еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Красивый отчёт о скромных инвестициях

Поставив задачу в течение ближайших двух десятилетий вывести Кавказские Минеральные Воды на передовые позиции в мировой курортной индустрии, руководство страны и чиновники регионального уровня сразу же столкнулись с многочисленными трудностями. Это стало заметным уже тогда, когда только начинали верстать План комплексного развития города-курорта Кисловодска, который впоследствии был утверждён Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2899. Подготовленный Министерством по делам Северного Кавказа и состоящий из 82 мероприятий, перечень был призван обеспечить комплексное социально-экономическое развитие города-курорта Кисловодска, сохранить его природно-ресурсный потенциал, повысить конкурентоспособность в сфере оказания санаторно-курортных услуг на международном туристическом рынке.

«Утром деньги – вечером ПСД.

Утром ПСД – вечером деньги на мероприятия»

Самой большой трудностью, не позволяющей рассчитывать на выполнение утверждённых мероприятий, оказалось отсутствие денежных средств. Точнее сказать, составители Плана мероприятий так и не смогли определиться, кто же должен заплатить за превращение Кисловодска в курорт экстра-класса. Отнести основной объём финансирования развития инфраструктуры федерального курорта Кисловодск на федеральный бюджет, как того требует действующее законодательство, Минкавказ поскромничал. Но и предложить заплатить за всё дефицитному краевому бюджету или маломощному местному – тоже выглядело не совсем правильно. Вот и получился по факту не план мероприятий, а некий набор пожеланий, состоящий из 82 позиций, требующий на своё выполнение порядка 78 млрд рублей, которые не известно откуда должны были появиться.

Чтобы рассчитывать хотя бы на условиях софинансирования войти в федеральные программы, необходимо было прежде всего разработать проектно-сметную документацию. Неожиданно выяснилось, что из 22 проектов, рассчитанных на срок до 2025 года, полностью готов лишь один пакет ПСД. На разработку остальных требовалось ни много ни мало, а целых 2,3 миллиарда рублей. Как заявил во время своего очередного визита в Кисловодск первый заместитель председателя комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации Сергей Катанандов, разработка такого объёма проектной документации за собственный счёт является невозможной практически для всех регионов.

С тех пор на всех уровнях стали обсуждать возникшую проблему, пытаясь определить пути её решения. Несмотря на то, что год прошёл в спорах и поисках, прийти к какому-то общему знаменателю пока не удалось. Вопрос «Где взять деньги на разработку ПСД?» так и остался без ответа.

Отчёт – хороший, результаты – так себе

Возникшая тупиковая ситуация способна была бы многих ввести в уныние. Тем не менее даже при такой плохой игре чиновники краевого правительства продолжали излучать оптимизм и бодро рапортовать об очередных успехах на ниве курортных преобразований.

Не так давно пресс-служба регионального правительства распространила пресс-релиз, из которого следовало, что в 2017 году на развитие курортов КМВ край направил почти полмиллиарда рублей. Эту цифру озвучил на недавнем совещании в правительстве региона курирующий зампред правительства Александр Золотарёв. Исходя из представленной им информации, «на реализацию мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска в этом году было выделено более 148 млн рублей и свыше 320 млн рублей направлено на реализацию ряда инфраструктурных проектов». Далее шло уточнение, что под инфраструктурными проектами подразумевались ремонт дорог, сохранность объектов культурного наследия, формирование современной городской среды и благоустройство территорий, а также подготовка и содержание тренировочных площадок к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу, берегоукрепление реки Подкумок и строительство новой трансформаторной подстанции.

