еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кому семь вёрст - не крюк

«Маразм крепчал» - первая мысль после прочтения свежей идеи, озвученной нашим правительством в сфере навязанной россиянам так называемой пенсионной реформы. Буквально в прошлый четверг Минтруда и соцзащиты страны потребовало ввести уголовную ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста. То есть и госпреприятиям, и бизнесу грозят тюремные нары, коли они себе в убыток не будут держать на работе тех, кто с этой работой уже не справляется в силу возраста? Государство, которое таким изощрённым способом, как повышение пенсионного возраста, решило избавиться от «нахлебников», придумало пересадить их на другую шею - предпринимательскую? Да уж, нормальный ход конём, как говорится…

Кто не рискует, тот не пьёт… валидол

В нашей стране полно профессий, не вошедших в «льготный список» пенсионного возраста, но от мастерства, умения владеть собой и ситуацией представителей которых тем не менее зависят жизни и здоровье людей. Электрики и газовики, строители и промышленные альпинисты. Да те же водители общественного транспорта, ежедневно отвечающие за безопасность пассажиров.  А такие неадекватные пенсионные новации, упорно навязываемые россиянам недальновидной политикой правительства Медведева, в прямом смысле слова ставят под угрозу жизнь и здоровье миллионов россиян, пользующихся общественным транспортом. И увеличивают в разы наши шансы стать жертвами ДТП.

Как известно, жёсткий сценарий пенсионной реформы предусматривает, что на заслуженный отдых мужчины, не входящие в заветный список неприкасаемых профессий, будут отправляться в 65 лет. Но многие ли из тех, кому стукнуло больше 55-60 лет, могут себе позволить «безболезненно» управлять транспортным средством много часов подряд?

Работа водителя, особенно на пассажирском транспорте,  довольно сложная, связанная не только с физическими, но и психологическими перегрузками. И  во многих странах она даже считается одной из самых опасных для жизни профессий, представителям которых предоставлены многочисленные льготы. Если здраво размышлять, то не каждый даже молодой человек в состоянии везти людей, например, восемь часов подряд, как часто бывает на междугородных и межрегиональных маршрутах. Да и у простого водителя троллейбуса рабочий день длится тоже не 2-3 часа, а гораздо дольше, невзирая на погодные условия, дорожную обстановку и прочие дестабилизирующие факторы.

 По-большому счёту, человек этой профессии не имеет возможности расслабиться в рабочее время, он всегда должен быть предельно внимателен и сосредоточен. Потому как любой глоток воды или звонок по телефону может стоить десятков жизней. Конечно, глядя на некоторых лихих маршрутчиков, ухитряющихся до поры до времени без жертв и происшествий одновременно демонстрировать виражи, трепаться по мобильнику, щёлкать семечки, принимать плату и отсчитывать сдачу, кажется, что профессия водителя - пустяк и игрушки. Но это ровно до момента возникновения аварийной ситуации.

В идеале водитель, на чьих плечах лежит груз ответственности за жизнь и здоровье десятков людей, всегда должен быть бодр, энергичен, способен быстро принимать решения, молниеносно реагировать на любую перемену в окружающей обстановке. Но ведь годы - реальность, с которой не поспоришь. Ухудшаются зрение и реакция, изнашиваются сердце и нервная система. И здоровье многих «командиров руля» уже после 50 здорово расшатано. А при нынешнем уровне медицины для простых смертных нет ни единого шанса, что оно существенно поправится.

 

  Но «медведевский клан» решил, что 65 - не срок, так что остаётся лишь утешаться поговоркой «Риск - благородное дело».  И если пенсионная реформа несмотря на бурный протест общественности устоит в предложенном варианте, то мужчины, которые полжизни провели за рулём автомобиля или автобуса,  будут вынуждены ежедневно подвергать опасности тысячи людей. Потому что они могут прокормить себя только этой профессией, преданны своему делу и не имеют опыта работы в других областях. 

Учиться и ещё раз учиться

Тут на днях министр труда и соцзащиты РФ М. Топилин - ярый сторонник, кстати, повышения пенсионного возраста - по-ленински умничал с телеэкрана, что, дескать, если исполнять свои обязанности человек уже не может по состоянию здоровья, а на пенсию ему (после принятия закона о повышении возраста) будет рано, пусть идёт переучиваться.

 Вот интересно, а деньги на переобучение ему сам министр вручит?  Образование-то у нас бесплатное только в школе. Да и то – условно бесплатное. И семью шофёра, пока он месяцами переучивается, тоже министр будет кормить? Вопрос риторический. И ясно, как день, что за свою работу за баранкой люди будут держаться зубами невзирая на предынфарктное состояние, прободную язву, отнимающиеся руки-ноги. Ну а мы, пассажиры, наверное, перед каждой поездкой не то что к родне в деревню, но просто с работы  на работу будем забегать в храм, дабы помолиться об успешности поездки из пункта А в пункт Б.

