еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Куда поведёшь нас, стратегия чудная?

Фото: Pexels

         10 мая 2022 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №1089-р, в соответствии с которым была утверждена обновлённая версия Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года. Прежний документ, принятый в 2010 году, определял развитие СКФО до 2025 года. Однако реализовать его в полной мере не удалось. Корректировать стратегию, по мнению её разработчиков, потребовалось вследствие изменения экономической ситуации, вызванной прежде всего беспрецедентным внешним санкционным давлением.

 

 

«Обещать – не значит жениться»

 

         Никто не станет спорить, что при желании на введённые против нашей страны санкции можно списать очень много чего. В том числе и собственные промахи и недоработки. Поэтому, прежде чем говорить о непомерном внешнем влиянии, неплохо было бы разобраться с тем, как использовались внутренние резервы и интеллектуальный потенциал тех, кто разрабатывал прежнюю Стратегию развития СКФО до 2025 года и отвечал за её реализацию.

 

         Не секрет, что уже в начале 2019 года стало очевидным: утверждённый в 2010 году документ стратегического развития Северо-Кавказского региона стал, мягко говоря, пробуксовывать. Поэтому возникла необходимость привести его в такой вид, чтобы он не слишком отрывался от реальности и в нём было как можно меньше всевозможных фантазий.

 

          В августе 2019 года к такому же выводу пришло и руководство министерства по делам Северного Кавказа, пообещавшее в середине 2020 года представить обновлённый вариант Стратегии развития СКФО. По мнению главы Минкавказа Сергея Чеботарева, в разрабатываемый документ в обязательном порядке следовало включить такие проекты, как создание на Северном Кавказе международного финансового центра, строительство инновационного центра средне-специального образования и создание транспортно-экономического мультимодального коридора Чёрное море - Каспий.

О строительстве инновационного медицинского кластера на Кавказских Минеральных Водах, который с 2010 года рассматривался в качестве якорного проекта, с помощью которого стратеги из Минкавказа намеревались за короткий период времени вытащить экономику СКФО на лидирующие позиции не только в Российской Федерации, но и в мировом масштабе, на тот момент речь уже не шла.

 

         Министр Чеботарёв пообещал, что в случае утверждения подготовленного его ведомством проекта стратегии к 2035 году в Северо-Кавказском федеральном округе вырастут собственные доходы макрорегиона, будут реализованы значимые межрегиональные проекты и сняты инфраструктурные проблемы. Что же касается показателей социально-экономического развития, то они в течение пятнадцати лет непременно достигнут среднероссийского уровня.

 

 

Осваивать бюджет - легко. Получить пользу - сложнее

 

         Трудно сказать, что получилось бы из очередного минкавказовского прожекта, но только у руководства страны на этот счёт было несколько иное мнение. В результате произошедшей в январе 2020 года оптимизации структуры федерального правительства в его обновлённом составе не нашлось места ни самому Министерству по делам Северного Кавказа, ни его главе. Все функции упразднённого ведомства перешли к Министерству экономического развития РФ, которое возглавил не менее креативно мыслящий Максим Решетников.

 

         Самое интересное заключалось в том, что незадолго до своей отставки Сергей Чеботарёв поведал изумлённой публике о завершении разработки новой Стратегии развития СКФО до 2035 года, который Минкавказ отправил в Минэкономразвития РФ. При этом он не преминул добавить, что возглавляемое им ведомство в поте лица трудилось всё это время.

В частности, из его слов следовало, что в 2019 году благодаря умелым действиям сотрудников министерства при реализации мероприятий в рамках госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа «кассовое освоение средств бюджета составило 97,4 процента». Пожалуй, это был единственный успех, которым мог похвастаться министр Чеботарёв. Никому даже в голову не смогла прийти мысль попытаться оспорить утверждение главы Минкавказа об успешности освоения многомиллиардных бюджетных средств. Чего, к сожалению, нельзя было сказать об эффективности произведённых затрат.

 

         Несмотря на структурные изменения, произошедшие в федеральном правительстве, руководитель Минэкономразвития Максим Решетников всё так же был полон оптимизма и не отказался от планов представить на утверждение новый вариант Стратегии развития СКФО не позднее середины 2020 года. По факту же вышло, что подпись под долгожданным и упорно анонсируемым документом появилась только 30 апреля 2022 года. Вполне вероятно, что у Минэкономразвития, как прежде у Минкавказа, что-то пошло не так.

 

 

Проблемы остаются прежними

 

         Если попытаться сравнить Стратегию СКФО, разработанную в 2010 году, и её версию образца 2022 года, можно заметить, что оба этих документа имеют много общих черт. Прежде всего в них, как под копирку, записано о наличии в субъектах Северного Кавказа значительной доли «теневой» экономики. В обновлённой Стратегии со ссылкой на Федеральную службу госстатистики, говорится, что «теневая» занятость в СКФО составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации.

Поэтому неудивительно, что федеральному центру приходится дотировать порядка 60 процентов бюджетов Северо-Кавказских республик. Понятно также, что пока с этим негативным пережитком прошлого не будет покончено, всерьёз надеяться на поступательное развитие территорий и окончательную победу над порождаемыми «теневой» экономикой проблемами социальной и экономической направленности не приходится.