Для некоторых высокопоставленных чиновников может оказаться откровением информация о том, что перечисленные «инфраструктурные проекты» с очень большой натяжкой можно отнести к мероприятиям, направленным исключительно на развитие курортов КМВ. По своей сути они являются проблемными вопросами муниципальных образований, причём не важно, входящих или не входящих в границы федеральных курортов. Особенно это касается строительства тренировочных футбольных площадок. Трудно представить себе, что власти Карловых Вар или Баден-Бадена могли бы вдруг заявить, что их курорты стали ещё лучше и более приспособленными для отпуска курортных процедур, так как на их территории построили новое футбольное поле. Из чего следует справедливость многократно проверенной на практике формулы: «Что русскому хорошо – то немцу смерть». Так что, как ни крути, представлять строительство стадиона, тем более в самом не подходящем для этих целей месте – в водоохранной зоне реки Подкумок, – это никакое не благо для федерального курорта. Скорее, наоборот.

Объективности ради следовало бы упомянуть о том, какие финансовые средства региональные власти направили в этом году на ремонт дорог и благоустройство территорий других муниципальных образований, расположенных вне границ Кавминвод. В таком случае можно было бы сравнить, больше или меньше получили города-курорты. А из обнародованной части информации довольно трудно сделать правильные выводы.

Цифры бывают лукавые

Говорить о том, что краевые 148 млн рублей заметно приблизили Кисловодск к решению имеющихся проблем, не совсем корректно. Даже если все озвученные полмиллиарда были бы направлены только в Кисловодск, то это составило бы примерно 0,6% от суммы, требуемой на реализацию первоочередных мероприятий. Другими словами, при таком уровне финансирования накопившиеся в Кисловодске проблемы можно будет решить через 156 лет, и то при условии, что за это время другие проблемы появляться не будут.

Любые цифры лучше воспринимаются в сравнении. Много или мало 148 млн рублей, можно понять на следующих примерах.

В 2017 году с целью защиты городских лесов от деградации и уничтожения администрация Кисловодска направила 6,5 млн рублей на их межевание. После этого необходимо будет разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, создать полноценное лесничество, снабдив его специалистов патрульной и противопожарной техникой. На эти цели потребуется сумма в разы больше той, которую уже выделили.

На строительство тренировочных футбольных площадок в городах Кисловодск, Лермонтов, Ессентуки, Железноводск и в посёлке Капельница запланировано потратить 665 млн рублей, из которых 457 млн поступят из федерального бюджета, а 143 млн рублей – из краевого. Получается, что из краевого бюджета на тренировочные футбольные площадки выделено столько же, сколько в этом году по всем расходным статьям получил город-курорт Кисловодск. При этом никаких бодрых рапортов по данному поводу не наблюдается. Профинансировали и профинансировали. Тогда не понятно, почему такое двоякое отношение к одной и той же цифре.

С берегоукреплением дела также обстоят не столь радостно, как об этом следует из отчётов. В одном из своих интервью в феврале 2017 года министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Хлопянов пояснил, что проектная документация на берегоукрепление реки Подкумок в границах Кисловодска была разработана ещё в 2012 году. После получения положительного заключения экспертизы мероприятие включили в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах». Общая стоимость работ оценивается в 292,4 млн рублей. В текущем году на укрепление берегов Подкумка федеральный бюджет выделил 49,6 млн рублей. Ещё 5,5 млн рублей на условиях софинансирования обязались направить краевые власти из регионального бюджета. Такими темпами можно и не справиться с поставленной задачей за оставшиеся три года, что также не даёт повода для оптимизма.

Кисловодску, равно как и другим городам-курортам, в текущем году выделили примерно столько же финансовых средств, как и другим территориям. Ну, может быть, чуточку больше. При этом если вспомнить классическое определение курортной инфраструктуры, то окажется, что на её улучшение деньги практически не выделялись. Надеяться на то, что в 2018 году эту самую курортную инфраструктуру удастся модернизировать за счёт средств курортного сбора – верх наивности. Даже по самым оптимистическим прогнозам Кисловодск сможет получить в будущем году не более 70 млн рублей курсбора. Эта сумма в два раза меньше той, которую край выделил в текущем году и которая растворилась в проблемах, на оказав заметного влияния на их решение.

Получается, что поводов для радостных предновогодних реляций маловато. Равно как и надежд на изменение ситуации в лучшую сторону в ближайшей перспективе.

Комментарии (0)