еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Курорты Северного Кавказа меняют вывеску

Фото: pexels.com

Наблюдая за тем, как на федеральном уровне предлагают решать проблемы курортов Северо-Кавказского региона в целом и курортов Кавказских Минеральных Вод в том числе, невольно начинаешь ловить себя на мысли, что в этом процессе красивой форме предложенного проекта уделяется гораздо больше внимания, чем его содержанию. На такой не слишком радостный вывод навела информация об очередном изменении названия структуры, которой правительство страны доверило развитие ключевых отраслей экономики Северного Кавказа. 

 

Таблички меняются, амбиции растут

 

         Не так давно во Владикавказе завершила свою работу бизнес-сессия «Устойчивое развитие и инвестиционный потенциал СКФО», во время которой генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев  порадовал присутствовавших информацией о предстоящем в течение месяца изменении названия возглавляемой им компании с АО «КСК» на АО «Кавказ.РФ».

 Собственно говоря, ничего неожиданного в заявлении господина Тимижева не было. Ещё в апреле текущего года правительство страны приняло решение модернизировать институты развития, расплодившиеся на Северном Кавказе, как грибы после дождя. С этой целью были упразднены АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорт Эльбрус», функционал которых передали в объединённый институт развития в виде АО «КСК». Как образно сказал Хасан Тимижев, после создания единой структуры появится реальная возможность сосредоточить все ресурсы институтов развития СКФО в одних руках и выстроить работу по принципу одного окна.

         Чтобы не мелочиться, правительство решило увеличить уставной капитал объединённого института развития «Кавказ.РФ» в течение ближайших трёх лет на 13,5 млрд рублей. Предполагается, что эти средства будут направлены на создание благоприятного бизнес-климата в Северо-Кавказском регионе и позволят оказать поддержку большему количеству реализуемых здесь бизнес-проектов.

         Но планы руководства корпорации «Кавказ.РФ» оказались намного амбициознее. Оно уже заявило о своей готовности поучаствовать в освоении тех 196 млрд рублей, которые государство намеревается направить на реализацию третьего этапа госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в течение 2021 – 2030 годов.

 

Прежние институты развития не оправдали надежд

 

         По всему видно, что аппетит у новорождённой коммерческой структуры оказался совсем не детский и по этому показателю она способна превзойти своих предшественников.

 В своё время выступившие в качестве своеобразных диетологов аудиторы Счётной палаты России установили, что за десять лет своего существования Корпорация развития Северного Кавказа из вложенных в неё 22,5 млрд рублей примерно 3 млрд рублей проела, 9 млрд рублей «заморозила» на банковских счетах, а на оставшиеся 10 млрд рублей смогла только лишь построить несколько теплиц в «Агрокомплексе Сунжа» (Ингушетия), пищекомбинат «Урус-Мартановский» в Чечне, цех по производству алюминиевых баллонов в Невинномысске и никому не нужный выставочный центр в Минеральных Водах. Неудивительно поэтому, что после такой оценки аудиторами итогов деятельности КРСК ликвидация данного «института развития» оставалась лишь делом времени. Что, собственно говоря, вскоре и произошло.

         Но, как оказалось, другой институт развития – АО «КСК», - которому по наследству достались все активы и пассивы ликвидированной КРСК, также не мог похвастаться большими успехами в деле развития экономики Северо-Кавказского региона.

В течение двух пятилеток Курорты Северного Кавказа получили из федерального бюджета 41,5 млрд рублей, четвёртую часть из которых (а это около 10 млрд рублей!) потратили на своё содержание. Эффективность вложенных 30 млрд рублей, по мнению аудиторов Счётной палаты России,  вызывает большие сомнения.

Согласитесь, что когда на один рубль бюджетных средств вместо обещанного привлечения пяти рублей частных инвестиций с грехом пополам удаётся получить около 40 копеек, сложно назвать хорошей работой. Вдобавок ко всему, то огромное количество инвестиционных соглашений, которые начиная с 2015 года были подписаны руководством АО «КСК» с частными инвесторами по развитию горнолыжного комплекса «Архыз», оказались филькиными грамотами, не несущими в себе никакой смысловой нагрузки.

 Именно по этой причине в мае 2021 года суд постановил расторгнуть соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики с  ООО «Гранд-Архыз»,   обязав при этом несостоявшегося инвестора заплатить штраф в размере 5 млн рублей.

         Аналогичные иски в настоящее время рассматриваются в отношении ООО «ЮгРесурс», ООО «Курорт-Инвест», ООО «Кавказские Курорты», ООО «Сосны», ООО «Горная вершина», ООО «Архыз Девелопмент», ООО «Архыз». Получается, что эмоций и фантазии у руководства ООО «КСК» было предостаточно. Вот и приходится постепенно избавляться от прежних иллюзий.

 

Создавали корпорацию по туризму, а получился «Кавказ.РФ»

 

         Наблюдаемая в последнее время трансформация АО «Курорты Северного Кавказа» заставляет предположить наличие на федеральном уровне неких групп влияния, каждая из которых по-своему понимает смысл термина «экономическое развитие».

Все прекрасно помнят, как в декабре прошлого года Владимир Путин заявил о своём желании создать на базе АО «КСК» Корпорацию по туризму. Причём курировать данный проект должен был вице-премьер Дмитрий Чернышенко, пообещавший, что функции Ростуризма и Корпорации по туризму пересекаться не будут.

