еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Курортные зоны – помеха в развитии или путь к спасению курортов КМВ?

Фото: pexels.com

  За последние годы вокруг зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод разгоралось столько жарких споров, что, если бы существовала возможность аккумулировать выделившуюся при этом энергию и превратить её в электрическую, то её количества вполне хватило бы, чтобы пересадить всех жителей курортного региона на такой экологически чистый вид транспорта, как электромобили.

Мнения спорящих сторон настолько различались, что, казалось бы, их никогда невозможно будет привести к общему знаменателю. При этом одни из них утверждали, что охранные зоны курортов сдерживают развитие бизнеса, мешают созданию новых рабочих мест и сильно усложняют жизнь простым гражданам, которым и землю приватизировать запрещают, и строить то, что им хочется, там, где заблагорассудится, не позволяют.

Другие же, наоборот, упорно доказывали, что отменять, упразднять, переносить и актуализировать курортно-охранные зоны – очень опасное занятие, способное привести к деградации курортов и утрате ими тех особенностей, которые пока ещё позволяют им сохранять статус лечебно-оздоровительных местностей.

 

История многому учит

 

  Так уж исторически сложилось, что города-курорты Кавказских Минеральных Вод образовались и стали развиваться как поселения вокруг источников минеральных вод. До того момента, пока количество приезжающих на воды исчислялось десятками и сотнями человек, никакой потребности в установлении санитарных зон и определении мест, где можно ставить кибитки с повозками, а где это делать категорически запрещено, не возникало. Но затем, когда количество горожан достигло десятков тысяч, возникла настоятельная необходимость регламентировать всё, что было связано с отпуском водных процедур, разработав при этом систему мер по защите минеральных источников от загрязнения и истощения.

  Первое решение об установлении на Кавминводах санитарно-охранных зон  было принято ещё в царское время. По мере того, как бурились новые скважины, открывались новые месторождения минеральных вод, а одновременно с этим увеличивалась плотность застройки городов и росла численность их жителей, антропогенная нагрузка постоянно увеличивалась.

 Поэтому, чтобы не допустить возникновения критической ситуации, способной негативно повлиять на качество минеральной воды, постоянно приходилось корректировать границы зон горно-санитарной охраны наших курортов. Так было в 1935 году. Точно так же поступили и в 1947 году спустя два года после окончания Великой Отечественной войны. Страна испытывала тогда невероятные трудности, но руководство государства посчитало очень важным выделить немалые денежные средства, так необходимые для проведения специализированных работ и установления новых охранных зон курортов. Сделано это было потому, что все прекрасно понимали, как просто будет потерять минеральные источники и что потом никаких денег не хватит, чтобы вернуть их в первоначальное состояние.

  Те зоны, которые сейчас защищают курорты Кавминвод, были установлены в 1985 году правительственным постановлением №300. Поводом для принятия данного решения послужили неблагоприятные изменения, с пугающей частотой фиксировавшиеся в источниках с минеральной водой с начала 70-х годов прошлого века. Тогда была разработана специальная программа, над выполнением которой 14 ведущих гидрогеологических предприятий страны трудились на протяжении 12 лет (с 1973 по 1985 годы). В результате появился 30-томный «Проект округа и зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод», на протяжении трёх с половиной десятилетий оберегающий курортный регион от опасных действий безответственных людей, ставящих свою выгоду выше государственных интересов.

 

Не перевелись ещё энтузиасты перекройки курортных зон

 

  Нельзя сказать, что такое положение дел устраивало всех. Нашлись персонажи, под вполне благовидными предлогами попытавшиеся объявить установленные правительственным постановлением охранные зоны курортов неправильными, морально устаревшими, мешающими развитию городов-курортов и на этом основании предложившие их упразднить. Наибольшую активность на этом поприще проявил бывший глава Пятигорска Лев Травнев, потративший два с половиной года (с февраля 2012 года по август 2014 года) на судебные разборки с требованием отменить зоны горно-санитарной охраны федерального курорта.

