еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кто ставит подножку нашим курортам?

Можно по-разному относиться к феномену високосного года. Одни предпочтут до хрипоты спорить о том, что ничем особенным он на фоне других не выделяется. Другие же, наоборот, попытаются доказать, что практически все необычные, не вписывающиеся в общую картину события наблюдаются почему-то с периодичностью один раз в четыре года. В любом случае и те, и другие окажутся не так уж далеко от истины. Но вот что любопытно. По странному стечению обстоятельств многие из судьбоносных для курортного региона Кавказских Минеральных Вод событий происходили почему-то в високосный год.

Судьбоносные для курорта даты

За примерами далеко ходить не нужно.

Сто лет назад 4 мая 1920 года был образован старейший в России Пятигорский научно-исследовательский институт курортологии. Без преувеличения можно сказать, что теми достижениями, которыми теперь гордится европейская курортная наука, она во многом обязана открытиям, сделанным нашими учёными. Авторитет отечественных курортологов всегда был непререкаем. Как признание их заслуг, на протяжении длительного времени россиянам было доверено возглавлять Всемирную Федерацию водолечения и климатолечения (ФЕМТЕК).

27 марта 1992 года (тоже в високосный год) Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 309, который защитил курортный регион Кавказских Минеральных Вод от неминуемого сползания в пропасть. Разумеется, в конце марта нынешнего года в силу известных обстоятельств было не до воспоминаний о двадцать восьмой годовщине такого замечательного события. Тем не менее из песни слов не выкинешь. Наступят ещё времена, когда об этом Указе вспомнят добрым словом.

Два заседания президиума Госсовета, посвящённые развитию санаторно-курортного комплекса России, тоже проводились в високосном году. В июле 2004 года в Геленджике состоялось первое такое заседание, после чего последовало признание курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск курортами федерального значения. По прошествии двенадцати лет в августе 2016 года в алтайской Белокурихе очередное заседание президиума Госсовета вновь посвятили изучению проблем, мешающих развитию санаторно-курортной отрасли. Одним из результатов его работы стало подписание Распоряжения Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2899-р «О перечне мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года».

 

Повышайте иммунитет, отдыхая

Подтверждением влияния високосного года на развитие Кавминвод можно считать постоянные неудачи, преследовавшие разработчиков проекта закона о курортном регионе КМВ. Не исключено, что судьба этого законопроекта могла бы сложиться иначе, если бы поручение о его разработке было дано не в 2014 году, а, например, в високосном 2012 или 2016 годах. Само собой разумеется, при условии, что в качестве разработчика столь важного для курортного региона закона была бы выбрана серьёзная и ответственная структура, но только не Министерство по делам Северного Кавказа (теперь уже с приставкой «упразднённое»).

Нынешний високосный 2020 год уже преподнёс немало сюрпризов, причём явно не  положительных. Стремительное распространение опасного коронавируса по всему миру, вследствие чего Всемирная организация здравоохранения вынуждена была 11 марта 2020 года объявить о возникновении пандемии,  привело к тому, что многие страны стали предпринимать меры к самоизоляции и ограничению контактов с внешним миром. Это больно ударило по въездному и выездному туризму. Прежде всего, по таким его направлениям, как пляжный и оздоровительный отдых.

Но, как говорится, нет худа без добра. Эпидемиологи установили, что наибольшую опасность коронавирус представляет для людей с ослабленным иммунитетом. Поэтому многие сейчас озаботились его укреплением. И тут же, к своему удивлению, выяснили, что, для того чтобы укрепить свой организм и сделать его менее подверженным заболеваниям, в том числе и таким опасным, как коронавирус, не нужно покупать в аптеках дорогостоящие пилюли, обращаться к представителям нетрадиционной медицины.

Как показывает двухсотлетняя история наших здравниц, лучше всего укреплять свой иммунитет на бальнеологических курортах Кавказских Минеральных Вод. Всё необходимое для этого у нас имеется. Причём и разнообразных по своему составу и свойствам целебных минеральных вод, и уникальных лечебных грязей хватит на всех, кто примет правильное решение оздоровиться в комфортных курортных условиях.

 

«Катится, катится с горки вниз курорт»

Зная это, трудно себе даже представить, что с таким богатством, как курорты, могут поступать слишком легкомысленно. Тем не менее именно такую безрадостную картину нам приходится наблюдать на протяжении последних 25 лет. Временной период в четверть века выбран не случайно. Точкой отсчёта следует считать 23 февраля 1995 года, когда был принят главный курортный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ. Можно с уверенностью сказать, что разрабатывали данный закон грамотные и ответственные люди. Только вот дальнейшая его судьба оказалась слишком печальной.

