еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Классика жанра

Сфера ЖКХ традиционно возглавляет список лидеров по числу нарушений Закона. В погоне за прибылью управляющие многоквартирными домами организации могут изобрести тысячу и один способ, как беспрепятственно залезть в карман собственников. Благо, расчёты за коммуналку сейчас настолько запутаны, перенасыщены всякими формулами из области высшей математики, а нормативно-правовых актов, регулирующих цены, нормативы, тарифы и прочие денежно-товарные отношения между жильцами и управляйками, издано так много, что разобраться в этом бумажном Эвересте вряд ли под силу даже профессору, не то, что простому обывателю. Чем самозабвенно и пользуется «прокладка» между ресурсоснабжающими организациями и гражданами, УК то есть. Фокусов, помогающих стрясти лишнего с граждан, у них много, но есть уже просто ставшие классикой жанра: придумывать несуществующие услуги или завышать стоимость ремонтных работ, количество потреблённых энергоресурсов, самовольно поднимать тариф.

Хроника мухлежа

Их перманентно ловят на подтасовках и приписках, но управляйки с упрямством вьючного животного продолжают обирать население с помощью липовых данных. Потому что, по неведомой причине, такие действия, как обогащение за чужой счёт во всех сферах, кроме коммуналки считаются мошенничеством, воровством или присвоением и караются по УК РФ. А коммунальщикам лишь вменяют «неправильное начисление» и карают словесной выволочкой, веля произвести перерасчёт.

Такая безнаказанность привела к тому, что начислить лишнего стало уже просто хорошим тоном у управляющих компаний. В краевом центре недели не проходит, чтобы какое-либо надзорное или контролирующее ведомство не сообщило об очередной пойманной на мухлеже управляйке. Вот только «сводка боевых действий» за последние пару недель.

Промышленный район. Здесь в райпрокуратуру обратились жильцы многоквартирного дома № 474 по улице Ленина. Они жаловались на неправомерные действия управляющей компании ООО «ГУК Высотка». Прокуратура проверила и выяснила, что 325 собственникам квартир плата за

услуги «содержание и техническое обслуживание» и «управление председателя совета дома» начислялась в размере, определённой решением общего собрания собственников жилых помещений, которое судом признано недействительным. Длилось это безобразие с июля 2016 года по середину марта 2018 года. Прокуратурой района в адрес «ГУК Высотка» внесла представление об устранении нарушений закона. Она также обязала провести перерасчёт платы за услуги по тем нормативам, которые применялись до решения собрания. Представление прокуратуры удовлетворено, 325

собственникам помещений произведён перерасчёт, виновное должностное лицо управляющей компании привлечено к дисциплинарной ответственности. Видимо, оставили без сладкого на корпоративе.

Ленинский район. В  управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору обратились жители многоквартирного дома 104 по улице Ленина. Люди усомнились в правильности расчёта размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД. Специалисты ведомства провели проверку в отношении ООО УК «Авантаж», за которой закреплён данный дом. В результате было установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы - электрическую энергию, холодную воду, отведение сточных вод, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, рассчитывался с нарушениями. В итоге сумма, которую УК содрала с жильцов, оказалась 13 014,34 больше той, которую они должны были заплатить по факту. Жилнадзор обязал УК произвести перерасчёт.

Октябрьский район. Улица Октябрьская, 190/1. Жильцы дома оказались товарищами по несчастью с «ленинцами». Им обслуживающая дом ООО «Управляющая компания» также «накрутила» сумму к оплате за холодную воду и электроэнергию, потреблённую на нужды содержания многоквартирного дома,  как говорится,  с потолка. За электричество жильцы многоэтажки переплатили 16 855 рублей, за воду – 1442 рубля.

 

За ушко и на солнышко

По большому счёту, все перечисленные выше компании теперь должны не только сделать перерасчёт жильцам, но и заплатить собственникам штраф в размере 50 процентов от излишне начисленных сумм. Так велит закон. Причём сделать это в течение 30 дней с момента выявления нарушения. Но многие ли из УК это сделали? Статистики на эту тему в крае нет, либо она так хорошо спрятана, что её не найти. Впрочем, чтобы заставить заплатить нерадивых управляек-напёрсточников это материальное «наказание», совершенно не нужно делать это, вызывая ОМОН или обращаясь в суд (возможно, эти меры понадобятся позже – если УК из упрямства не захочет раскошелиться).  УК обязано внести денежку на счёт дома просто получив требование собственников в простой письменной форме. И обеспечить выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путём снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу. А если у собственника имеется задолженность по коммуналке — путём снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объёме. И штраф этот должен быть указан в платёжных документах отдельной строкой.

