еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Контракты без аукциона. Как жить по принципу "Ты - мне, я - тебе"?

Последствием разгула стихии, будь то пожар, наводнение или землетрясение, становится ущерб, причиняемый жителям пострадавшего района. Но практика показывает: то, что приносит вред одним, другим предоставляет шанс пополнить личные банковские счета, ведь на восстановление разрушенных домов и инфраструктуры направляются сотни миллионов рублей. И здесь в ход идут серые схемы, цель которых - подписание дорогостоящих контрактов с нужными подрядчиками, минуя обязательные процедуры торгов и аукционов. Тот факт, что подобные действия носят противозаконный характер, чиновников не останавливает.

Когда бушует стихия

13 мая 2014 года режим чрезвычайной ситуации был введён в городе - спутнике краевого центра Михайловске. Его причиной стали непрекращающиеся ливни со шквалистым ветром, в результате которых оказались затопленными более десятка городских улиц.

Согласно официальным данным, озвученным местной администрацией, пострадали 596 человек, затоплено 186 частных домовладений, разрушены двенадцать автомобильных дорог, а также городская ливневая канализация. По оценкам краевой прокуратуры, ущерб от разгула стихии составил 18,6 миллиона рублей.

Однако уже 26 мая городское руководство озвучило точную сумму ущерба, скорректировав её в сторону увеличения. Оказалось, что на приведение Михайловска в порядок потребуется 25 млн 393 тыс. рублей. Уточнялось, что пострадавшим от паводка жителям было единовременно выплачено 596 тыс. руб., остальные средства в размере 24 млн 797 тыс. рублей планировалось направить на восстановление разрушенных дорог и ливневой канализации.

Иными словами, муниципальным чиновникам представлялась отличная возможность в ближайшее время освоить кругленькую сумму бюджетных средств. И, засучив рукава, они взялись за дело.

Человек, проверенный губернатором

Здесь будет уместным напомнить, что в начале апреля 2014 года (то есть за месяц до случившегося паводка) Михайловск пережил очередную смену городского главы: место потерявшего доверие губернатора Андрея Соловьёва занял депутат Ставропольской городской Думы, Герой России Михаил Миненков.

Комментируя уход А. Соловьёва с занимаемой должности, Владимир Владимиров был резок в оценках. В частности, он отметил, что последний «потворствовал продолжению незаконного строительства микрорайона «Гармония». Одновременно в глаза бросалось, что при негативной оценке работы бывшего главы характеристика личных и деловых качеств нового назначенца выглядела настоящим славословием.

В частности, М. Миненков был представлен как человек «проверенный, давно заслуживший право стать руководителем муниципального образования». Более того, губернатор выразил уверенность в том, что нового городского главу «ничто не заставит подписывать незаконные документы».

О том, где и когда бывший десантник прошёл губернаторскую проверку, а также в чем она заключалась, В. Владимиров предпочёл умолчать. Вопросы вызывало наличие у М. Миненкова административно-управленческого опыта. Неужели один только депутатский мандат позволял говорить о нём как о перспективном менеджере-управленце, способном возглавить погрязшую в коррупционных скандалах михайловскую администрацию?

Хорошо известно, что ставропольский губернатор не испытывает сомнений при назначении новых лиц. Случившийся же в мае природный катаклизм предоставил отличную возможность проверить на прочность недавно назначенного руководителя.

Первые контракты - в рамках закона

Ликвидацию последствий паводка требовалось проводить безотлагательно, тем более что объём средств, направленных пострадавшим жителям, ни в какое сравнение не шёл с многомиллионным ущербом, причинённым городской инфраструктуре.

13 мая, то есть уже на следующий день после введения в городе режима ЧС, главой муниципалитета были заключены два договора на оказание платных услуг. Один - с филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Сенгилеевский «Межрайводоканал», согласно которому, предприятие берётся за организацию мероприятий по ликвидации последствий ЧС на территории частных домовладений. Цена оказываемых услуг составила всего 53 тыс. 436 руб.

Одновременно был подписан аналогичный контракт с МУП «Коммунальное хозяйство» города Михайловска. Оказываемые предприятием услуги были оценены в 196 тыс. 563 руб. 51 коп. Кроме того, в документе фигурировали названия тринадцати городских улиц, пострадавших от паводка.

