еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Коллекция - моя репутация»

В его личной коллекции - 380 автомобилей. И каких! От музейных экспонатов 40-х годов прошлого столетия до суперсовременных авто.

Вся она отлично помещается на полках рабочего кабинета Романа Миргородского. Просто потому, что существует в виде... моделей. Несмотря на солидность «автопарка» Роман Александрович себя коллекционером не считает. Модели он собирает не из пристрастия к многогранному миру автопрома, не из интереса к разнообразию дизайнов.

Роман Александрович с моделями... работает. Потому что профессия у него такая - автотехнический эксперт.

- Я и в суд с модельками захожу, - рассказывает Миргородский. - В судах же работают юристы, а не автомеханики. Много женщин, которые вообще далеки от автотемы. А на судебное разбирательство выносятся серьёзные вопросы, и чтобы вынести справедливое решение, надо в них хорошо разобраться.

Как это сделать? На пальцах ДТП не разберёшь. Конечно, рисуются схемы. Предоставляются фото. Но всё равно плоское одномерное изображение весьма ограничено. А при разборе ДТП очень важно воссоздать объективную и подробную картину. Ведь  выводы эксперта имеют решающее значение, и степень ответственности высока.

Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП для наглядности я начал использовать одномасштабные транспортные модели.

- А что такое одномасштабные?

- Модели, выполненные в одном масштабе. Только так картина получится корректной.

Самую первую пару моделей машин эксперт уже не помнит. Но сам принцип оказался эффективным. Сначала нужно найти (читай - купить) конкретные модели машин под конкретную экспертизу. И начинать работу. Чертёж на миллиметровой бумаге, схема, согласно административному материалу...

В соответствии с замерами, указаными на схеме ДТП, выставляю транспортные средства. Определяю парные контрольные точки. И для наглядности использую в схеме одномасшабные модели.

- Логичный ход. А кто-то ещё из ваших коллег так делает?

- Идея вообще моя, может, кто-то так и делал, но я об этом не слышал. А вот после - да, коллеги стали обращаться. Но обычно разговорами и советами дело и заканчивается. Мне не жалко дать коллеге машинку, но бывает так: одна модель у меня есть, а другой нет. Без пары идея теряет смысл. Где взять вторую? Искать, покупать...

В самом деле, автомобили - штука недешёвая. Даже в виде моделей. Самые простенькие игрушки в каком-нибудь «Детском мире» стоят около 400 рублей. А модели хорошего качества - от 3000 и выше.

Забавно, что самой дорогой (в масштабе текущих цен) оказалась... «Лада Приора». Да-да, дороже оригинальных моделек BMW и Mercedec!

В то время моделек не было в принципе, их производил только Автоваз. И по тем временам моделька «Лады» стоила около шести тысяч рублей.  А  Mercedes - порядка 3,5 тысячи.

Ну а сейчас, конечно, спрос во многом закрывает вездесущий Китай.

Свои модели Роман Александрович находит совершенно разными путями: в обычных магазинах, включая детские, автосалонах, Интернете. Иногда специально заказывает под конкретные экспертизы. Ведь важно получить не только нужную марку, но и нужный масштаб модели.

Все машины Миргородского ездят. Есть такие, где открываются двери, багажник, капот. Но не во всех. Хотя это для эксперта совершенно не принципиально - Роман Адександрович не считает себя автомобильным коллекционером и уж тем более с машинами не играет:

- Я прихожу с этими модельками на заседание суда. И прямо в процессе показываю - вот этот выезжал отсюда, вот этот ехал сюда... Вот удар... Очень наглядно получается, и всем понятно.

В работе эксперта Миргородского больше востребованные марки: «Лада», ГАЗ, Газель, Mercedes, BMW, Volkswagen, некоторые «японцы». Маловероятно, что для расследования ДТП окажутся нужными «Москвич» или «Запорожец». Это уже больше история, отдельная часть коллекции Миргородского. Там есть модели настолько старые, что в отличие от «Москвича» уж точно в аварию не попадут - их просто нет на дорогах. Не встретятся на реальной дороге и опытные экспонаты, которые выпускались в ограниченных количествах. А вот в коллекцию автоэксперта они всё же попали.

Сейчас у Миргородского есть модели машин, выпущенные в 1949 году. Есть чёрная «директорская» «Волга». И это уже, можно сказать, сугубо исторический вариант  не для автотехнической экспертизы, а для знакомства с историей, в том числе автомобильной, юного поколения:

- Попробуйте сейчас кому-то из молодёжи сказать, что РАФик - не  Toyota RAV4. Очень удивятся!

Все мои модели хранятся в офисе. Домой их нести нельзя: дети их быстро сломают. К тому же, коллекция играет роль антуража. Человек приходит - и сразу видно, чем я занимаюсь.

А занимается Миргородский - напомню - очень важной частью судебных процессов, где ошибка эксперта может стоить дорого.

Роман Александрович вспоминает одну показательную в этом смысле экспертизу, где изначально эксперты утверждали, что ДТП... вообще не было! Мол, это мошенничество, подставное дело.

- А когда оно попало ко мне - я доказал, что было реальное ДТП. И все согласились, что было именно так!

- Хотели обмануть, но с другой стороны?

- Думаю, что просто подошли непрофессионально. Всё началось с ошибки ГАИ, они неправильно разметили размер проезжей части. Ошиблись на целый метр! Я нашёл эту ошибку. Далее для разбора ситуации мне были нужны модели BMW X6 и Газели.

BMW X6  у меня была, а Газель пришлось заказать. Я выставил модели этих автомобилей. Прошёл все фазы ДТП. Выяснил, что именно контактировало. И выяснил, где ошибка.

Чтобы понять механизм происшествия, надо понять контактные пары. Но в плоском изображении фотографий это сделать бывает трудно. А объёмные модельки очень помогают для наглядности! В суде я это всё показал на моделях. И владелец авто получил свою законную страховку.

- Роман Александрович, а откуда у вас вообще интерес к теме автомобилей? Увлекались в детстве?

- Нет. В моём детстве машины тоже были дорогие. Даже модельки. Советские металлические машинки стоили достаточно дорого. Мои родители не могли меня  так баловать. У кого-то из приятелей были. Но не у меня.

Я жил в небольшом городке в горах Кабарды. Мальчишками мы катались на тачках. Тачка - такая доска, к которой крепятся подшипники. Тормозов, конечно, не было. Вот так без тормозов, на подшипниках, по горкам и носились. Поднялся - и летишь километра два. Хорошо, машин там почти не было.

А потом всё сложилось само собой. Закончил институт, прошёл одну профпереподготовку, другую. По сути, получил несколько образований. И вот много лет только автотехнической экспертизой и занимаюсь.

- Вам когда-нибудь предлагали выкупить коллекцию?

- Нет. Настоящим коллекционерам она малоинтересна. Здесь ничего эксклюзивного нет. Она имеет в основном сугубо практический смысл. И это важно для меня как профессионала, а не как коллекционера. Коллекция, а точнее, качество работы, которое она помогает поддерживать - моя репутация. Основная часть заказов на экспертизу мне приходит из суда или следствия. И судьи, и следователи видят мою работу не один год. Они понимают качество. Вот это есть профессионализм, которым я дорожу. И моя коллекция в этом помогает.

Комментарии ()