еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Коррупционерам свяжут руки

Ещё великий русский полководец Александр Суворов говаривал: «…любого интенданта после пяти лет службы можно вешать безо всякого суда». Увы и ах, с тех времён и до наших дней не изменилось практически ничего, кроме названия: от «канцелярии подрядных дел» времён Петра I до нынешней «контрактной системы в сфере закупок». Суть же осталась прежней: дырявый закон, составленный словно бы под редакцией махровых коррупционеров, шесть лет (!) поощрял самозабвенное воровство чиновников всех мастей, оставляя даже не лазейки, а распахнутые калитки в казну. Греби бюджетные денежки двумя руками, один чёрт,никто ничего не докажет. Благо, вполне законных схем личного обогащения на тендерах - лопатой не перекидать.

 

Причём если внимательно ознакомиться со статистикой преступлений коррупционной направленности, совершённых в стране, на голове начинают шевелиться волосы. Создаётся впечатление, что каждый имеющий хоть мало-мальскую возможность чиновник, должностное или правоохранительное лицо стараются побыстрее урвать лишнюю неправедную копейку. Как будто завтра Армагеддон, и от этой копейки зависит его жизнь. Данные той же Счётной палаты страны более чем красноречивы: в 2016 году нарушения в сфере госзакупок  потянули  на сумму в 53,05 млрд рублей, в 2017 г. - на 118,3 млрд, а в 2018 г. уже на 294,6 млрд рублей.

Сам шучу, сам смеюсь

Сейчас, похоже, этой махновщине приходит конец. В конце апреля Госдума наконец-то после многих лет упорного сопротивления противникам казнокрадов (иначе почему все законодательные прорехи не были заштопаны на корню, я не понимаю), настаивавшим на изменении дырявого закона, сдалась. И приняла поправки в самый критикуемый закон, вышедший из недр парламента - ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. 2013.

В поправках есть ряд  серьёзных решений, кардинально меняющих правила игры на поле госзакупок. Например, запрет одним и тем же органам власти совмещать функции покупателя товаров или услуг  и контроля над этими закупками.

Понятно, что когда чиновник проводит конкурс (и разрабатывает его условия) и сам же контролирует этот процесс, итог не всегда будет прозрачным. Теперь же эту лавочку предлагается прикрыть. Ведь вот взять хотя бы наш край. Того же экс-главу Благодарненского ГО Сергея Бычкова, так удачно занявшего, хоть и ненадолго,  кресло замминистра краевого ЖКХ, о «проделках» которого много писало наше издание, но краевая власть в упор не видела сигналов репортёров.

И «внезапно прозрела» только  после того, когда об этих «проделках», хоть и намного позже журналистов, сообщили компетентные органы. Теперь сей господин - обладатель двух уголовных дел, причём как раз в области контрактов. Компанию ему составили  такие птицы высокого полёта, как экс-зампред правительства, он же экс-министр экономразвития Андрей Мурга и его подчинённая Елена Кильпа, экс-министр строительства Игорь Васильев и его зам Андрей Лазуткин. В эту тёплую компанию угодил и депутат краевой Думы единоросс Алексей Назаренко.

Поспевают вприпрыжку за старшими товарищами и должностные лица помельче. Например, экс-глава Надеждинского сельсовета Шпаковского района Юрий Никулин, который вертел шахер-махер с муниципальными землями, в результате чего те уплывали в «нужные» руки. Как и его «коллега» экс-глава Михайловска Наталья Полякова, в отношении которой также недавно было возбуждено уголовное дело  по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ за незаконные действия при выделении земельных участков в Михайловске, и бывшая глава Ессентуков Лариса Писаренко, также влипшая при дележе между заинтересованными лицами лакомых участков земель. И это только те фигуры, которые первыми вспомнились. Если же перечислять всех, подозреваемых в закупочных махинациях чиновников региона, может не хватить даже газетного разворота.

Бой «рогам и копытам»

Если поправки примут вид окончательного закона, это очистит поле госзакупок от прикормленных коррупционерами фирм «рога и копыта»  в той же сфере строительства и капремонта. Потому что в новой редакции закон будет предусматривать такое требование, как предквалификация участников торгов. И ещё на подлёте будут отсекаться фирмы, которые побеждают в тендере, образно говоря, на возведение Тадж-Махала, а за душой имеют пару табуреток да дырокол в аренде.