  Как и следовало ожидать, ничего хорошего из этой затеи у него не получилось. Все суды, включая Верховный суд России, дружно встали на защиту курортных зон. Но, как оказалось, у Льва Травнева обнаружились единомышленники в соседнем Краснодарском крае. Некоему гражданину Рустаму Холматову, проживающему в Сочи, охранные зоны курорта помешали приватизировать землю, и он не придумал ничего лучшего, как через суд попытаться признать недействующими Постановление Совета Министров СССР от 30 марта 1948 г. № 985 «Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов Южного берега Крыма», приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. №297 «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи».

 Финал этой истории тоже был предсказуем. В январе 2018 года Верховный суд России отказал гражданину Холматову в удовлетворении его исковых требований.

  Но, как оказалось, даже после таких громких побед тревога за дальнейшую судьбу охранных зон курортов окончательно не исчезла. Самое удивительное в этой истории заключалось в том, что теперь лавры «реформаторов курортных зон» решили примерить на себя чиновники федерального уровня.

На протяжении нескольких лет с этой идеей, как один известный фольклорный персонаж с писаной торбой, носился ликвидированный в январе прошлого года Минкавказ. Когда его не стало, желание немного поэкспериментировать с курортными зонами появилось у Министерства экономического развития России, куда частично перекочевали кадры из упразднённого Минкавказа.

Взяв на себя инициативу, Минэкономразвития создало рабочую группу, поставив перед ней задачу за несколько месяцев представить свои предложения по актуализации границ зон горно-санитарной охраны курортов КМВ. Никаких пояснений относительно того, что чиновники-экономисты подразумевают под термином «актуализация», в документе не содержится. Однако, исходя из ранее предлагавшейся ими методики «актуализировать» охранные зоны на Кисловодском курорте, возникли серьёзные опасения за дальнейшую судьбу курортного региона. Очень даже может получиться так, что к решению такой непростой задачи, каковой является установление зон горно-санитарной охраны курортов, подойдут формально и поверхностно. И тогда очень трудно будет избежать большой беды.

 

Неуважительное отношение к курортным зонам

заканчивается судебными приговорами

 

  Не секрет, что, по данным государственного мониторинга состояния недр, в настоящее время обозначились неблагоприятные для курортов и обеспечивающей их ресурсной базы тенденции.

 Прежде всего речь идёт об образовании депрессионных воронок в продуктивных горизонтах, загрязнении и истощении минеральных источников, снижении рекреационно-оздоровительного потенциала. Всё это является следствием нерациональной организации природопользования и охраны недр (наличие аварийных скважин, отсутствие должной скоординированной системы эксплуатации, изучения, наблюдения, контроля на месторождениях минеральных вод). Ещё одной причиной, грозящей нашим курортам катастрофы, являются многочисленные нарушения режима зон горно-санитарной охраны и прежде всего нецелевое использование территорий курортов, размещение в границах охранных зон непрофильных объектов.

  Вполне очевидно, что, если в планах Минэкономразвития не просматривается выполнение комплексного обследования территории курортного региона, выявление факторов, оказывающих опасное влияние на подземные минеральные воды и установление их характера, выработки научно обоснованных рекомендаций по минимизации негативного воздействия, а также рациональному использованию гидроминеральных ресурсов, то запланированный ими эксперимент по «актуализации» охранных зон курортов заранее обречён на неудачу.

  И здесь очень важно, чтобы «экспериментаторы» не зашли слишком далеко, не похоронив последнюю надежду на спасение курортов Кавказских Минеральных Вод. Возможно, для них неким сдерживающим фактором послужит решение Ленинского суда Ставрополя, озвученное им 30 ноября 2021 года по делу экс-мэра курортного Пятигорска Льва Травнева.

 Бывший глава столицы СКФО, которому очень не нравились охранные зоны курорта и который охотно выдавал разрешения на строительство в границах территорий с особым природоохранным статусом различных объектов, не предназначенных для развития бальнеологического курорта, признан виновным в превышении полномочий и приговорён судом к трём годам колонии общего режима. При вынесении экс-мэру Пятигорска относительно мягкого приговора (гособвинитель требовал семь лет колонии) суд учёл смягчающие обстоятельства: наличие детей и хорошие характеристики.

  В любом случае решение, вынесенное Ленинским районным судом Ставрополя, способно послужить серьёзным предостережением другим энтузиастам перекройки и застройки зон горно-санитарной охраны федеральных курортов.

 

Комментарии ()