Все прописанные работы были выполнены подрядчиками в срок и оплачены в полном объёме, но тут выяснилось, что у городского главы и его команды работа только началась. Ведь средства, направленные на ликвидацию последствий ЧС, не шли ни в какое сравнение с теми, что ещё предстояло потратить. Причём потратить так, чтобы получить с этого максимальную выгоду для себя. Тем более что стихийное бедствие представляло для этого прекрасную возможность.

Куда ни кинь - везде последствия ЧС!

Следует отметить, что обозначенные выше контракты были заключены в соответствии с п. 9 ч. 1. ст. 93 Федерального закона № 44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Если конкретизировать, то речь идёт об осуществлении закупок у единственного поставщика, минуя обязательную процедуру проведения конкурса или аукциона. Ликвидация последствий ЧС как раз и предоставляет возможность для заключения договора на оказание услуг (а равно и закупку товаров или оказание работ) с одним-единственным поставщиком. В законе это чёрным по белому прописано и объясняется срочным характером проведения необходимых мероприятий, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, является нецелесообразным.

Однако эта же правовая норма при её умелом использовании даёт шанс нечистым на руку чиновникам совершать незаконные действия, заключая дорогостоящие договоры и контракты с теми, чьё присутствие в качестве единственного исполнителя работ сулит им наибольшую выгоду. Для большей же безопасности необходимость такой сделки объясняется ликвидацией последствий стихийного бедствия.

В итоге на протяжении всего 2014 года администрация господина Миненкова усиленно занималась ликвидацией последствий майского паводка. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается, если изучить заключённые муниципалитетом договоры и контракты. Причём борьба с последствием паводка растянулась до следующего года.

Известно, что аппетит приходит во время еды. В нашем случае городское руководство активно принялось преподносить как ликвидацию последствий ЧС практически любые плановые работы по благоустройству территории Михайловска: строительство новых объектов, ремонт дорог за границами пострадавшей территории и т.д. Дальше - больше: по аналогичной схеме стали заключаться договоры и контракты, запланированные ранее, но не реализованные в силу причин, известных только местным чиновникам. Причём речь идёт, без всякого преувеличения, о сотнях миллионов рублей. Подчеркнём: бюджетных рублей.

Сомнительные итоги мутного аукциона

Один из наиболее ярких примеров того, как работают серые схемы, является аукцион, проведённый с целью выбора подрядчика, которому предстояло заняться выполнением проектно-изыскательских работ по устройству ливневой канализации Михайловска, изношенность которой уже не первый год вызывала беспокойство горожан. Более того, активные пользователи социальных сетей, выкладывавшие на своих страницах фото и видеоматериалы, запечатлевшие последствия майских паводков, прямо писали: всё случившееся стало возможным исключительно в силу плачевного состояния городской ливнёвки.

Наконец администрация зашевелилась, и 4 сентября 2014 года после проведения электронного аукциона, был объявлен его победитель - ООО «Строительное предприятие» из Уфы, руководство которого предложило за оказываемые услуги максимально низкую цену - 747 тыс. 60 руб., 25 коп. Согласно закону, именно это предприятие и должно было выполнять все оговорённые работы. Но не тут-то было!

Победитель загадочным образом слился: 19 сентября был составлен протокол, согласно которому, он уклонился от выполнения взятых на себя обязательств, не представив в оговорённый срок всей необходимой документации для заключения контракта. Таким образом, уфимское предприятие должно было быть внесено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков).

Теоретически право выполнения работ должен был получить участник, занявший вторую строчку аукциона. Таковым, согласно протоколу, стало ОАО «Проектный институт «Ставрополькоммунпроект». Предложенная его руководством цена составила 896 тыс. 752 руб. 75 коп. Но и это предприятие каким-то загадочным образом тоже оказалось не у дел. В итоге контракт был заключён с ООО «Ставропольгазстрой», занявшим третью позицию. Предложенная им цена - 956 тыс. 629 руб. 75 коп.

Дальнейшие события развиваются загадочным образом, и объяснить их с позиций здравого смысла просто невозможно. 24 ноября муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству ливневой канализации для обеспечения муниципальных нужд Михайловска с ООО «Ставропольгазстрой» был подписан. Но сумма, обозначенная в нём, в несколько раз превышала ту, что этот же подрядчик предлагал ранее и которая была обозначена в сентябрьском протоколе подведения итогов аукциона. В ноябре она составила (внимание!): 2 млн 993 тыс. 850 руб.!

