еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Картель хуже чумы!

Проблема участия независимых предпринимателей в конкурсах на выполнение государственных контрактов день ото дня становится всё более актуальной. Вот уже и президент призвал навести порядок в области госзакупок. Но несмотря на благие намерения главы государства практика показывает: сотни миллиардов бюджетных рублей продолжают уходить налево в результате явления, известного как «картельный сговор». И Ставрополье в этом отношении не является исключением.

«Прекратить!» – потребовал президент

На имеющую место «сомнительную практику» при проведении конкурсов на госзакупки недавно обратил внимание членов кабинета министров Владимир Путин. Произошло это в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Рисуя сложившуюся порочную систему, президент не жалел чёрных красок.

По его словам, конкурентная среда зачастую существует лишь на бумаге, на практике же законопослушным участникам конкурсов создаются всевозможные искусственные барьеры. «Так, технические задания по некоторым видам машин и оборудования искусственно рисуются под конкретного производителя... При этом другие компании, по сути, задвигаются на периферию. У них нет шансов выиграть никакие конкурсы в таких условиях. Они подчас даже не могут участвовать в конкурсах», – цитирует слова главы государства официальный сайт Кремля.

В итоге побеждают не те, кто выдвигает лучшие предложения, а «свои» с далеко не оптимальными предложениями и с высоким риском срыва заказов». Такую сомнительную практику президент потребовал пресечь. Он подчеркнул, что получать заказы «должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а тот, кто даёт лучшее предложение и по качеству, и по цене, и по надёжности».

Как следствие, в адрес руководства Федеральной Антимонопольной службы прозвучало поручение усилить контроль за такими закупками с обязательным информированием президента и главы правительства. Кроме того, в Министерстве финансов и казначействе должны будут проанализировать закупочную кампанию в рамках нацпроектов на местах и в конце года представить выводы в виде соответствующего доклада.

По мнению В. Путина, эти и другие материалы должны лечь в основу при подведении объективной оценки деятельности всех органов власти по реализации национальных проектов и других ключевых программ развития. Само собой, министры взяли под козырёк. А как иначе, раз уж речь идёт о реализации нацпроектов?

«Упростить», – распорядился премьер

Озабоченность президента вполне понятна, но ведь проблема нарушений законодательства при проведении госзакупок и заключении госконтрактов носит гораздо более глобальный характер и выходит далеко за озвученные рамки. Над тем, как усовершенствовать эту систему, уже долгое время ломают голову федеральные министры и лично Дмитрий Медведев.

Ещё в апреле премьер-министр предложил внести ряд так называемых «компромиссных» поправок в законопроект о совершенствовании системы госзакупок, в том числе упрощающих конкурсные процедуры для представителей малого бизнеса.

В частности, речь шла о том, чтобы освободить предпринимателей, положительно зарекомендовавших себя при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам, от обязанности предоставления обеспечительных мер (залогов, гарантий и т.д.). Кроме того, поправками предусмотрена предквалификация участников торгов в сфере строительства и капремонта: предполагается, что допуск к ним будут получать только проверенные поставщики.

Среди других изменений, предложенных премьером, повышение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращённым сроком подачи заявок (семь дней) до 300 млн руб., а при осуществлении закупок на строительные работы – до 2 млрд руб.

Законопроект предполагает внесение изменений в правила закупки лекарств, назначаемых по решению врачебной комиссии: цену контрактов, по которым можно будет обходиться без проведения конкурсных процедур, предлагается поднять с 200 тыс. до 1 млн руб.

Вскоре федеральные СМИ сообщили, что предложенный законопроект был принят депутатами Госдумы во втором чтении. «Думаю, мы с вами вышли на тот компромисс, которого добивались», – цитирует РИА «Новости» слова спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина.

 

Фармацевтика, строительство, дороги

Итак, премьер предлагает упростить систему госзакупок. Президент требует более пристального внимания к процедурам их проведения при заключении крупных контрактов.

Между тем в Федеральной Антимонопольной службе РФ уже давно призывают ужесточить наказание за так называемый «картельный сговор», незаконно ограничивающий права на участие в конкурсных процедурах. Как сообщил недавно в ходе встречи с журналистами заместитель директора ведомства Андрей Цариковский, штрафы за картели необходимо увеличить на несколько миллионов рублей.

По его мнению, это должно иметь место там, где выявлен картельный сговор в бюджетной сфере. По словам замглавы ФАС, такой картель является «двойным нарушением». «Это, во-первых, хищение. А во-вторых, хищение у всех, хищение из бюджета», – приводит мнение чиновника издание «КоммерсантЪ».