Также, чтобы бороться с демпинговой политикой, когда выигрывает не самый надёжный, добросовестный и гарантирующий качество поставщик, а человек с улицы, предложивший наименьшую цену, законопроект предлагает запретить выплачивать аванс участникам закупки, предложившим цену контракта, которая более чем на четверть ниже начальной.

В закупках на товары первой необходимости (продукты питания, топливо, лекарства и средства медпомощи) нужно будет в таком случае обосновывать предложенную цену. Например, предоставить гарантийное письмо производителя или документы, подтверждающие наличие у поставщика предлагаемых товаров.

Поправки в ФЗ-44 призваны сократить время, уходящее на закупочные процедуры, и сделать сами закупки проще и прозрачнее. Сегодня долгая процедура обходится дорого для бизнеса, особенно малого и среднего. Да и  для народа в целом волокита выходит боком. Взять тот же ремонт дорог. Как вы думаете, почему зачастую наблюдается такая картина, как укладка асфальта аккурат с первым снегом? Да потому что пока будут пройдены все круги ада (то есть подготовки к торгам, сами торги, оформление кучи бумажек и т. д.), не то что осень, старость может нагрянуть.

Оборонка против зэков

Минобороны предложило установить дополнительное требование к участникам закупки в рамках гособоронзаказа. Дополнительное требование предлагают устанавливать при закупке услуг по созданию, модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, утилизации военной и специальной техники. У руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, которое исполняет функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера организации - участника закупки не должно быть судимостей за экономические преступления.

Также судимости не должно быть по статьям 201.1, 238, 285, 285.4, 286 УК. Исключение составляют случаи, когда она погашена или снята. Кроме того, необходимо, чтобы перечисленных физических лиц ни разу не лишали права заниматься определённой деятельностью и занимать должности, связанные с объектом закупки.

Аналогичное требование уже есть в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Это единое требование, которое заказчик устанавливает при любой закупке. Однако участники только декларируют, что отвечают требованию. Представлять подтверждающие документы они не обязаны. Минобороны предлагает при закупках в рамках гособоронзаказа требовать от участников справку об отсутствии судимостей у сотрудников юридического лица. Справку необходимо получить не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок на конкурс или аукцион.

Без волокиты и искусственных преград

Одновременно с рядом ужесточающих требований Государственная Дума внесла и ряд послаблений в систему госзакупок, направленных на облегчение получения лекарственных средств  тяжелобольным людям. Сейчас, к слову, без проведения конкурсных процедур госзакупки лекарств, назначаемых по решению врачебной комиссии, можно делать на сумму, не превышающую 200 тысяч рублей. После вступления закона в силу лимит увеличится до миллиона рублей. Значит, больные перестанут, стиснув зубы, ждать, пока медучреждение снова закупит препараты, не тратя время на очередные торги и аукционы и связанную с ними бюрократическую волокиту.

Изменение правил ожидает и сферу культуры. Законопроект позволит упростить проведение закупок для съёмок фильмов, театральных постановок, проведения концертов или выставок. Важно не допустить ситуаций, когда из-за бюрократической волокиты режиссёр не может заменить декорации в спектакле или филармония не может закупить необходимые музыкальные инструменты.

Законопроект даст возможность театрам, музеям, концертным организациям не обосновывать цену контракта, если речь идёт о закупке уникального произведения, уникальных ценностей, произведения того или иного конкретного автора.

Предложенные изменения, в частности, предусматривают прямой запрет на привлечение субподрядчиков и расширяют перечень оснований для закупок у единственного поставщика.  «Мы даём возможность увеличить сумму на разовые единовременные закупки у единственного поставщика. Сейчас в законопроекте эта сумма увеличивается с 400 тыс. до 700 тыс. рублей, ко второму чтению, возможно, она будет немного скорректирована в меньшую сторону. И тем не менее это всё равно существенное увеличение», - отметили в Госдуме.

Например, предлагается без лишних разговоров осуществлять закупки у единственного поставщика по следующим основаниям:  на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов; на закупку произведений искусства определённых авторов и исполнителей и прав на них; на закупку печатных или электронных изданий определённых авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии; на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

Что касается запрета на привлечение субподрядчиков для выполнения той или иной услуги в сфере культуры, депутаты объяснили это так:  «Мы отдаём право учреждениям культуры в тех случаях, когда речь идёт об объектах культурного наследия, о музейных, архивных памятниках, запретить субподряд. То есть не подпускать к памятникам и объектам культурного наследия людей, которые могут оказаться недостаточно профессиональными».

Как видим, предложения дельные. Будет ли таким же дельным исполнение, покажет время.

Комментарии ()