еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Как фанера над Парижем

Идея муниципальных властей пополнить бюджеты городов, ликвидировав возможность для автомобилистов бесплатно припарковать своего железного коня и натыкав платных парковок, как грибов после дождя, ухнула. По всей России чиновники с изумлением отчитываются, что платные парковки стали сущим разорением не только для простых автолюбителей, но и для муниципальных бюджетов. Затраты городских бюджетов на введение и поддержание платных парковок оказываются куда выше, чем размер дохода с них.

Москва и Красноярск, Уфа и Нижний Новгород и так далее, и так далее. Везде городские администрации не ощутили никакой отдачи от проекта «залезь в карман к автовладельцу». В выигрыше только так называемые организации, обслуживающие парковки и заключившие с горадминистрациями хитромудрые договоры, согласно которым, они в любом случае, даже пусть завтра землетрясение сравняет все паркоматы с землёй, получают из бюджетов весьма аппетитную сумму.

Ноль на выходе

Не исключение и Ставрополь. Здесь по истечении четырёх лет с момента старта проекта платных парковок чиновники вынуждены были признать, что их чаяния заполнить городской бюджет с горкой, принудив автомобилистов платить за удовольствие припарковаться, пролетели, как фанера над Парижем. Это признали на недавнем заседании комитета по городскому и жилищно-коммунальному хозяйству Ставропольской городской Думы.

Напомним, что в 2015 году администрацией города было заключено Соглашение о муниципально-частном партнёрстве стоимостью свыше 715 млн рублей с ООО «Городские парковки» для создания, эксплуатации и обеспечения функционирования на платной основе парковочных мест.

 На сегодняшний день, по информации заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации Виталия Кишкинёва, на реализацию этого проекта затрачено 94 млн рублей. Из запланированных к сдаче ещё в июле 2017 года 3900 парковочных мест обустроено меньше 2200. За всё время действия договора (а это, на минуточку, почти четыре года) доходы в бюджет города составили 35 млн рублей. Но! Более 28 миллионов из них вернулись частному партнёру в качестве возмещения затрат по условиям заключённого соглашения.

Нормально, да? Влупить в божий свет, как в копеечку, 94 миллиона, чтобы получить чистой прибыли всего семь? Это даже банальным непрофессиональным подходом трудно назвать, а только разбазариванием государственных денег. Ну или чем похуже вроде распилов и откатов.

Что мешает плохому танцору

Впрочем, чиновники из комитета городского хозяйства, как это водится, тут же нашли виноватого, ловко переведя стрелки на низкую платёжную дисциплину водителей и недостаток финансирования на расширение штата надсмотрщиков, которые этих нерадивых неплательщиков бы наказывали.

Дескать, оборудованные заграждающими устройствами парковки показывают высокую рентабельность, в то время как открытые стоянки несмотря на постоянную заполненность окупаются плохо – водители просто уезжают, не заплатив. А выделяемого финансирования административных комиссий в районах города катастрофически не хватает для обеспечения их нормального функционирования, именно поэтому из 5,5 млн рублей, наложенных за неуплату штрафов, реально в бюджет взыскано всего 1,76 миллиона.

Это уже смешно! Ну давайте раздуем штат административных комиссий до размера средней руки министерства. Так всё, что эти комиссии дополнительно взыщут в качестве штрафов с автовладельцев, не желающих платить за воздух (а возможность припарковать свой автомобиль там, где удобно, считаю, относится к числу жизненно важных потребностей современного россиянина), эти же комиссии и «проедят» – на зарплату, отпускные, амортизационные, проездные, канцтовары и прочие накладные расходы. И стоит тогда огород городить?

Рыбное место

Причём жажда выдоить как можно больше денег из автовладельцев заставляет муниципальные власти насаждать платные парковки даже в тех местах, в которых, согласно ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», парковки могут (да и просто, на мой взгляд, обязаны) быть бесплатными около больниц и школ, поликлиник и детсадов, органов власти и прочих мест, куда ежедневно прибывают множество посетителей.

Причём прибывающих туда не ради развлечения, а по великой нужде. Но нет. Как показывает практика, все эти «рыбные места» в первую очередь и попадают под обустройство платных парковок. Как, например, не только в Ставрополе, но и в других городах края чиновники, потирая в предвкушении дохода руки, объявляют платной возможность оставить машину около какого-либо социально значимого учреждения.

Например, такая проблема в последнее время вызвала протесты и возмущения у жителей Будённовска. Территория, прилегающая к местной больнице, не имеет бесплатных парковочных мест. Рядом с медицинским учреждением работает платная парковка, есть также пять мест для транспорта инвалидов. Всё остальное пространство занято маршрутными такси, которые используют территорию в качестве конечной остановки.

«Отсутствие бесплатных парковочных мест возле важного социального учреждения – конечно, абсурд. Так не должно быть. Какая бы сумма стоянки ни была назначена, люди не должны платить за возможность оставить личный транспорт, чтобы пойти к врачу. Тем более больница районная, очень много приезжих!» – прокомментировал нашей редакции ситуацию активист ОНФ Николай Маруховский.

Люди вынуждены бросать свои автомобили где получится. Есть небольшой участок за больницей, но он не благоустроен, асфальта нет. Более того, по всей территории установлены знаки «Парковка запрещена. Работает эвакуатор».

«Несколько машин забрали прямо на наших глазах. При этом мы зафиксировали, как на парковочном месте для инвалидов продолжительное время стоял таксист, и претензий к нему ни у кого не возникло. Отсюда вопросы к сотрудникам ГИБДД, – подчёркивает эксперт ОНФ Алексей Гридин. – Сплошь и рядом ситуация, когда человек привозит на госпитализацию в больницу родственника, выходит, а автомобиля уже нет, а часто нужно срочно ехать за лекарствами или что-то привезти больному..

