еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ключевое звено

Основой основ всех реформ в промышленном, аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут мотивированные и высококвалифицированные специалисты разных профессиональных уровней. Эта мысль была лейтмотивом проводившегося в мае прошлого года в Ставрополе XIV Международного Конгресса «Российская семья», организатором проведения которого, по традиции, был одноимённый Национальный общественный комитет.

В итоге на свет появился практико-ориентированный проект «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», получивший Президентский грант на свою реализацию.  В рамках проекта будут изучены проблемы трудового воспитания детей и молодёжи в семье, взаимодействия институтов образования, культуры, занятости, семьи для сохранения и обогащения трудовых ценностей в условиях исторических и технологических преобразований.

Для этого в стране в конце минувшего года были открыты пять пилотных региональных центров консультирования и просвещения для оказания помощи родителям по вопросам трудового воспитания детей. Одной из таких площадок стал Ставрополь - здесь центр заработал в минувшем декабре на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат города Ставрополя».  А руководителем  утверждена Раиса ГУДАРЕНКО - председатель ОО «Союз деловых женщин»  Ставропольского края, руководитель регионального отделения НОК «Российская семья» в Ставрополя, которая рассказала корреспонденту «Ставропольского репортёра» о целях, задачах и планах центра.

- Раиса Фёдоровна, почему именно Ставрополь был выбран не только площадкой проведения  XIV Международного конгресса, посвящённого трудовому воспитанию подрастающего поколения, но и в числе пяти городов стал пилотной точкой реализации проекта?

- Потому что, пожалуй, только  в нашем крае до сих пор  активно развивается многолетний опыт трудового воспитания, не ушли в небытие, как студотряды вузов страны,  действуют ученические производственные бригады, созданные более 60 лет назад, применяются разные инновационные формы подготовки молодёжи к труду в условиях рыночных отношений. Факты свидетельствуют: каждый второй работник сельского хозяйства Ставрополья прошёл школу ученических производственных бригад. Они по-прежнему являются самой эффективной формой трудового воспитания и профориентационной работы со школьниками, надёжным источником пополнения кадров для сельскохозяйственного производства края. Школьная ученическая производственная бригада - это, прежде всего, трудовой коллектив, в котором в единстве решаются задачи трудового и нравственного воспитания учащихся. Именно здесь формируются высокие нравственные принципы гражданина-труженика, гражданина-творца.

Среди всех категорий сельского населения молодёжь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации - все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой. На момент проведения Конгресса в Ставропольском крае функционировали  112 ученических производственных бригад и 229 трудовых объединений школьников, которые являются структурными подразделениями общеобразовательных учреждений. Да и сейчас их количество не уменьшилось, что отрадно.

Так что нам было чем поделиться с участниками Конгресса ценнейшим опытом трудового воспитания.  Ведь традиции нашего региона очень богаты в семейном трудовом воспитании: с  ранних лет девочки и  мальчики, особенно в сельской местности,  активно участвуют в трудовых процессах семьи, имеют конкретные и чёткие обязанности.

- Подобные консультационные центры по трудовому воспитанию и для россиян, и я для нашего края в новинку. Какие основные задачи ставятся перед его сотрудниками?

- Первая и главная - возродить трудовое воспитание как в семье, так и в учебных заведениях. И не просто возродить, а вернуть ему былой статус основополагающего фактора развития личности. К сожалению, сейчас в образовательных программах Минобра этот пункт совершенно удалён. Особенно если речь идёт о рабочих специальностях.

Такое впечатление, что страна совершенно перестала нуждаться в слесарях и автомеханиках, электриках и сантехниках, швеях и поварах. И государству нужны только белые воротнички - менеджеры, мерчендайзеры, юристы и экономисты. А ведь это совершенно не так. Кроме того, в наши задачи входит помощь ребятам, в том числе и из многодетных, малоимущих,  социально неблагополучных семей в профессиональной ориентации.

Большое внимание уделяется и работе с родителями -  с их помощью формировать у подрастающего поколения интерес к высокотехнологичным рабочим профессиям. Почему высокотехнологичным? Потому что время не стоит на месте, и тот же слесарь теперь работает не только разводным ключом да плоскогубцами, он должен владеть навыками работы и на сложных станках с числовым программным управлением. 

