еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кавминводский велотерренкур накрылся медным тазом

Похоже, в дискуссии, быть или не быть Кавминводскому велотерренкуру на землях Бештаугорского заказника, можно ставить жирную точку. Верховный суд России отказался рассматривать жалобу губернатора края Владимира Владимирова на решения ряда судов, пришедших к выводу, что перекраивать границы особо охраняемых природных территорий, а тем паче памятников природы категорически воспрещается. Напомню, в прошлом году в Ставропольский краевой суд с административным иском к губернатору и Думе края обратились 408 жителей Кавминвод, не согласных с тем, что краевая власть сама себя наделила правом изымать из особо охраняемых природных территорий (ООПТ) земли тогда, когда ей вздумается.

Скандальная норма

 

В частности, оспаривалась восьмая часть статьи 4 КЗ-33, которая гласила: «Особо охраняемые природные территории краевого значения могут утратить свой правовой статус в следующих случаях:


1) истечение срока функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, установленного при их организации, и нецелесообразность его продления;

2) утрата природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения;

3) придание особо охраняемым природным территориям краевого значения правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения;
4) придание особо охраняемым природным территориям краевого значения правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения;
9. Управление особо охраняемыми природными территориями краевого значения осуществляется государственными учреждениями Ставропольского края, подведомственными органу исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченному в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения».

Однако, возражали истцы, федеральное законодательство таких прав региональным властям не даёт и прямо предусматривает запрет на ликвидацию или уменьшение площади ООПТ.

Люди пошли в суд, чтобы вернуть 70 гектаров, оттяпанные у памятника природы краевого значения «Гора Машук» под строительство молодёжного патриотического центра. Они были выведены из состава ООПТ постановлением правительства края № 34-п «О внесении изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук», утверждённую постановлением правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 г. № 169-п» от 27 января 2020 года.

А также предотвратить то, что чуть не случилось с заповедными землями Кавминвод  на территории Бештаугорского заказника, которые вдруг пришли в негодность в качестве особо охраняемых природных территорий, но зато оказались как нельзя более подходящими для строительства на них Кавминводского велотерренкура  - проекта, сулившего финансовые вливания в размере трёх миллиардов рублей.

 

Суд на суде и судом погоняет

 

Но первый блин вышел комом, процесс в краевом суде истцы проиграли. Судья крайсуда Наталья Задорнева приняла «политкорректное» решение, отказав жителям КМВ в удовлетворении иска. Но защитники первозданной природы оказались упорными и, отстаивая своё право на чистый воздух и минеральную воду, источники которой однозначно погубил бы велотерренкур, обжаловали решение Задорневой в Третий апелляционный суд в Сочи.

И более высшая судебная инстанция щёлкнула по носу краевую судью Задорневу, признав её решение незаконным и необоснованным. Причём апелляционная инстанция не просто отменила решение Ставропольского крайсуда, но и вынесла определение по делу — признать недействующей кривую статью КЗ-33 с момента её принятия. 

Это решение Третьего апелляционного суда, естественно, не устроило ни Думу СК, ни губернатора. Они обжаловали его в Пятый кассационный суд в Пятигорске.  Однако безуспешно. Действия парламента, в своё время послушно согласившегося принять лоббируемые губернатором поправки в краевой закон «Об особо охраняемых природных территориях», были признаны незаконными и кассационной инстанцией, оставившей в силе решение сочинских коллег.

Но попытки не мытьём, так катаньем добиться права перекраивать и раздербанивать территории ООПТ по своему усмотрению региональная власть не оставила. И обратилась с жалобой в Верховный суд России. Но и там получила от ворот поворот – жалобу ВС РФ просто не принял к рассмотрению, посчитав вердикты Третьего апелляционного и Пятого кассационного судов абсолютно соответствующими букве закона и не подлежащими ревизии.

 

Прокурорский надзор

 

Примечательно, что мнение Верховного суда, весьма, кстати, принципиально относящегося к вопросам экологии и охраны окружающей среды, совпало с позицией Генпрокуратуры.

Так, в частности, в конце апреля Генеральный прокурор России Игорь Краснов издал беспрецедентный по содержанию приказ №198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», закрепляющий безоговорочное главенство экологических интересов россиян и их права на благоприятную окружающую среду над коммерческой составляющей жизни государства.

Распоряжение Генпрокурора, направленное на ужесточение эконадзора ведомства и борьбу с преступностью и нарушениями в природоохранной сфере, вряд ли обрадовало любителей перекроить законы таким образом, чтобы региональные власти смогли распоряжаться ООПТ — пилить и застраивать.

Генпрокурор РФ Игорь Краснов дал понять, что такого не будет. 

«Важнейшей задачей надзорной деятельности считать реализацию установленного статьёй 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её  состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», — сказано в преамбуле Приказа.

Восьмистраничный документ подробнейшим образом расписывает права и обязанности прокурорских работников в сфере защиты экологии, прав граждан на благоприятную среду во всех сферах природоохранной деятельности.

