еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кадастровый жупел

Честное слово, не успеваешь удивляться жадности нашего чересчур демократического государства. Жители страны уже и слов приличных подобрать не могут для выражения своего возмущения, а начальники всё туда же….

Постоянными обновлениями свежепринятых документов уже мало кого удивишь. Переписывание законов превращено в подобие национальной забавы. Пределы этих самых забав с каждым годом становятся всё более размытыми.

Два года назад был принят очередной вариант закона о государственной регистрации недвижимого имущества, но уже в следующем году последовал вал поправок. Да каких! За один год более десяти раз вносились изменения. Их объём превысил первичный текст. Фактически исходный закон под номером двести восемнадцать, как и все его принципиальные положения, переписали за год несколько раз, кратно меняя его смысл. Одновременно с неистовым фанатизмом сочинили массу прочих законов – и ключевых, и вспомогательных.

Далее «переосмысление» затронуло и сопряжённые законы. Как работать с этой нормативной мешаниной, толком не понимают даже специалисты. Да и тех переполовинили. Так численность рядовых сотрудников кадастровой палаты в регионе сократилось с четырёхсот до полутора сотен. Поражаешься терпению оставшихся работников, непосредственно контактирующих с гражданами и старающихся помогать разбираться с проблемами и неожиданными сюрпризами.

Полмиллиона за справку

Возмущают уже не постоянные изменения правил игры. К этому привыкли. Люди буквально негодуют от мелочности государства и его устремлений выгребать всё до копейки. Любыми, причём особо изощрёнными способами эти копейки превращаются в сотни и тысячи рублей.

Например, раньше, если требовалась актуализация сведений, информацию об изменении состава правообладателей помещений многоквартирного дома можно было получить в БТИ без каких-либо проблем. Участникам долевой собственности нужные справки или выписки из технических паспортов выдавали за ощутимую, но приемлемую оплату в несколько сотен рублей.

С января этого года старый и надёжный информационный канал закрыт. Привычные БТИ сильно изменились и не имеют возможности предоставлять подобную информацию. Для полноты картины напомню, что ещё год назад организации технической инвентаризации лишили архивов, сотрудников сократили, а все регионы приняли решения драть с людей непомерные деньги за предоставление копий технических и прочих архивных документов. Теперь получить нужный архивный документ не только дорого, но и весьма не просто. Для доступа к подобным бумагам, наверное, скоро установят гриф секретности по принципу «прочитавшего расстрелять».

Это не все сюрпризы.

Теперь для проведения того же общего собрания получать свежие данные о собственниках помещений приходится только от кадастровых органов. Сделать это можно лишь после оплаты пошлины в четыреста рублей за каждую выписку на каждый объект – поквартирно. Ещё и с доплатой комиссионных отчислений за услуги банков. Для юридических лиц это в два раза дороже.

Нетрудно посчитать, если в доме сто квартир, то собственникам придётся отслюнявить государству десятки тысяч рублей. Что делать, если в доме таких помещений более тысячи? Кстати, такие комплексы не редкость уже и в Ставрополе.

Мои знакомые в ужасе от новых порядков. Для них такое положение дел сравнимо с наложением табу на информацию и утратой конституционных прав.

Объекты без прав

Большинству граждан недосуг разбираться в дебрях нашего на редкость противоречивого и непостоянного законодательства.

Для справки. Многоквартирный дом не является единым объектом права. Закон рассматривает его только как совокупность отдельных прав на имеющиеся в нём помещения.

В то же время здание многоквартирного дома вполне материально. Его можно потрогать руками. К тому же, объект капитального строительства подлежит учёту в государственном кадастре недвижимости. Мало кто знает, но каждое здание имеет свой уникальный кадастровый номер. Это помимо уникальных кадастровых номеров каждой квартиры в этом же доме.

При первичных задумках деятелей Минэкономразвития объект капитального строительства должен быть привязан к своему земельному участку, а участок в свою очередь к своему кадастровому кварталу.

На примере моего дома убедился в том, что одно и то же здание имеет привязку к нескольким земельным участкам и, судя по кадастровым номерам, к трём совершенно разным кадастровым кварталам, расположенным не понятно где. Более того, помещения, согласно сведениям Росреестра, отражённым в подготовленных с интервалом в две недели документах, имеют разные уникальные номера, и также с привязкой в разных кварталах. К слову, соседний маленький дом тоже каким-то чудесным образом разделился на бумаге на два отдельных, занявших целых три земельных участка, к тому же, ещё и с раздвинутыми границами внутри периметра реально существующего здания.

