еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

К экологам прислушались

Фото: pexels.com

         Близится к своему логическому завершению история, о которой шла речь в статье «Благими намерениями вымощена дорога в заповедники», опубликованная в газете «Ставропольский репортёр» 14 апреля текущего года. Там была изложена информация о рассмотрении депутатами Госдумы России законопроекта, предусматривающего под предлогом сокращения сроков строительства различных объектов возможность хозяйственного освоения особо охраняемых природных территорий в упрощённом порядке. Как и следовало ожидать, инициатива Минстроя России вызвала возмущение экологов, увидевших в резонансном проекте закона реальную угрозу существованию отечественных заповедников и заказников.

 

 

Маленький шаг депутатов и большая победа экологов

 

         Прошло всего несколько дней, и 20 апреля 2022 года законопроект был рассмотрен во втором чтении, а 21 апреля – утверждён в окончательном третьем чтении. Но это был уже не тот вариант закона, голосовать за который отказались все депутатские фракции, кроме фракции «Единая Россия». Пожалуй, за последние годы это был один из немногочисленных случаев, когда народные избранники прислушались к мнению экологической общественности. Как заявила руководитель «Московского городского общества защиты природы» Галина Морозова, «в Госдуму поступила масса обращений с протестами против возможности строительства на земельных участках, которые постоянно находятся на ООПТ. Это редкое явление, когда Госдума пошла нам навстречу».

 

         Из-под действия поправок, которые в первоначальном варианте законопроекта намеревались внести в Градостроительный кодекс и целый ряд федеральных законов природоохранной направленности, были выведены заповедные территории и особо ценные сельскохозяйственные угодья. Да, от полного запрета строительства на этих территориях никто не отказался. Но теперь в соответствии с принятым законом строить можно будет исключительно социальные объекты, такие, как школы, больницы и детские сады. Причём данное послабление сделано в отношении населённых пунктов, которые много лет назад оказались внутри ООПТ. Применительно к другим заповедным землям, например, таким, как Бештаугорский заказник, указанная норма не будет иметь никакого отношения. Все потому, что ни один населённый пункт никогда не располагался внутри границ данного заказника.

 

         Ещё одной победой экологического сообщества можно считать сохранение обязательности проведения государственных экологической и историко-культурной экспертиз при строительстве в границах ООПТ инфраструктурных объектов. После этого появилась возможность утверждать, что самое страшное, что могло произойти в случае строительства на заповедных землях объектов без положительных заключений госэкспертиз, теперь не случится.

 

 

Молчуны и активисты

 

         При обсуждении законопроекта №94 578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о распространении практики строительства объектов инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры) выяснилось множество интересных деталей.  В частности, после принятия проекта закона в первом чтении, что произошло 6 апреля 2022 года, в него в течение последующей недели было внесено 60 поправок. Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству всех их внимательно изучил и рекомендовал к принятию третью часть поступивших предложений. Остальные сорок поправок были отклонены.

 

         Примечательно, что ни одна из поправок, внесённых председателем думского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрием Кобылкиным, народными избранниками не была поддержана. Точно такой же конфуз ожидал руководителя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, все попытки которого улучшить резонансный законопроект также оказались безуспешными. Из произошедшего можно сделать вывод о том, что или уровень профессиональной подготовки экологов Кобылкина и Майорова не очень высокий, или они руководствовались принципом, согласно которому, участие в процессе гораздо важнее результата.

 

Довольно оригинально свою позицию по данному вопросу сформулировал Правовой комитет Госдумы. Его заключение, поступившее накануне обсуждения законопроекта в третьем чтении, по праву может претендовать на победу в конкурсе «Краткость – сестра таланта». Не утруждая себя умозаключениями и логическими выводами, специалисты из Правового управления ограничились всего лишь одним предложением -  «По проекту федерального закона замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется».

 В этом плане соперничать с ним могло только финансово-экономическое обоснование законопроекта, звучащее следующим образом: «Принятие федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

 

         Ещё больше поразили своей позицией депутаты, представляющие в нижней палате Федерального Собрания Ставропольский край. Вернее сказать, удивление вызвало полное отсутствие таковой. Ни один из наших полпредов в Госдуме не посчитал нужным выступить хотя бы с одной поправкой к законопроекту и тем самым попытаться скорректировать его антиэкологическую направленность. По всей видимости, эта проблема их мало волновала. И это несмотря на многочисленные скандалы, сопровождающие неоднократные попытки превратить в строительную площадку центральную часть Бештаугорского заказника и заповедные территории других ООПТ краевого значения.

 

 

Сенат даёт «добро»

 

         На 524-м заседании СФ, состоявшемся во вторник 26 апреля, сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На рассмотрение коллег документ представила заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Авдеева.

Она напомнила, что законопроект был разработан во исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. Документу, внесённому федеральным правительством в Госдуму 25 марта, потребовалось тридцать дней, чтобы пройти все этапы рассмотрения в нижней палате и одобрение в верхней палате Федерального собрания. Это также можно считать своеобразным рекордом принятия федерального закона.

 

         Что интересно, за одобрение законопроекта проголосовали 153 сенатора (из 160 присутствовавших на заседании). При этом никто не высказался «против» и не воздержался. Точно так же, как не последовало никаких вопросов, замечаний или комментариев.

 

         Но это всё лирика. Самое главное, что в окончательном варианте закон, с точки зрения экологов, получился не столь пугающим. И это позволяет предположить, что к мнению экологической общественности чиновники  всё-таки прислушиваются.

Комментарии ()