отечественном рынке имеют нелегальное происхождение. Причём зачастую речь идёт не о подделке этикетки (контрафакте), а о самой настоящей фальсификации, что представляет серьёзную угрозу для здоровья человека.

Так почему же тогда, что называется, со всей пролетарской ненавистью высокопоставленные чиновники обрушились именно на производителей минеральных вод? А если быть точнее, на тех из них, кто на Кавминводах занимался промышленным розливом минералки ессентукского типа?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, достаточно проанализировать, как развивался в последние годы отечественный рынок минеральных вод.

Судя по данным недавно опубликованного «Анализа рынка минеральных и питьевых вод в России», подготовленного BusinesStat, с 2014 года по 2018 год объём их продаж в стране увеличился на 16,2%: с 6,50 до 7,55 млрд л. По прогнозу, в ближайшие пять лет продажи будут расти в среднем на 2,5% ежегодно. К концу 2024 года они могут достигнуть 8,15 млрд л, что превысит уровень 2018 года на 8,0%.

По утверждениям аналитиков, на долю Ставропольского края приходится примерно 9,7% от общероссийского объёма производства минералки. В то же время, как показали исследования, в августе 2018 года «Ессентуки» занимали 4,3% упакованной воды рынка. Марка относится к числу наиболее популярных: по данным исследовательской компании Ipsos Comcon, индекс узнаваемости минеральной воды «Ессентуки» составляет 64,4%. Иными словами, две трети россиян знают «Ессентуки № 17» и «Ессентуки № 4», любят их и с удовольствием покупают.

При таком раскладе вполне очевидно, что у некоторых воротил бизнеса могло возникнуть желание монополизировать добычу и промышленный розлив «Ессентуков», чтобы в дальнейшем единолично «стричь купоны» с популярного бренда. А для достижения поставленной цели все средства могут быть оправданны. Здесь пригодятся и «забота о потребителях», и «борьба с контрафактом».

 

А ларчик просто открывался

После того как окончательно стало ясно, что победителем в борьбе с контрафактными «Ессентуками» и основным выгодополучателем стал миллиардер Владимир Евтушенков, сумевший через подконтрольные ему фирмы скупить скважины и прочие активы, вопрос о причинах чрезмерной активности некоторых солидных и уважаемых людей отпал сам собой. По сложившейся традиции, на Руси всегда считалось незазорным порадеть хорошему человеку. Тем более если этот хороший человек занимается таким благородным делом не один, а вместе с представителями известных династий Якобашвили и Хлопониных.

Вместе с тем окончание процесса создания новой монополии не позволяет развеять все сомнения по поводу оправданности совершённых действий. При более детальном изучении проблемы выясняется, что весь сыр-бор разгорелся из-за того, что считать «правильными» «Ессентуками». Иными словами, ни о какой минералке «из-под крана» речь вообще не идёт. Просто потому, что местным товаропроизводителям проще и дешевле разливать в бутылки природную минеральную воду, чем изучать химический процесс растворения соли, соды и углекислоты в воде из-под крана.

Так вот, если исходить из постулата, что лучше всего пить ту минеральную воду, что доктор прописал, а не ту, на которой наклеена красивая этикетка, то выходит, что самые правильные «Ессентуки № 17» добываются из скважины № 47 Нагутского месторождения.

Ведь не зря же эту воду в новом ГОСТе 54316-2011 отнесли к гидрохимическому типу «Ессентуки № 17». На основании многолетних исследований, проводимых учёными Пятигорского НИИ курортологии, вода из скважины № 47 по своей минерализации, содержанию макрокомпонентов и микроэлементов имеет больше оснований называться «Ессентуками № 17», чем, например, минералка из скважины № 46 Новоблагодарненского участка или из скважины № 24-бис-1 Центрального участка Ессентукского ММВ.

К тому же, все эти скважины расположены в границах одного и того же географического объекта – «Курорт федерального значения Ессентуки». Правда, на Центральном участке можно добыть всего 20 куб. м/сутки «семнадцатки», на Новоблагодарненском – около 60 куб. м/сутки, в то время как на Нагутском – 3000 куб. м/сутки. Поэтому с лёгкой руки «Вимм-Билль-Данна» нагутские «Ессентуки» стали именовать «неправильными» и «контрафактными».

Вот и выходит, что все эти рассказы о контрафактной минералке носят, по большей части, ритуальный характер и ничего общего с заботой о защите прав потребителей не имеют. Стало быть, мифы о контрафакте нужны, чтобы защищать сверхприбыли монополиста. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Комментарии ()