еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Маршрутчиков возьмут в железные клещи

Как известно, с прошлого воскресенья подорожал проезд в общественном транспорте Ставрополя. Теперь за удовольствие прокатиться в микроавтобусе нужно выложить 23 рубля, в большом «сарае» - 21. Возможно, подорожание и оправданно экономической ситуацией. Обидно только то, что, платя свои кровные за поездку, никогда не знаешь, чем она тебе аукнется. «Любой каприз за ваши деньги» - это явно не про водителей ставропольских маршруток. Порой вместо комфортной быстрой и безопасной поездки пассажир получает лишь стресс, потерянное время и нервы. Потому как по неведомым причинам эта странная каста работников сферы обслуживания порой ведёт себя так, будто оказывает великое одолжение пассажирам, согласившись вообще пустить их в салон.

Сам себе хозяин расписания

Бесконечные громкие переговоры по телефону с коллегами по цеху - кто кого обогнал, у кого сколько людей в салоне, где сейчас Рафик/Миша/Ваня/Петя и т. п., - из-за которых водители порой не слышат просьб остановить и на всех парах пролетают остановки. Курение и щёлканье семечек, оглушительная музыка, руководящие указания пассажирам «ужаться поплотнее», дабы набить салон под завязку. Ругательства в адрес «идиотов», которые пытаются расплатиться за проезд купюрой крупнее ста рублей. Много чего можно предъявить водителям. Но вишенкой на торте можно назвать их святую уверенность, что соблюдать график, интервал и схему движения они не обязаны. Совсем. 

О том, с какими транспортными трудностями приходится сталкиваться людям, ездящим на новое Крестовоздвиженское кладбище проведать родные могилки, желающим попасть в аэропорт или к себе на дачу, наша газета писала в материале «Дорога на погост» (22. 05. 18 г.). Так, из Ставрополя в указанные точки можно попасть только  двумя способами: либо на дачном автобусе № 26, либо на маршрутке № 120. Что касается дачного автобуса № 26, то за много месяцев сие чудо природы мне так и не удалось увидеть. А водители маршруток № 120 вопреки утверждённым расписанию и схеме решили, что конечная остановка для них - Шпаковская ЦРБ. И дальше ехать они не обязаны.

На публикацию мэрия краевого центра отреагировала оперативно. И заверила, что с перевозчиком проведена серьёзная беседа, вручена претензия. И впредь таких самовольных отступлений от графика и схемы движения не будет.

Получив этот ответ, наши журналисты решили проверить, насколько он соответствует действительности и на самом ли деле администрации города удалось привести в чувство охамевших водителей 120-го маршрута. Ровно неделю после головомойки микроавтобусы неукоснительно соблюдали и график, и маршрут.

Сто рублей зажали?

А потом начались «старые песни о главном» - опять по какой-то неведомой причине водители решили, что дальше «пятачка» около Шпаковской ЦРБ им ехать не обязательно. И в грубой, если не сказать хамской манере, «советовали» пассажирам, которым нужно было добраться либо до кладбища, либо до дачного посёлка или аэропорта, взять такси. Дескать, вон на обочине бомбилы «пасутся», за сто рублей куда хотите отвезут.

На одного такого советчика нарвались и сотрудники нашей редакции во время проверочных поездок (назовём наш эксперимент так), которым недовольный тем, что придётся ехать в аэропорт шоферюга высказал всё, что о нас думает.  И что жмоты - мол, в аэропорт едете, значит, деньги на билет на самолёт есть, а сто рублей на такси зажали?  И что совести у нас нету - топливо сейчас такое дорогое, а тут из-за пары человек наматывай километры. И жалости тоже нет - ежели он будет так работать, не получая ни копейки прибыли, то семью ему кормить станет нечем.

Пришлось ставить наглеца на место, напомнив, что стоимость проезда от конечной до конечной в стодвадцатке в два раза выше, чем у тех же маршруток, бегающих в пределах Ставрополя. А длина маршрута никак не больше некоторых внутригородских.  И что от Ставрополя до Михайловска салон был набит людьми, как банка килькой: и сидячие, и стоячие, и висячие и даже полулежачие.  Людей было раза в три больше допустимых норм безопасных перевозок.

Пыхтя и что-то бубня себе под нос, водитель всё-таки сделал нам «одолжение» и довёз до конечной остановки. То есть аэропорта. Где развернулся и, газанув, умчался назад. А вот выбраться из воздушной гавани обратно в Ставрополь оказалось делом непростым. Безрезультатно прождав часа три маршрутку № 120 (вместо  обещанных администрацией города 15-20 минут), всё же пришлось вызывать такси.

В общем, в мэрию полетела вторая жалоба. Изложенные в ней факты, думается, не на шутку разозлили курирующего направление пассажирских перевозок заместителя руководителя комитета городского хозяйства Виталия Кишкинёва. Он лично отправился в контрольный рейд  с проверкой и убедился в справедливости наших доводов о том, что маршрут № 120 работает отвратительно.  Был снова устроен разбор полётов.