Интересный момент - мы через службы занятости региона выявляли степень потребности рынка труда в рабочих профессиях. Так вот, спрос намного, в разы превышает предложения.  И вакансии с хорошей зарплатой, и условия труда великолепные, а рабочих нет. Потому как мало, слишком мало учебных заведений, готовящих специалистов в этой сфере. И как раз созданные по стране центры, в том числе и наш, должны ликвидировать этот дисбаланс.

- Почему именно ставропольский городской межшкольный учебный комбинат был выбран базой для создания центра?

- Потому что это учреждение дополнительного образования имеет не только отличный педагогический состав трудовиков, но и мощную современную материально-техническую базу. Ведь нашим детям предстоит жить в условиях масштабной глобализации в очень непростое время. В чём заключается эта сложность? За рутиной жизни и бытовыми заботами мы часто не замечаем наступление новых характеристик жизни, в том числе и в сфере труда.

 Как и весь мир, современная Россия вступает в период технологических и структурных трансформаций, которые характеризуются углублённым освоением технологических укладов - это и новые виды энергии, и атомные технологии, и робототехника. Кроме того, всем уже известны и понятны такие термины, как биотехнологии, генная инженерия, клеточные и мембранные технологии, искусственный интеллект. 

Но знаний только терминологии недостаточно. Все новые высокотехнологические процессы в фазе перехода содержат серьёзные экономические, геополитические и  социальные риски не только для страны, но и для населения. Одним из ключевых рисков является несоответствие уровня профессионализма, качества трудового потенциала высокой динамике и требованиям технико-технологических преобразований. 

Сейчас резко увеличивается потребность в уникальных специальностях и  рабочих местах. Так что в этих сферах требуется индивидуальная подготовка профессионалов высокого класса, что может быть достигнуто только при тесном взаимодействии семьи, сферы образования и профессиональной подготовки.

- Как мне кажется, именно трудовому воспитанию школьников несмотря на декларации государство уделяет не так-то много внимания...

- Очень надеюсь, что всё это в прошлом. Как и так называемая оптимизация, в результате которой из школ исчезли уроки труда, заменившись на углублённое изучение гуманитарных и прикладных дисциплин. Знания иностранных языков, литературы и т. д., конечно, хорошее дело. Но не в ущерб трудовым навыкам. А мы долгое время на выходе из школы получали белоручек, которые не имеют элементарных умений самообслуживания - ни пуговицу пришить, ни гвоздь забить.

Потому что и в семье, увы, современных школьников стараются ограждать от домашней работы. Мол, сейчас и так учиться трудно - все предметы сложные, пусть ребёнок отдыхает, ещё успеет во взрослой жизни и у плиты настояться, и розеток починить сотню. А что получаем? Создавая свою семью, этот ребёнок, не получивший необходимого трудового воспитания, так и остаётся иждивенцем, ждущим, что его будут обслуживать.

Вот взять наш межшкольный учкомбинат. Когда-то здесь проходили обучение 2-3 тысячи школьников, сейчас - 500. И только благодаря энтузиазму директора Владимира Иванникова удалось не только не ликвидировать это учреждение в целях пресловутой оптимизации, но и сохранить и базу, и кадры.

 Взять ту же слесарную мастерскую - здесь ребят учат не только ремеслу, но и основам евроремонта. Разве плохо? Разве это не пригодится будущему семьянину - уметь положить плитку, выровнять стены, залить полы? А автомеханики? Учитывая, что сейчас в каждой семье есть машина, а то и не одна, такой специалист на вес золота. Кроме того, на базе комбината работает и наш социо-культурный центр, в котором трудовые навыки получают молодые инвалиды. А им ведь это очень важно - уметь ориентироваться в обществе, приобрести навыки самообслуживания, получить профессию.

Рабочий класс несмотря на глобализацию возвращается на авансцену общественной жизни. Данная тенденция актуальна для России - молодёжь нуждается в реальных перспективах своего будущего. Не замечать это, не работать над проблемой трудового воспитания - громадный не только социальный, но и политический риск. Которого, уверена, мы сможем избежать при грамотном подходе к вопросу трудового воспитания.

Комментарии ()