Остаётся только добавить, что эта сумма при проведении аукциона была указана как начальная (то есть максимальная) стоимость контракта. Получается, что в итоге он оказался заключён по максимально высокой цене? Но ведь ранее тот же подрядчик предлагал цену, которая была ниже более чем на 2 млн! Более того, в самом тексте контракта оказалось прописано, что заключён он в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-го Федерального закона: то есть связан с ликвидацией последствий ЧС. Несложно догадаться, что речь идёт всё о том же майском паводке.

Менее чем за три месяца ситуация кардинально поменялась. Спрашивается, для чего нужно было устраивать шоу с электронными торгами и недобросовестным подрядчиком из Уфы, если в итоге работы были списаны на ЧС и влетели городу в копеечку? Да и саму срочность выполнения работ можно поставить под сомнение, ведь на дворе уже был ноябрь.

Не ливнёвка, а золотое дно

Но и обозначенное двухмиллионное завышение проекта можно назвать копеечным в сравнении с той ценой, которую команда М. Миненкова решила заплатить за новую ливневую канализацию в целом. Сотни тысяч рублей ушли на оплату дорогостоящих экспертиз. Так, 1 декабря 2014 года администрация подписывает два муниципальных контракта с размещением заказа у единственного поставщика. Оба - с Автономным учреждением Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства». 

Муниципальный контракт №802СД/1-14 заключён на предмет проверки определения сметной стоимости документации проекта «Ливневая канализация города Михайловск». Стоимость работ по контракту - 110 тыс. 582 руб. 47 коп. Второй муниципальный контракт №3284/1-14 оговаривал проведение государственной экспертизы проектной документации собственно ливневой канализации. Его цена - 481 тыс. 455 руб. 64 коп.

Что же касается непосредственно подряда на выполнение работ по строительству ливневки, то соответствующий контракт был подписан городским руководством только 30 декабря 2014 года. В качестве подрядчика в документе указано ООО Строительная компания «СтавропольГазСнаб». Отметим, что речь идёт только о первом этапе строительства - магистральном коллекторе ливневой канализации по ул. Тухачевского и ул. Орджоникидзе. Стоимость работ на данном этапе составила почти 50 млн рублей.

Остаётся только добавить, что муниципальный контракт №30/12-2014 был заключён, опять-таки, на основании п. 9 ч. 1. ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком услуг в связи с ликвидацией последствий ЧС. То есть спустя более чем семь месяцев после майского паводка «эффективные» управленцы продолжают устранять его последствия, объясняя свою деятельность срочным принятием необходимых мер. Неудивительно, если разгребать результаты такой работы сегодня приходится преемникам миненковской команды.

В конце 2014 года муниципальная администрация подписала ещё два контракта. Стоимость их несколько меньше той, что фигурирует в документах, касающихся ливневой канализации, но тоже исчисляется в цифрах с шестью нулями. 27 ноября были подписаны контракты с ООО «Регионстрой»: один на оказание услуг по разработке схемы теплоснабжения города, другой - на разработку схемы водоснабжения и водоотведения. Стоимость первого составила 1 млн 990 тыс., второго - 1 млн 860 тыс. рублей.

Оба документа, без сомнений, важные и нужные, но только какое отношение они имеют к майским событиям и чем объяснить срочность их разработки? Ведь, как читатель уже наверняка догадался, заключены они были с единственным подрядчиком. Подписал контракты заместитель главы Михайловска Александр Эм - давний друг и коллега М. Миненкова.

Дорожная чехарда или хорошо организованный беспорядок?

Выше шла речь исключительно о договорах, прикрытием для подписания которых стала ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Однако в распоряжении редакции имеется информация ещё о целом ряде муниципальных контрактов, заключённых с единственным поставщиком услуг, то есть с прямым нарушением действующего законодательства, в текстах документов ссылка на ст. 93 Федерального закона № 44 отсутствует.

Муниципальный контракт №21/07-14-2 был заключён 21 июля 2014 года с ГУП СК «Ставрополькрайавтодорсервис» на предмет выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования. Цена вопроса - 31 млн 80 тыс. 903 руб. Особого внимания заслуживает тот факт, что отдельным пунктом прописана дата окончания работ - 31 октября 2014 года.