«В ведении Ростуризма - нормативное регулирование, ведение отчётности по туротрасли (например, как считать турпоток в регионах), регулировка деятельности предприятий и т.д. Тесное взаимодействие Ростуризма и Корпорации позволит обеспечить оркестровку в реализации нацпроекта, комплексно развивать и управлять кластерами, а также создать комфортные условия для объектов туриндустрии и непосредственно туристов», - пояснил свою точку зрения вице-премьер.

         По всей видимости, с обещанной оркестровкой что-то не заладилось. Можно не сомневаться в том, что Ростуризм не испытал восторга от идеи превращения его в статиста, отчитывающегося за турпоток в регионах. Куда более привлекательнее оказалась перспектива получить контроль над распределением 629 млрд рублей, выделяемых из федерального бюджета на нацпроект «Туризм».

         Идея с созданием Корпорации по туризму не понравилась также Минэкономразвития, которому в январе прошлого года были переданы полномочия и остатки кадрового потенциала упразднённого Минкавказа. И тогда же премьер Михаил Мишустин поручил своему заместителю Юрию Трутневу курировать программу развития Северного Кавказа.

Что интересно, и глава Минэкономразвития Максим Решетников, и вице-премьер Юрий Трутнев оказались выходцами из Пермского края, в разное время возглавлявшими его. Поэтому, объединив свои усилия, им не составило большого труда переиграть Дмитрия Чернышенко и сохранить контроль над АО «Курорты Северного Кавказа». И даже произведённое Михаилом Мишустиным летом текущего года перераспределение полномочий между своими заместителями, в результате чего кураторство Северо-Кавказским регионом перешло от Юрия Трутнева к вице-премьеру Александру Новаку, уже не могло повлиять на этот процесс.

         В ближайшее время он благополучно завершится созданием АО «Кавказ.РФ», полностью подконтрольного Министерству экономического развития России. Все необходимые для этого подготовительные мероприятия уже успешно выполнены.

В частности, из девяти членов совета директоров АО «КСК», который возглавляет заместитель Решетникова Сергей Назаров, пять являются его непосредственными подчинёнными. Аналогичная картина наблюдается и в правлении АО «КСК», куда для усиления кадрового потенциала были делегированы бывший прокурор Пермского края Андрей Юмшанов, бывший глава минимущества Пермского края Николай Гончаров и бывшая руководитель Финансового департамента Минэкономразвития Жанна Зимнурова.

 

Перекрашивание забора не поможет Кавминкурортресурсам

 

         По правде говоря, обо всех этих интригах и боданиях вице-премьеров можно было бы ничего и не говорить, если бы их последствия были локализованы в пределах МКАД и не могли оказать негативного влияния на курортный регион Кавказских Минеральных Вод. Только вот в действительности дела обстоят таким образом, что курорты КМВ постепенно превращаются в заложников нерасторопности и очевидных просчётов возглавляемого Максимом Решетниковым ведомства.

         В подтверждение справедливости данных слов можно привести, например, такой факт. 15 июня 2021 года Михаил Мишустин провёл в Пятигорске совещание с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО. По итогам совещания  Минэкономразвития совместно с заинтересованными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ и АО «Курорты Северного Кавказа»  в срок до 30 сентября 2021 года надлежало «провести анализ состояния и эффективности использования объектов курортно-санаторного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод, находящихся в федеральной и иных формах собственности, и представить в Правительство Российской Федерации».

Как и предупреждали скептики, никакого анализа выполнено не было. Следовательно, говорить о принятии правительством страны решений, направленных на повышение эффективности использования санаторно-курортного комплекса КМВ, пока преждевременно.

         Но не только этим отличились Минэкономразвития и АО «КСК». С недавних пор Курорты Северного Кавказа являются управляющей компанией АО «Кавминкурортресурсы», играющего ключевую роль в функционировании четырёх федеральных курортов.

Как КСК управляли КМКР, стало известно в сентябре 2021 года, когда аудиторы Счётной палаты РФ огласили результаты проверки деятельности главного недропользователя курортного региона. Выяснилось, в частности, что эффективность корпоративного управления АО «КМКР» оставляет желать лучшего.  «Ремонт минералопроводов проводится крайне низкими темпами: за три года из 65 км отремонтировано не более 5 км. Права АО «КМКР» зарегистрированы не на весь имущественный комплекс. Это не позволяет достичь максимальных результатов от использования природных лечебных ресурсов», — пришли к неутешительному выводу аудиторы.

         А незадолго до этого свои выводы о работе АО «Кавминкурортресурсы» под чутким руководством АО «Курорты Северного Кавказа» огласило Северо-Кавказское управление Росприроднадзора, составившее порядка двух десятков постановлений о всевозможных нарушениях. Среди прочих прегрешений КМКР значились нарушение требований лицензий на пользование недрами, бурение скважин за пределами лицензионных водозаборных участков, проведение геологоразведки на Кисловодском месторождении без регистрации, отсутствие водомеров на некоторых скважинах, что не позволяло достоверно определить объём добытой минеральной воды, и т.д.

         Даже такого неполного перечисления «успехов» АО «Кавминкурортресурсы», которыми всё это время корпоративно управляло АО «Курорты Северного Кавказа», вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невысоком уровне профессионализма кураторов. Поэтому вряд ли стоит надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону после проведения ребрендинга АО «КСК», более похожего на перекрашивание забора и смену вывески.

Комментарии ()