 Как заверил Кишкинёв, у двух водителей были отобраны  транспортные карты, а с владельцем маршрута и водительским составом снова состоялся разговор по душам. С последним китайским предупреждением - будут ещё жалобы, контракт с  нынешним перевозчиком администрация расторгнет. И найдёт того, кто будет работать добросовестно. Так уже, кстати, случилось с дачным маршрутом № 20, водители которого вообразили себя не наёмными работниками, а хозяевами положения, которые могут снизойти и отвезти людей по маршруту, а могут и не снизойти.

Жёсткий разговор

Отрадно то, что администрация краевого центра объявила о своём намерении раз и навсегда навести порядок в этой сфере. Ставропольским маршруткам устроят регулярный и беспристрастный контроль - как при выходе на линию, так и на городских маршрутах. Такую задачу перед руководством комитета городского хозяйства поставил глава Ставрополя Андрей Джатдоев. Поводом стали обращения горожан, которые жалуются на качество и неудовлетворительное техническое состояние некоторых маршрутных такси, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. 

По просьбе мэра к работе диспетчерских служб подключатся сотрудники ГИБДД и полиции. Основная задача - заставить перевозчиков обратить пристальное внимание на качество транспорта, его техническое состояние и добросовестно исполнять муниципальный контракт, согласно которому, средний возраст маршруток не может превышать более трёх лет. Как отметил глава города, предприниматели, занимающиеся перевозками, должны взять курс на обновление подвижного состава, в противном случае договоры с ними будут пересматриваться.

Кроме того, решено больше не церемониться с нарушителями, хамами и самовольщиками, которые сами себе устанавливают и рабочие дни, и рабочие часы. Не так давно на заседании комиссии по рассмотрению обращений граждан, касающихся вопросов транспортного обслуживания, в одностороннем порядке были расторгнуты трудовые договоры с двумя водителями маршрутов № 46 и №13. В отношении трёх водителей, работающих на маршрутах № 32-а, 42-м и 120-м применены меры дисциплинарного взыскания в виде выговоров.

Впрочем, нерешённых проблем в сфере транспортного обслуживания в городе ещё очень много. Так, в нашу редакцию обратилась группа горожан с просьбой помочь достучаться до чиновников, чтобы те восстановили муниципальный автобусный маршрут № 39-М.

Цитата из письма: «Мы, группа населения (более одной тысячи человек), проживающих ниже улицы Достоевского в жилом массиве города Ставрополя, ограниченном речками Желобовка и Мутнянка, были лишены единственного пассажирского маршрута, конечная остановка которого находилась на углу улиц Мира и Северо-Кавказской у продовольственного магазина. И вот остановка была ликвидирована, а схема движения изменена. В результате доступность к общественному транспорту для нас была закрыта. С октября 2016 года, то есть в течение полутора лет, мы безуспешно пытаемся решить жизненно важную проблему, обращаясь в администрацию Ставрополя, краевые и федеральные органы государственной власти и управления. Однако справедливого решения возникшей проблемы до настоящего времени не найдено. Нам всё время отвечают, что дорожные условия не позволяют возобновить движение автобусов по улице Мира от улицы Достоевского до улицы Северо-Кавказской, а также организовать конечный остановочный пункт в районе магазина в связи с отсутствием площадки для разворота автобусов».

Остановка будет

Этот крик души мы переадресовали в горадминистрацию, сопроводив его редакционным запросом: действительно ли имеются такие уж непреодолимые препятствия для того, чтобы обеспечить жителей нормальной дорожной инфраструктурой и транспортом? Ответ, полученный за подписью главы города Андрея Джатдоева, обнадёживает - всё не так уж и плохо.  «Специалистами администрации города Ставрополя проведён осмотр данного участка ул. Мира на предмет возможности устройства остановочных пунктов общественного транспорта, в результате чего составлена дефектная ведомость объёмов работ по устройству остановочных пунктов общественного транспорта и подходов к пешеходным переходам. По предварительным расчётам, стоимость выполнения данных работ составляет 2 200 тыс. руб. В бюджете Ставрополя на 2018 год денежные средства на выполнение вышеуказанных мероприятий не предусмотрены. Однако в настоящее время прорабатывается вопрос о выделении дополнительных денежных средств. После устранения недостатков в районе пересечения ул. Мира и ул. Северо-Кавказской будет организован конечный остановочный пункт одного из действующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров».

Надеюсь, что слишком долго ждать людям этого счастливого часа не придётся. Ведь изыскала же мэрия возможность для организации движения четырёх дежурных автобусов по маршруту № 38 в вечернее время. А с их курсированием после 18 часов также были большие проблемы.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что подорожание проезда в общественном транспорте Ставрополя временно заморожено. Как сообщили в администрации краевого центра, повышение цен не отменили, а отложили на неопределённый срок.

Комментарии ()