Однако этим дело не ограничилось. В тот же день был подписан ещё один муниципальный контракт с тем же самым подрядчиком на предмет выполнения ремонтных работ в переулке Транспортном. Приведение в порядок небольшого участка протяжённостью всего 1200 м. оценили в 9 млн 633 тыс. 482 руб. Так и хочется воскликнуть: «Стоп! Да как же такое возможно?» На ремонт всех дорог общего пользования в Михайловске выделен 31 миллион, а ремонт отдельно взятого переулка обошёлся почти в треть названной суммы - 9 миллионов! И почему потребовалось заключение отдельного контракта?

Хочется также задать вопрос нашим михайловским читателям: были ли приведены улицы их родного города в порядок или десятки миллионов уплыли в неизвестном направлении? От себя добавим, что на сегодняшний день исполнитель работ - ГУП «Ставрополькрайавтодорсервис» - объявлен банкротом и находится в стадии ликвидации. Что поделаешь: умеют «проверенные» губернатором кадры подыскивать себе деловых партнёров.

Наконец, для того чтобы контролировать ход работ по ремонту дорог, муниципалитет заключил отдельный контракт с ООО «Строительный дорожный контроль» на сумму 665 тыс. 131 руб. Оказывается, ровно столько стоят услуги контролёров. Интересно, предшествовал ли подписанию контракта аукцион или, как это происходило в других случаях, городские власти предпочли ограничиться одним-единственным участником?

Но и в «дорожном вопросе» чиновники оказались верны себе: заключив в июле целый ряд контрактов на проведение ремонта городских дорог. Муниципальный контракт №09/09-ЧС от 9 сентября 2014 года был подписан с ООО «Автобан» на предмет выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации - сильного ливневого дождя со шквалистым ветром, произошедшей 12 мая, а именно - автомобильных дорог.

Да-да, именно так и написано в документе практически слово в слово! И ссылка на соответствующую статью уже известного нам закона дана. Указаны и названия улиц, подлежащих неотложному ремонту. И никого не смутил сам факт того, что срок выполнения этих самых «неотложных работ» был отложен почти на четыре месяца. Видимо, подписывая контракт, они вдохновлялись исключительно прописанной в нём суммой: на «срочный» ремонт восьми городских улиц было выделено 10 млн 512 тыс. 128 руб.

За нарушения закона нужно отвечать!

Мы не станем вести учёт миллионов, направленных на ремонт дорог в Михайловске, пусть любознательный читатель сделает это сам. Одно можно сказать точно: под предлогом ликвидации последствий чрезвычайной ситуации команда управленцев, возглавляемая М. Миненковым, заключила десятки муниципальных контрактов, переведя на счета отдельно взятых подрядчиков сотни миллионов рублей. Подчеркнём, делалось это в обход действующего законодательства.

Практика заключения контрактов вне конкурсной основы сложилась на Ставрополье не сегодня и не вчера. Выше мы привели примеры того, как ловко обходили закон чиновники отдельно взятого муниципалитета только за один 2014 год. В рассматриваемой ситуации, вне всякого сомнения, есть две заинтересованные стороны, а значит, имеет место коррупционная составляющая, прямо вытекающая из принципа «ты - мне, я - тебе».

Подобного рода деятельность прямо противоречит нормам федерального закона «О защите конкуренции», создавая заранее выигрышные условия для отдельных хозяйствующих субъектов на том или ином рынке работ. Потому на всё произошедшее следует обратить внимание региональному управлению Федеральной антимонопольной службы и органам прокуратуры.

Детальной проверке подлежат: обоснования цен подписанных контрактов; уведомление органа, контролирующего закупки, о заключении того или иного контракта; наличие отчётов контрактной службы о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика); достоверность сроков контрактов: даты заключения, сроки исполнения прописанных работ и т.д.; источники финансирования контрактов, а в случае выделения краевых бюджетных средств - проверка согласования закупки профильным министерством; экспертизы сметной стоимости строительства или капитального ремонта объектов на предмет возможности завышения цены контрактов, заключённых с единственным поставщиком.

Кстати, практика работы Арбитражных судов показывает, что подобные сделки вполне могут быть признаны ничтожными, а их последствия - недействительными. Что касается «проверенного» губернаторского кадра и его команды, то применяемые ими в работе серые схемы обязательно должны стать (и станут) предметом расследования компетентных органов. А пока уверенность главы региона в неспособности М. Миненкова подписывать незаконные документы остаётся пустым звуком.

Продолжение следует...

Комментарии (0)