 

         Примечательно, что основной вклад в валовой региональный продукт по-прежнему вносят сектор государственного управления и сфера социальных услуг. По этому показателю субъекты СКФО примерно в три раза опережают среднероссийский уровень.

 

         Ещё одной проблемой региона является высокий уровень безработицы, который в разы выше, чем в среднем по стране.

 

         Из положительных моментов можно отметить, что на Северном Кавказе высокий уровень рождаемости и высокая продолжительность жизни, что позволило добиться положительной динамики показателя естественного прироста населения. Показателем стабильности можно назвать то, что ключевыми отраслями, обеспечивающими экономический рост на территории СКФО, по-прежнему остаются строительство, агропромышленный комплекс и туризм.

 

         Что же касается отличий в указанных документах, то они, как говорится, налицо. Стратегия, утверждённая в 2010 году, была изложена на 100 страницах и к ней прилагался внушительный перечень приоритетных инвестиционных и социальных проектов, которые предстояло реализовать в ближайшие годы.

К слову сказать, среди них значились и такие, как «Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Гран Спа Юца», «Строительство железнодорожной линии «Кисловодск – Черкесск – Адлер», «Строительство автомобильной дороги «Черкесск – Адлер» и «Строительство железнодорожной линии «Минеральные Воды – аэропорт».

Особых сожалений по поводу того, что не удалось реализовать первые три из названных проектов, общественность Кавминвод, прежде всего экологическая, не испытывает. Чего не скажешь об электричке от аэропорта до железнодорожного вокзала в Минеральных Водах. Если бы этот проект удалось реализовать, огромное количество жителей Кавминвод и гостей курортного региона были бы бесконечно благодарны разработчикам Стратегии развития СКФО.

 

 

Новаторский подход разработчиков Стратегии

 

         Возвращаясь к актуальной версии Стратегии развития СКФО до 2030 года, изложенной на 125 страницах и утверждённой 30 апреля текущего года, следует сказать, что к её разработке в Минэкономразвития РФ подошли творчески. Чего, например, стоят такие перлы, как «ключевым объектом туризма в пределах СКФО является уникальный особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды, специализирующийся на санаторно-курортном отдыхе». Мы-то по своей наивности полагали, что бальнеологические курорты КМВ предназначены для санаторно-курортного лечения. Но эксперты из Минэкономразвития посчитали, что на курортах лучше всего отдыхать. А лечиться можно и в супердорогих медицинских центрах где-нибудь в другом месте.

 

         Не менее забавным выглядит также утверждение о том, что «в ближайшие годы основными туристическими направлениями в СКФО станут Кавказские  Минеральные  Воды и горнолыжные  курорты  «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи», «Мамисон», «Армхи»». Вот так, ни больше ни меньше. в кавминводских здравницах ожидается наплыв туристов, а на горнолыжные турбазы, которые на европейский манер обозвали «горнолыжными курортами», потянутся настоящие «курортники».

 

         Есть ещё один момент, на который следует обратить внимание при прочтении Стратегии. Её разработчики утверждают, что количество коллективных средств размещения в СКФО выросло с 2013 года по 2020 год в два раза (с 499 до 992 единиц). При этом число мест размещения увеличилось на 42,5 процента (с 68,1 тысячи до 97 тысяч единиц). Правда, это практически никак не повлияло на число ночёвок, которые составили примерно 12 млн в год. В результате количество ночёвок на одно место размещения сократилось за период с 2013 года по 2020 год примерно на 30 процентов.

 

         В связи с этим возникает резонный вопрос: зачем возводить новые объекты размещения, если уже существующие используются крайне неэффективно? Может быть, проще и дешевле привести в надлежащий вид те, что уже построены, и не ухудшать экологию новыми постройками? Тем более что в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве одной из мер по поддержке туристической отрасли в условиях введения внешних санкций предусмотрено упрощение разрешительных процедур при создании туристических объектов. Прежде всего это касается смягчения природоохранных требований и либерализации контрольно-надзорных функций. При таком подходе и до возникновения серьёзных экологических проблем недалеко.

 

         Немаловажно также то, каким образом намереваются судить об успешности реализации Стратегии развития СКФО до 2030 года. Таких критериев оценки всего семь. Прежде всего, за оставшиеся восемь лет необходимо будет добиться, чтобы численность постоянно проживающего населения СКФО перевалила за 10 млн человек. При этом ожидаемая продолжительность жизни в 2030 году составила бы 79,4 года. Уже в 2024 году доля школьников, обучающихся в третью смену, должна будет свестись к нулю.

 

         В 2030 году ожидается также увеличение доходов населения, причём сразу на 39,6 процентов. Индекс качества городской среды должен будет вырасти на 57 процентов. Разработчики Стратегии уверены, что к этому времени на 370 тысяч увеличится количество граждан, осуществляющих трудовую деятельность в СКФО. По традиции, не обошли стороной инвестиции, темп роста которых должен будет составить 170 процентов.

 

         Комментировать данные критерии оценки, по всей видимости, пока что преждевременно. Тем более что Минэкономразвития поручено в шестимесячный срок разработать проект плана мероприятий по реализации Стратегии. А вот когда появится перечень объектов с указанием сроков, финансовых затрат и ответственных лиц, тогда и можно будет поговорить на эту тему более предметно.

Комментарии ()