Общественники обратились в местную администрацию и предложили перенести конечную остановку маршруток, таким образом, высвободится порядка 15 бесплатных парковочных мест. Кроме того, необходимо благоустроить и оборудовать территорию за больницей. В администрации пообещали решить проблему в течение месяца. Что ж, поживём – увидим.

Не там ищете

Властям краевого центра можно посоветовать не оправдавшую себя идею набить город под завязку платными парковками, а бюджет – деньгами выкинуть в утиль и прекратить пытаться выжать из этого мертворождённого проекта хоть что-то, а обратить внимание на то, где действительно можно заработать деньги. И далеко ходить не надо. Всего-то и стоит прошерстить штрафстоянки, которых в городе также развелось немеряно, на предмет того, платят ли эти гребущие деньги лопатой «заведения» налоги и арендную плату, прочие отчисления в бюджет или работают на свой карман.

Например, на днях прокуратура Промышленного района по итогам проверки законности деятельности специализированной стоянки Фонда «Ставропольдорбезопасность» (той, что сто лет в обед располагается аккурат под окнами краевого Управления ГИБДД и куда чаще всего увозят эвакуированные машины) опубликовала вот такую прелюбопытную информацию: «Установлено, что земельный участок площадью 3377 кв. м, расположенный под стоянкой, используется Фондом «Ставропольдорбезопасность» для хранения эвакуированного транспорта без правоустанавливающих документов. Земельный участок не разграничен и в соответствии с земельным законодательством является муниципальной собственностью. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, а в отношении должностных лиц Фонда «Ставропольдорбезопасность» возбуждено дело об административном правонарушении за самовольное занятие земельного участка по ч. 1 ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

О как! Самовольно занятые три с хвостиком тысячи квадратов – это тебе не кот начхал. И не надо быть гениальным математиком, чтобы подсчитать, что прибыль, которую получает штрафстоянка, почти что космическая. Потому как, согласно постановлению краевой тарифной комиссии, стоимость часа хранения на спецстоянке легкового автомобиля сейчас составляет 37 рублей. Мотоциклы подешевле – 19 целковых, грузовики подороже – 74. И так далее.

А насколько активно работают эвакуаторы в краевом центре, может увидеть любой желающий: порой их на одном участке дороги наблюдается больше, чем неправильно припаркованных машин. И это тоже вполне объяснимо – ведь за каждое доставленное на спецстоянку авто компания-эвакуаторщик получает от стоянки свою десятину.

Иначе как можно по-другому расценивать вот эти фразы из того же самого прокурорского сообщения: «Установлено, что ООО «Ставропольский Автомобильный Холдинг» с сентября 2015 года занимается эвакуацией транспортных средств в городе Ставрополе. Стоимость услуг эвакуации уплачивается нарушителем в кассу Фонда «Ставропольдорбезопасность», который в свою очередь выполняет функции специализированной стоянки хранения задержанных транспортных средств и впоследствии передаёт полученную выручку ООО «Ставропольский Автомобильный Холдинг».

Мутные схемы?

Да-да, тому самому ООО, который уже был однажды уличён в аттракционе невиданной жадности. В 2017 году с предприятием уже судилась Промышленная прокуратура, выступив в защиту неопределённого круга лиц, потому как бравые эвакуаторщики в обход закона установили на свои услуги двойную расценку: ООО «Ставропольский автомобильный холдинг» начислял плату за каждый километр перемещения автомобиля вдвойне – и туда, и обратно. А по закону положено оплачивать только один маршрут. Тем более что обратно, «туда, где взяли», автомобили эвакуаторщики отродясь не доставляли.

Но вернёмся к интересным взаимоотношениям холдинга и спецстоянки. Так на каком основании Фонд, как пишет прокуратура, «передаёт выручку» ООО? Полностью передаёт или частично? Также немалый интерес вызывают и следующие вопросы: а вообще в бюджет Фонд платит отчисления за занимаемую землю? А налоги? И если платит, то в каком виде и объёме и по каким основаниям, учитывая, что землю занимает самовольно, то есть незаконно?

К сожалению, ответ на эти вопросы, прокуратура, похоже, не искала. А зря. Могли бы, думаю, накопать много интересного.

Не зря же в Госдуме в последнее время активно обсуждается законопроект, направленный на ликвидацию штрафстоянок как явления. Эту идею летом прошлого года озвучил депутат Сергей Вострецов: «Штрафстоянки должны уйти в прошлое, их надо запретить, оставить только отстойники для брошенных автомобилей. Если ТС мешает движению, то его нужно передвигать на ближайшее разрешённое место. И взимать штраф за само нарушение и процедуру передвижения. Так мы ликвидируем кормушку».

Почему кормушку? Да потому что, читая многие законы, подзаконные акты, ведомственные приказы и прочие документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, чётко понимаешь, что писаны они отнюдь не для того, что декларируется. А направлены на пополнение бюджета.

Насколько размытее, неопределённее в них положения, пробелы и лазейки, в том числе и для коррупционной составляющей, тем упорнее закрадывается крамольная мысль: государство само не заинтересовано в исполнении законов, поэтому и пишет такую муть, параллельно спуская планы по штрафам.

Если всё будут добросовестно исполнять чётко и понятно написанные без второго дна законы, тогда эти планы выполняться не будут. Да и возможностей отщипнуть от бюджетного пирога не станет.

Комментарии ()