 «Сажать, может, и не надо, а вот рублём бить по рукам и кошелькам надо», – подчеркнул он. Предложенные меры якобы уже поддержаны на самом высоком уровне. В частности, соответствующие изменения в действующее законодательство разрабатываются во исполнение поручений президента.

Действительно, убытки, причиняемые картелями государству, растут год от года. В феврале текущего года тот же А. Цариковский сообщил, что в 2018 г. общее число дел, возбуждённых ФАС по картельным статьям ФЗ «О защите конкуренции», составило 768. В сравнении с 2017 г. рост составил 13% (годом ранее было возбуждено 678 дел).

«Наше взаимодействие с правоохранительными органами показывает, что растёт число картелей, участники которых срослись с госзаказчиками и органами власти. Выявляем их всё больше и больше», – рассказал журналистам глава управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенешев.

По данным ведомства, наибольшее число картельных сговоров зафиксировано в фармацевтической и строительной (включая дорожную) отраслях. В прошлом году именно на них пришлось около 45% от общего числа картельных дел (в 2017 г. – 37%).

Как пояснил А. Цариковский, высокий процент картелей в этих сферах объясняются тем, что имеет место большой госзаказ – «государство активно инвестирует, а вслед за деньгами появляются картели».

Ущерб в полтриллиона рублей

Какова же примерная сумма ущерба, причиняемого картелями государству? На минувшей неделе во время общения с журналистами, проходившего в рамках Петербургского международного юридического форума, замглавы ФАС отметил, что ежегодный ущерб может составлять до 500 млрд руб. «Тут очень трудно оценивать по порядкам, моё лично ощущение, что это колеблется около цифры полтриллиона плюс-минус 100 млрд», – приводит точку зрения А. Цариковского ТАСС.

Кстати, в ведомстве подчёркивают, что статистика, свидетельствующая об увеличении числа картельных сговоров, ещё не является признаком их непосредственного роста. Скорее, она свидетельствует об увеличении раскрываемости преступлений такого характера.

Между тем, по официальным данным Антимонопольной службы, только в Москве в 2018 г. было выявлено 58 фактов сговора участников госзакупок (годом ранее – 49). Отмечается, что самые крупные картельные сговоры, сумма которых превысила 500 млн руб., были связаны с тендерами на благоустройство столицы.

О чём сговариваются в регионах?

Сообщения о выявленных картелях всё чаще становятся достоянием СМИ. Так, в марте агентство «Regnum» писало о картельном сговоре в Якутии, связанном с заключением контрактов на поставку лекарственных средств и медицинских изделий для медучреждений республики. По данным следствия, медикаменты закупались по цене, в несколько раз превышавшей розничную, а сумма ущерба составила порядка 3 млрд руб.

В апреле «КоммерсантЪ» рассказал о махинациях, связанных с системой автоматической фиксации нарушений ПДД, имевшем место в ряде регионов РФ. В частности, в Нижнем Новгороде решением Арбитражного суда были признаны незаконными и отменены конкурс стоимостью в 733 млн руб. и договор подряда на установку камер видеонаблюдения, цена которого составила 483 млн руб.

Не осталось в стороне и Ставрополье. В январе после предоставления результатов проверки ФАС в Следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела в отношении депутата краевой Думы, генерального директора ООО «Кавказстройинвест» Алексея Назаренко.

По данным следствия, народный избранник вступил в сговор со своей знакомой, директором ООО «Инженер», с целью ограничения конкуренции при проведении государственных торгов на строительство трёх физкультурно-оздоровительных объектов. Общая сумма доходов, полученная участниками картеля, составила более 399 млн руб.

Это далеко не первый картельный скандал, произошедший в нашем регионе за последние годы. Напомним, что ещё осенью 2017 г. эксперты ОНФ сообщили о выявлении серых схем в госзаказах на поставку продуктов питания в учебные и оздоровительные учреждения сразу трёх регионов – Ставрополья, Кубани и Адыгеи.

В рамках проекта «За честные закупки» были проверены 10 тыс. контрактов, общая стоимость которых составила свыше 3 млрд руб. Сообщалось, что в Ставропольском крае в аукционах участвовали аффилированные между собой компании, а снижение начальной цены контракта либо было минимальным, либо вовсе отсутствовало. Сумма всех ставропольских сомнительных контрактов, по данным ОНФ, тогда составила 520 млн руб.

А президент в это время беспокоится о госконтрактах, связанных с реализацией нацпроектов. Понятно, что речь идёт о суммах, на много порядков превышающих те, что вращаются в регионах. Но ведь и местным любителям сговориться тоже пора, по словам замглавы ФАС, ударить по рукам и кошельку.

Комментарии ()