Так что думаю, не слишком активно эта мера наказания УК используется только в силу правовой инертности населения. А как только собственники вникнут в суть, есть уверенность,  что большинству потребителей эта норма понравится,  и они будут ею активно пользоваться в своих отношениях с управляющими компаниями. Не секрет, что очень часто с их стороны предъявляются ничем не обоснованные требования по оплате каких-то несуществующих долгов. Столкнувшись несколько раз с такими претензиями и выплатив штраф, управляющие организации в итоге будут вынуждены поумерить аппетиты, внимательнее относиться к отправляемым ими квитанциям и претензиям потребителей.

Семь вёрст – не крюк?

1 марта вступили новые стандарты по управлению и содержанию многоквартирных домов. В соответствующем постановлении Правительства РФ подробно оговаривается порядок взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений.  Приём граждан должен осуществляться не реже раза в месяц, по записи, которая должна проводиться по телефону, в офисе компании или через онлайн-систему ГИС ЖКХ. При этом перед встречей представитель управляющей компании должен получить всю информацию по заявкам, полученным от гражданина ранее, включая их статус. Результат приёма должен быть зафиксирован в домовой книге. Информация об управляющей организации, включая часы приёма граждан, её официальное название, номер лицензии, контактные данные и т. д., должна быть доступна в сети интернет, на вывеске у входа и на досках объявлений. Там же должны появляться сообщения о планируемых работах и изменениях тарифов. При этом о планируемых работах жильцов должны уведомлять не позднее, чем за три дня до их начала, а об изменении тарифов — не раньше, чем за 30 дней до получения платёжных документов, составленных с учётом изменений. И ещё одно важное  нововведение для УК – это необходимость организовать свои представительства не более чем в трёх километрах от управляемых МКД. И мне кажется, это правильно. Потому что сложившаяся ситуация, когда УК находится на одном конце города, а дом, который она обслуживает – на другом, абсурдна.

Взять тот же многоэтажный дом по улице Октябрьской, 190/1, о котором уже шла речь выше. И обслуживает который ООО «Управляющая компания», дислоцирующаяся на 45-й Параллели Ставрополя. Как показывает сервис 2ГИС, между ними – 12 км. Если ехать на собственном автомобиле, это полчаса езды, при условии, конечно, что на дорогах города случится чудо и не будет пробок.  Если добираться на общественном транспорте – около часа, и опять же без учёта пробок. Причём жильцам, желающим посетить УК и не имеющим своего авто, придётся выбирать: ехать без пересадок и сэкономить на проезде, но тогда придётся ещё пешочком протопать от остановки до здания «управляйки».  Либо ехать с пересадками, потратив на покатушки от дома к УК и обратно больше 90 рублей – сумму, чувствительную  для малоимущих слоёв наших сограждан.  Потому что  прямого городского пассажирского маршрута, который бы довёз жильца многоэтажки от дома прямо к крыльцу УК, нет.  А  у «Управляющей компании», судя по сайту минЖКХ края, многоквартирных домов целых 26. Разброс по городу у обслуживаемых компанией МКД знатный: есть дома в Северо-Западном микрорайоне, есть в районе цирка, есть бог знает где на Достоевского, в самой нижней части города. То есть, в десятках километрах от основного офиса. В северо-западном микрорайоне города такой офис у ООО «УК» появился. Как обстоят дела в других территориях краевого центра, нам не известно.

Похожая картина, думаю, у любой «управляйки» - офис от обслуживаемых домов на расстоянии, которое, как говорится, три дня лесом, два дня на собаках. И представительства или филиалы, называйте их как хотите, должны непременно находиться в шаговой доступности от жильцов обслуживаемых МКД. Хотя бы потому, что дозвониться порой в УК даже в случае коммунальной аварии в доме, нереально. Но открытие филиалов - это палка о двух концах. Что-то мне подсказывает, что, открытие допофисов, как водится в нашей стране, ляжет финансовым беременем на плечи собственников квартир многоэтажек, так как расходы на их аренду, коммуналку, зарплату новых сотрудников управляйки с лёгкой душой возложат именно на граждан. Так что ещё большой вопрос – насколько это выгодно собственникам МКД в материальном плане. Может, куда экономнее получится пешочком прогуляться на пару десятков километров.

Комментарии ()