еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Как выживать печатной прессе?

В минувшую пятницу в Светлограде прошло выездное заседание правления Союза журналистов Ставрополья. Как всегда, тем для обсуждения было множество. Но основной вопрос, кочующий из раза в раз, – что делать с доставкой газет читателям? А конкретно – с Почтой России, которая регулярно поднимает цены на свои услуги по доставке печатных изданий подписчикам и также регулярно не выполняет своих обязанностей. Вопрос этот, как говорится, с бородой – вот уже в течение более десятка лет почтовики занимаются откровенным, на мой взгляд, некрасивым обогащением.

Исправно берут деньги за подписку на газеты и журналы и не менее исправно свои обязательства, за которые им заплатили авансом, не выполняют. Допустим, если издание еженедельное, могут принести раз в месяц пачкой. Если ежедневное – той же пачкой, но раз в неделю. Причин, как всегда, масса: то работать некому, то в само местечковое отделение связи газеты из центрального не поступили, то машина сломалась, то погода плохая и т.д.

Осетрина второй свежести

Весь этот театр абсурда напоминает такую ситуацию. Допустим, вы приехали в санаторий, причём заплатили заранее за пятиразовое питание. И вот вас не кормят день, второй, третий… По туманным, само собой, причинам. А потом (ну, чтобы вам не возвращать деньги за неоказанную услугу столования) выставляют на стол весь пятидневный рацион разом. Конечно, львиная доля блюд испорчена, заветрена, заплесневевшая. Будете вы такое кушать? Думаю, нет. А вот Почта России перманентно пытается «кормить» подписчиков такой «осетриной второй свежести». Ну и кому, извините, интересно читать газету, новости и материалы в которой, как говорится, «протухли» ещё несколько дней назад?

Следствие – тиражи печатных изданий падают катастрофически. И не потому, что народ перестал читать «бумагу» (как показывают опросы, россияне в этом плане довольно консервативны, газеты и журналы любят и покупают), а потому, что его просто лишили такой возможности. И уходит читательская аудитория в телевизор да Интернет. При условии, конечно, что они доступны.

А как быть тем, для кого Интернет – до сих пор некая диковинка? Возьмём хотя бы наш край. В нём, по последним данным, озвученным на пленуме, до сих пор без доступа к Интернету остаются 273 населённых пункта. То есть около 80 тысяч человек (это, к слову, о пресловутой цифровизации, с которой власти всех уровней носятся как с писаной торбой). И этим 80 тысячам живых людей из-за такого отношения Почты России к своим подписчикам вообще не ведомо, что творится в крае или в районе – ведь по ТВ в основном транслируют только федеральные новости. То есть доступ к информации им искусственно перекрыт.

Причём ситуация парадоксальная – такое «кидалово» и издателей, и подписчиков происходит по всей стране. Но Почте Росси как монополисту – всё с гуся вода. Управы нет никакой. Подход чисто совдеповский – не нравится, не ешьте. То есть не оформляйте подписку на газеты, не включайте своё издание в число подписных. Гуляйте, в общем, лесом, без всякого возврата уплаченных за подписку денег.

Тупик

Нет, на всяких разных мероприятиях сотрудники Почты России зачитывают пространные доклады, более напоминающие оды самим себе: чего да сколько сделано для блага подписчиков и издателей. Но по факту всё это пустые звуки. И выхода из этого тупика нет пока совершенно никакого. Организовать ту же собственную службу доставки? Был в своё время просчитан и такой вариант, но он будет стоить баснословно дорого – счёт идёт на сотни миллионов рублей, такая сумма просто не по карману издателям, даже если скинуться на проект всем журналистским миром.

В очередной раз обратиться к федеральной власти, чтобы та повлияла на почтовиков? Ну или хотя бы подкорректировала законодательство, внеся услугу по доставке подписных изданий в перечень социально важных функций Почты РФ – и тогда почтовикам будет просто невозможно доставлять подписные издания так безалаберно без риска схлопотать большие неприятности. Обращались. И не раз. Всё стоит на том же месте. Однако, как известно, капля камень точит, и ставропольские журналисты решили ещё раз составить и направить по инстанциям подобное обращение.

Добро пожаловать в наш мир

Однако отрадно было услышать, что несмотря на все проблемы и трудности журналистское сообщество края не сдаётся. Редакции не просто ищут новые пути взаимодействия с читателями, но и как, например, наше издательство, апробируют совершенно новые каналы обратной связи. На заседании правления СЖС генеральный директор ООО «Издательство «Ставропольский репортёр» Мария Коробко поделилась с коллегами радостью – в свет вышел учреждённый ею первый номер детско-юношеского журнала «Юный репортёр».

Формат издания уникален: авторами публикаций являются сами дети и подростки. Журнал бесплатно распространяется по всему СКФО (а в планах – завоевание и всего Юга России) будет своеобразной обучающей площадкой для тех ребят, которые чувствуют в себе журналистское призвание. Или просто хотят рассказать о себе, своей семье, поднять какие-то проблемы, волнующие подрастающее поколение.

– Наша цель – попробовать оторвать детей от Интернета, вытащить их из иллюзорного мира соцсетей в реальность, – рассказала Мария Коробко. – И показать, что она, реальность, такая же привлекательная, как и виртуальный мир, но при этом куда менее опасная. Занятия журналистикой на базе нашей редакции под кураторством опытных корреспондентов – отличная возможность развития как нравственного, так и гражданского.

Судя по реакции аудитории – поздравлениям, словам восхищения идеей и её реализацией, прозвучавшим в конце речи Марии Коробко, – эта новость заставила многих наших коллег воспрять духом. Ведь если нам удастся вырастить из подрастающего поколения не только интернет-завсегдатаев, а ещё и читающую-пишущую аудиторию, печатная пресса будет востребована ещё очень и очень долго.

Комментарии ()