По логике, кадастровая выписка на всё здание должна содержать информацию и о кадастровых номерах всех помещений дома, и сведения обо всех их собственниках. Вот здесь и начинается самое забавное.

Действительно, в выписке на весь дом, оплаченной из собственного кармана, кадастровые номера помещений указаны. Причём в количестве большем, чем эти объекты недвижимости существует фактически. При получении ответа на дополнительный запрос с предложением дать разъяснения получен второй набор кадастровых номеров, удлинивший первичный список из выписки. Опять-таки, с непонятной привязкой этих номеров к разным кадастровым кварталам. Получили подтверждение предположения о возможности существования нескольких уникальных кадастровых номеров для одного объекта. После этого становится понятным, почему некоторые собственники впоследствии получают из налоговых органов дублирующие уведомления об оплате налогов за один и тот же объект.

Горькие доли

Как выяснилось, в настоящее время в единой выписке Росреестра на весь многоквартирный дом указываются не все правообладатели помещений, а только зарегистрировавшие право долевой собственности. Чаще по недоразумению, но бывает, что жители регистрируют и это право (в полученном мной документе это сделал лишь один человек). При этом содержащийся в выписке перечень кадастровых номеров помещений дома не имеет привязки к собственникам. К тому же, не указываются номера квартир, как и назначение помещений (жилое, коммерческое и т.п.).

Наше удивительное законодательство определяет одномоментное возникновение права долевой собственности вместе с регистрацией перехода права на объект недвижимого имущества в МКД. Хотя, по логике, вообще-то должно быть совсем наоборот…

Закон не обязывает собственников помещений регистрировать вместе с помещением ещё и своё право общей долевой собственности, но и не запрещает этого. Естественно, подобное право никто и не регистрирует.

Регистрировать дополнительно к госрегистрации права на помещение ещё и право долевой собственности никакого смысла нет.

Состав долевой собственности, как и самого этого общего имущества, вообще смело можно относить к категории загадок века. К тому же, размер доли помещения по отношению к зданию постоянно меняется. Это происходит и при смене собственников, поскольку первичные приватизационные документы учитывали площадь балконов и лоджий с коэффициентом 0,5. Сейчас же эти площади совсем не учитываются.

Изменения долей неминуемы и вследствие выполнения работ по реконструкции дома, как и работ по перепланировке помещений. О постоянном изменении размера долей после исправлении бесчисленных учётных ошибок вообще говорить не приходится. Как понимаете, этот перечень далеко не исчерпывающий.

Кто мешает нашей представительской вертикали внести в законодательство дополнительные, совсем незначительные, но такие нужные жителям изменения? Почему не избавить всех граждан от бесполезной регистрации надуманных и неточных долей, от этой дополнительной нагрузки к уже имеющейся регистрации помещений? Что препятствует тому, чтобы в одной выписке на весь многоквартирный дом указывать данные собственников, площадь и обычный адрес каждого помещения с привязкой к кадастровому номеру при колоссальной экономии времени и денег, в том числе государственных? Если это сделать, тогда выписки на квартиру понадобятся для вполне определённых лиц и лишь при конкретных действиях с этим помещением, а выписка на весь дом обеспечит корректной информацией обычную повседневную управленческую деятельность.

Худший вариант

Из возможных вариантов у нас всегда выбирают именно такой – дорогой и бесполезный.

Почему дорогой, понятно. Всё, что касается населения, будет содержаться за его счёт. Видимо, уже со следующего года половина оплачиваемой пошлины за действия при обращении в МФЦ будет официально оставаться в их распоряжении. Получается, за «одно окно», опять-таки, заплатим мы сами, и скорее всего ещё больше.

Почему бесполезный? Думаю, тоже из-за денег.

Видимо, из-за желания поскорее освоить средства, выделенные в своё время для создания новых информационных систем. Теперь по причине бездумного расхода, а может быть, и распила этих немалых средств получен удивительный продукт продвинутого технологического совершенства.

В результате при использовании общей информационной базы и госрегистраторы, и кадастровики не видят занесённых в ЕГРН явных ошибок. Более того, даже если несоответствия очевидны, опять-таки, специалисты этих уважаемых ведомств не могут ни на что повлиять. Тем более когда серьёзные ошибки выявляются вследствие других ошибок из архивных документов, рождённых до передачи сведений в ЕГРН. Тут остаётся только один тернистый путь по судам.

Проблемы возникают не только из-за ошибок, число которых не поддаётся исчислению. В этом самом замечательном кадастре вообще не оказалось огромного массива сведений, который никто, как я понимаю, и не собирается формировать из-за противоречий законодательства, придуманного дилетантами.

Комментарии ()