еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Из чертовой дюжины поручений выполнено одно

По прошествии года с момента заседания президиума Госсовета на алтайском курорте Белокуриха, рассмотревшего вопросы повышения инвестиционной привлекательности российских курортов, решено было провести анализ исполнения данных тогда поручений Президента РФ. С этой целью 9 августа 2017 года в здании Минкавказа в городе-курорте Ессентуки состоялось заседание рабочей группы, которую возглавляет помощник Президента России Игорь Левитин. На заседании присутствовали также глава Минкавказа Лев Кузнецов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Большая часть заседания проходила в закрытом для прессы режиме. По всей видимости, участникам встречи было много чего сказать друг другу такого, что не обязательно должно было бы стать достоянием гласности. Но даже того, о чем услышали представители СМИ, оказалось достаточным, чтобы сделать определенные выводы.

         В том, что провести разбор полетов по исполнению судьбоносного для отечественных курортов президиума Госсовета было поручено именно Игорю Левитину, ничего странного нет. Это только на первый взгляд может показаться, что бывшего министра транспорта и связи довольно трудно ассоциировать с профессионалом в санаторно-курортной отрасли. После  назначения Левитина в сентябре 2013 года на должность помощника Президента РФ в его ведение перешли вопросы, за которые ранее отвечал Юрий Трутнев, и прежде всего региональная политика на Дальнем Востоке и вопросы по линии Государственного совета. Примечательно, что в период его деятельности в правительстве России в нашей стране произошёл ряд резонансных авиапроисшествий, вследствие чего Левитин получил в прессе прозвище «министр катастроф». А еще о нем известно, что длительное время он возглавлял попечительский совет Федерации настольного тенниса России. Так что игра в пинг-понг для него является увлекательным времяпрепровождением.

         Открывая заседание рабочей группы, помощник президента напомнил о поручениях Владимира Путина, реализация которых должна была способствовать привлечению частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса. К сожалению, отметил Игорь Евгеньевич, цифры пока не очень впечатляют. «В перечне президента тринадцать поручений. Сроки истекли, но снято с контроля только одно, два в завершающей стадии. Остальные не выполнены. Мы сегодня посмотрим, что же мешает выполнять эти поручения, которые, кстати, были предложениями субъектов Российской Федерации. Президент с ними согласился, а теперь они не выполняются», - констатировал руководитель рабочей группы.

         Единственным исполненным поручением Путина (хоть и с опозданием на 4 месяца) является введение курортного сбора в четырех субъектах России, среди которых значится и Ставропольский край. Этот увлекательный эксперимент будет проходить вплоть до 2022 года, и в случае если его признают успешным, можно будет  распространить на все курорты страны. Возможно, кому-то это может показаться универсальным способом привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры федеральных курортов, средства на которую в соответствии с законом должны выделяться целевым образом из федерального бюджета. Однако на этот счет имеются и другие, более логичные суждения.

         Как всегда, ярым защитником Северо-Кавказских курортов показал себя министр Лев Кузнецов. Он напомнил присутствующим о поручении председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева разработать не позднее декабря текущего года Стратегию развития туризма и санаторно-курортного комплекса в субъектах СКФО. Трагикомичность данной ситуации заключается в том, что, согласно поручению президента нашей страны, данным им в сентябре 2016 года и идущим в перечне поручений под номером 1, Правительству Российской Федерации надлежало до 1 мая 2017 года «разработать и утвердить стратегию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации». Вряд ли нужно кого-то убеждать в приоритетности разработки стратегии развития курортной отрасли в масштабах всей страны и только затем адаптации указанной стратегии к конкретной территории. Курортная стратегия России в очередной раз успешно провалена правительством страны, и прежде всего федеральным Минздравом. А без этого основополагающего документа говорить о каких-то субъектовых «стратегиях» развития непонятного туризма, по крайне мере, несолидно.

         Еще одним любимым коньком Льва Кузнецова, о котором он не преминул напомнить 9 августа, является идея-фикс создания на территории курортного региона Кавказских Минеральных Вод некой ТОР (территории опережающего развития). Не лишним будет напомнить, что ТОР создаются, как правило, на депрессивных территориях, таких, как Дальний Восток, Сибирь, моногорода. ТОР получает целый ряд налоговых и прочих льгот, прежде всего на прибыль, НДПИ, плату за землю, имущество. По мнению авторитетных экспертов, сверхпривлекательная территория курортного региона КМВ к забытым богом «медвежьим углам» не относится. Значит, нужно менять механизм взаимоотношения бизнеса и власти, а не заниматься опасными экспериментами. Но, похоже, такое объяснение устраивает далеко  не всех.

         На состоявшемся в Минкавказе заседании рабочей группы была просто и незатейливо сформулирована позиция руководства Ставропольского края по проблеме развития курортного региона. А сказано было буквально следующее: «Все принятые программы по развитию Кавказских Минеральных Вод, города-курорта Кисловодска, туристической базы Кавминвод будут выполняться, если финансирование будет обеспечено». Да если бы финансирование было обеспечено, тогда и повода для проведения тематических собраний и заседаний не было бы!

          Вероятнее всего, это и есть именно тот самый нюанс, который не позволяет надеяться на скорое решение накопившихся курортных проблем.

         Для многих участников заседания так и осталось загадкой попытка Игоря Левитина во всех неудачах обвинить исключительно руководство субъектов Федерации. Если внимательно ознакомиться с текстом президентских поручений, то можно увидеть, что единственным исполнителем по семи (из тринадцати) поручениям является Правительство РФ. И только в двух поручениях содержатся рекомендации органам исполнительной власти субъектов.

         Так что мастерство в игре в пинг-понг - это одно, а объективность и беспристрастность – нечто иное.

Комментарии ()