Пенсионная реформа может сильно отразиться не только на пожилых людях, но и на молодёжи. Мало того, что права категории D получить недёшево (не менее 40 000 рублей), так ещё и на работу устроиться начинающим профессионалам станет гораздо сложнее, ведь места уже будут заняты, а «старичков» под страхом тюрьмы увольнять побоятся, -  сообщила нашей редакции президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал Зирки. - Мы настаиваем, что «поблажки» в плане выхода на пенсию должны быть сделаны и для водителей общественного транспорта. Их работа по ответственности и напряжённости не уступает труду военных, медиков, полицейских и т. д. Льготные условия выхода на пенсию не только положительно сказались бы на безопасности миллионов пассажиров, но и позволили бы значительно омолодить штат перевозчиков.

Конкуренты из попутчиков

Что этих самых рабочих мест, так щедро обещаемых нам закопёрщиками реформы, станет больше, я сомневаюсь. Имеющиеся бы сохранить. По крайней мере, в сфере пассажирских перевозок. Одна из причин - уже упомянутый выше сервис попутных перевозок, самым раскрученным из которых сейчас является BlaBlaCar. По подсчётам экспертов, совокупный оборот рынка попутных перевозок в прошлом году  составил 9,6 млрд рублей, сервисами воспользовались около  18 млн россиян. Ожидается, что в нынешнем году эти числа  могут   дорасти   до 16,3 млрд рублей и 31 млн пользователей услуги совместных поездок.

 

- И это - ощутимый удар под дых официальным перевозчикам, заставляющий их буквально выживать, потеряв более 20 процентов своих клиентов.  Из-за этого автотранспортные   предприятия   лишаются средств для обновления автобусного парка, более половины транспорта, работающего на межсубъектных маршрутах, имеют возраст более десяти лет.  Помимо этого, операторы объектов транспортной инфраструктуры лишаются средств для обеспечения полноценной безопасности и содержания своих зданий.  Автотранспортные компании   вынуждены сокращать количество машин на маршрутах или полностью их   останавливать. Также автовокзалы, автостанции и перевозчики стали увольнять 20-30 процентов сотрудников, - прокомментировала нынешнее положение дел Ирина Ал Зирки.

    Однако и тут палка о двух концах. И экономическая составляющая - не последний фактор. Вот скажите, если есть шанс добраться в другой город в два раза быстрее и за цену в  два раза ниже той, по которой вам продадут  билет на автовокзале, вы долго будете колебаться? Думаю, нет. Особенно если видите, что ехать будете на новой иномарке с кондиционером и удобными креслами, а не на дребезжащей пыльной куче металлолома, которую порой представляют из себя автобусы официальных перевозчиков с драными сиденьями,  задраенными наглухо ещё при царе Горохе люками и форточками, со смрадом газа, баллон которого либо любовно водружён на крыше, либо примощён в багажном отсеке.

  Если понимаете, что водитель автопопутчика будет делать остановки там, где вам надо, чтобы спокойно справить нужду (пардон, за подробности), а не исключительно по расписанию, когда вы во время десятиминутного «отстоя» на забытой богом автостанции вынуждены будете рысью нестись в поисках заветного домика «М и Ж».

Семь вёрст - не крюк?

   Плюс возьмём в расчёт логистическую неповоротливость «официалов», которые как проторили маршрут сто лет назад, так и катаются по нему скопом, есть спрос, нету ли - без разницы. А освоить новые направления - фигушки. Вот буквально пару дней назад мне позарез понадобилось в Белгород. И что? Оказалось, что из Ставропольского края напрямую без кучи пересадок туда можно попасть одним-единственным автобусом. Да и то украинским, всего раз в неделю курсирующим между Киевом и Ессентуками. Сесть на него в краевом центре - не вариант. Только в Невинномысске. Узнать, есть ли свободные билеты, через Интернет, а также забронировать билет онлайн - также не вариант. Нет такой услуги, уже давным-давно внедрённой даже в медвежьих углах страны,  при наших автовокзалах. А открыв приложение одного из сайтов попутчиков, нашла сразу пару десятков предложений.  Время - на выбор, автомобили - выбирай на вкус, цена - более чем демократичная. Думаю, не надо гадать, что  выбор был сделан не в пользу путешествия на автобусе.

И, как мне кажется, если эта сфера легальных автобусных перевозок в ближайшее время не подвергнется радикальным  встряскам и переменам к лучшему, отток пассажиров будет только увеличиваться. Старый подвижной состав, старые и не вполне здоровые (в случае принятия нынешнего варианта пенсионной реформы) водители, старые маршруты и незамысловатый сервис - эти негативные факторы могут в конце-концов привести к тому, что междугородный автобус станет такой же диковинкой, как запряжённая тройкой лошадей телега.

Комментарии ()