Не оставлена без внимания и острейшая проблема защиты особо охраняемых территорий от набегов и покушений чиновников и бизнеса, стремящихся во что бы то ни стало урвать земельные участки в заповедниках, заказниках, памятниках природы под застройки. Отныне любое поползновение раздербанить ООПТ, какими бы благими намерениями оно ни обосновывалось, должно пройти жёсткий прокурорский ценз.

Так, в частности, в Приказе Генпрокурора сказано: «Обеспечить системный и эффективный надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. Признавать незаконным бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по постановке границ данных территорий на кадастровый учёт и обозначению их на местности.

 Проводить тщательные проверки законности и обоснованности принятия решений о ликвидации, сокращении территории природно-заповедного фонда или об ослаблении его режима. В ходе прокурорских проверок в обязательном порядке оценивать законность предоставления земельных участков и согласования хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах, регистрации имущественных прав граждан и юридических лиц. Обращать внимание на вопросы развития экологического туризма, законность взимания с граждан платы за посещение территорий, обеспечение безопасности экологических маршрутов».

 

Рука Москвы

 

И что-то мне подсказывает, что в деле упорного проталкивания проекта постройки Кавминводского велотерренкура и молодёжного центра «Машук» и, соответственно, перекройки ООПТ Кавминвод не обошлось без «старших товарищей» из Москвы. И что это именно сверху продавливались губительные для экологии Кавминвод дорогущие проекты, благодаря чему губернатор Владимиров оказался между молотом и наковальней.

Глава Ставрополья был поставлен перед нелёгким  выбором, ему пришлось выбирать между народным возмущением и протестом против варварского уничтожения особо охраняемых природных территорий ради весьма спорного в смысле пользы и туристической привлекательности «уранобана» и гневом, а то и опалой со стороны власть предержащих чиновников федерального уровня, мечтавших поиметь свой гешефт на стройке велотерренкура. Ведь на кону ни много ни мало стояли три, а то и больше миллиарда рублей – какой простор для распилов и откатов! А теперь вся затея пошла прахом…

И, похоже, Владимир Владимиров попал в жёсткий цуцванг – и репутацию в глазах населения Ставрополья,  и особенно Кавминвод, подмочил изрядно, и «кремлёвским кураторам» угодить не удалось.

Но кураторы, похоже, не сдаются. Не удалось протащить закон о возможности перекройки особо охраняемых природных территорий под «вкусные» застройки на региональном уровне, не беда, попробуем это сделать на федеральном.

Как ранее сообщал «Ставропольский репортёр», 16 марта этого года несколько депутатов-единороссов из Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД РФ, среди которых был и депутат от Ставрополья Михаил Кузьмин, внесли в Госдуму проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если вчитаться в то, что предлагают Кузьмин и компания, становится ясно, что при принятии предложенных ими поправок из региональных заказников и памятников природы «можно будет вырезать заповедные территории». Это выгодно добытчикам недр, торговцам лесом, строителям горнолыжных курортов и прочим насильникам природы.

 

Гуд бай, Кавминводы?

 

По словам эксперта «Зелёной альтернативы» Антона Хлынова, должны существовать жёсткие требования для того, чтобы принять решение об изменении границ ООПТ.

«Самый положительный случай для изменения границ ООПТ – развитие хозяйственной деятельности, которая не противоречит целям и задачам охраняемого природного объекта. Это могут быть примеры из экологического туризма: экотропа или кемпинг. Но у нас часто пытаются отрезать от уникальной территории часть земли ради массовой жилой застройки, работ по заготовке древесины, охоты, добычи полезных ископаемых и т. д. Для таких случаев должен всегда быть включён строго красный свет», – считает Антон Хлынов.

Нынешние же поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях», как отметил эксперт, лишь узаконивают произвольное изменение границ ООПТ и дают возможность набить при распиле финансирования того или иного проекта бездонные карманы чиновников.

Да и вообще складывается впечатление, что вопрос о федерализации Кавминвод – дело уже решённое в недрах аппарата президента, федерального кабмина, Совфеда и Госдумы. Решённое, но просто отложенное на неопределённый срок.

И, как бы ни уверяли ставропольские власти, что все разговоры о том, что Ставрополье вот-вот потеряет уникальный курортный регион, который отойдёт под «московское княженье» - лишь досужие сплетни, все говорит об обратном. Слишком пристальный интерес к территории проявляют определённые ребята из рядов высшей власти страны.

«Разговоры о выделении Кавказских Минеральных Вод в отдельную федеральную территорию не беспочвенны. Объективно как туристический объект КМВ уже отделены и не ассоциируется напрямую со Ставропольским краем. Вполне возможно, что именно поэтому Кавминводы в распоряжении по итогам нынешнего послания президента выделили отдельно, а не как Ставропольский край», – цитирует «Федерал Пресс»  члена федеральной экспертной сети «Клуб регионов» политолога Андрея Решетова.

Комментарии ()