За десять лет (с августа 2004 года по декабрь 2013 года) в 26-й федеральный закон внесли одиннадцать поправок. По странному стечению обстоятельств каждое последующее изменение только ухудшало качество документа первой редакции.

Первоначально в статье 13 было записано, что «финансирование курортов федерального значения, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, энергообеспечения, природоохранных мероприятий, осуществляется за счёт средств федерального бюджета». Потом народные избранники решили отказаться от чрезмерной конкретики, ставящей в неудобное положение федеральный бюджет. Таким образом, в указанной статье появилась новая формулировка – «Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации». А поддерживать, как известно, можно не только материально, но и добрым словом. Применительно к курортам Кавминвод второй вариант использовался гораздо чаще.

Прошло ещё немного времени, и в несчастливой 13-й статье появилось новая запись: «Поддержка развития курортов может осуществляться из других, не запрещённых законодательством Российской Федерации источников». Что собой представляют «другие источники», стало понятно после принятия закона о курортном сборе. Вот так плавно в рамках одного закона ответственность за развитие инфраструктуры федеральных курортов перекочевала с плеч государства в карманы его граждан.

 

Строительное лобби оказалось сильнее

Непостижимым образом на протяжении последних трёх десятилетий в большинстве случаев, когда необходимо было сделать выбор между сохранностью лечебно-оздоровительных местностей и их практически бесконтрольной застройкой, предпочтение отдавалось последнему. На законодательном уровне это выглядело как своеобразный предновогодний сюрприз.

Так, например, в декабре 2006 года, когда вносились изменения в Градостроительный кодекс, народные избранники слегка подправили 26-й федеральный закон, заменив в статье 4 словосочетание «генеральных планов» на совсем не равноценное слово «программ». После этого уже не нужно было утверждать генпланы курортов федерального значения постановлением Правительства России. К чему привело такое легкомыслие народных избранников, мы сейчас имеем возможность понаблюдать на примере строительной свистопляски в городах-курортах КМВ.

Следующий «подарочек» был преподнесён за несколько дней до нового 2010 года. Касался он олимпийского Сочи. Но в нём был заложен принцип главенства «олимпийского» закона над «курортным» законом. Это открывало возможность в дальнейшем манипулировать с Федеральным законом № 26-ФЗ, если, например, того потребует проведение масштабных мероприятий на Кавминводах.

Также под занавес уходящего 2013 года был принят Федеральный закон № 406-ФЗ, в соответствии с которым федеральные курорты исключили из категории ООПТ, заметно понизив их способность противостоять обнаглевшему строительному лобби. Этим же законом была разрешена приватизация земельных участков в первой курортной зоне, что до этого момента было категорически запрещено.

Единственным приятным моментом во всей этой череде опасных для курортов законодательных инициатив является пробуксовка с утверждением законопроекта № 555658-6, который более шести лет томится в недрах Госдумы. Если всё-таки депутаты надумают утвердить этот законопроект, то окончательно исправленный ими 26-й федеральный закон можно будет сдать в архив как хорошую, но уже бесполезную вещь.

Вполне закономерно возникает вопрос: «А как же на всё это реагирует Минздрав России, отвечающий за федеральные курорты?» Уверен, что ответ на этот вопрос расстроит многих.

 Во-первых, тот самый убийственный для курортов законопроект № 555658-6 разработал не кто иной как федеральный Минздрав. А, во-вторых, в условиях эпидемии коронавируса ведомство Михаила Мурашко подготовило изменения в Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1425, в соответствии с которым происходило признание территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения.

С подачи Минздрава губернаторам решили предоставить право изменять границы округов горно-санитарной охраны курортов «в случае истощения природных лечебных ресурсов». Опасность такого нововведения заключается в том, что всегда найдётся кто-нибудь вроде первого замминистра региональной Минприроды Александра Рябикина, который смело заявит: «Выводимые участки утратили своё природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для охраны которых и были созданы особо охраняемые природные территории». Как это он сделал в отношении памятника природы «Гора Машук».

Вот так по чуть-чуть и каждый понемножку безответственные граждане ставят курортам подножку.

Комментарии ()