еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Исчезнут бедные – не будет бедности

Экономисты уже давно и не без основания утверждают, что бедность в нашей стране является едва ли не главным тормозом на пути России к экономическому процветанию. По их глубокому убеждению, любые грандиозные проекты могут потерпеть неудачу, если не побороть эту самую бедность. Нельзя сказать, что руководство страны не знает о такой серьёзной проблеме и не пытается с нею бороться. Ещё в марте 2018 года в своём послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил перед правительством задачу вдвое снизить уровень бедности. За предстоящие 5-6 лет число малоимущих россиян необходимо сократить с 20 млн человек до 9,7 млн, что составит примерно 6,6 % населения.

В поисках траектории выхода из малообеспеченности

По сложившейся традиции, новый подход решено было протестировать в нескольких регионах. Таким образом, пилотные проекты по персонифицированному выявлению российских семей, проживающих за чертой бедности, с 1 января 2019 года были запущены в восьми субъектах Федерации: в Кабардино-Балкарии, Татарстане, Приморском крае, а также в Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областях.

Как и положено, прежде чем побороть проблему, решено было установить причины её возникновения. И вот здесь выяснились довольно интересные факты. Оказалось, что основная доля бедных в России –  работающие люди с детьми, чья зарплата не превышает двух прожиточных минимумов, если детей двое, и полтора прожиточного минимума, если ребёнок один.

Причём порядка 60% всех бедных –  граждане  трудоспособного возраста, не менее 90% из которых работают. Выяснилось также, что в госсекторе доля бедных работников  в четыре раза превышает аналогичный показатель частного сектора. Из всего этого следовал вывод о том, что, экономя на зарплатах бюджетников, государство в дальнейшем неизбежно столкнётся с серьёзным дефицитом кадров, что явно не будет способствовать модернизации экономики.

Ещё одной откровенностью стало то, что повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2018 года до 85 % прожиточного минимума, а с 1 января 2019 года – до 100 % не оказало также сколь-нибудь заметного влияния на снижение уровня бедности. Всё потому, что сам МРОТ более похож на некую расчётную величину, чем на уровень оплаты труда, позволяющий человеку не задумываться о хлебе насущном.

«Ленивых» бедных вычеркнут из списка нуждающихся

По прошествии полугода напряжённой и интереснейшей работы по анализу причин малообеспеченности участники пилотного проекта направили в Минтруд свои предложения, которые, по их мнению, должны способствовать снижению уровня бедности.

Перво-наперво, все они, словно сговорившись, предложили пересмотреть критерии отнесения граждан к категории нуждающихся в государственной поддержке. На протяжении последних пяти лет их устанавливали регионы, поэтому в разных субъектах данные критерии могли существенно отличаться.

В некоторых регионах порог бедности - при среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину МРОТ. В других бедными посчитали тех граждан, на которых приходилось менее двух МРОТ. Но, как выяснили сотрудники Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в 2017 году более половины получателей социальных пособий (примерно 53 %) бедными не были. Тем не менее регулярно несмотря на довольно скромный размер, составляющих примерно 9 % от величины прожиточного минимума в регионе, получали пособия.

Вполне объяснимо поступившее в Минтруд предложение прекратить выплачивать пособия тем, кто без них спокойно может обойтись. А сэкономленные таким образом деньги направить на помощь действительно бедным гражданам.

Кого на Руси бедным считать?

Идея отказаться от порочной практики раздачи «всем сёстрам по серьгам» не нова и заслуживает всяческого одобрения. Вопрос только в том, как не ошибиться с отбором самых-самых нуждающихся и не вызвать при этом дополнительной социальной напряжённости в обществе.

По мнению представителей пилотных регионов, бедными не могут считаться граждане, имеющие жильё, сверх положенных социальных норм, или те, у которых имеется земельный участок. Были и другие, не менее оригинальные предложения. Но вот что интересно. В нашей стране имеется немало городов, где квартиры и дома практически ничего не стоят. Продать их или сдать в аренду даже за символическую сумму не всегда представляется возможным. Но по формальному признаку всех их владельцев следует отнести к категории людей состоятельных, которым государство не обязано протягивать руку помощи.

Ещё интереснее история с садами-огородами. Даже если в условиях рискованного земледелия их собственникам удастся вырастить неплохой урожай, конвертировать его в звонкую монету получится далеко не у всех. Здесь играет роль много факторов – удалённость от крупных городов, покупательная способность населения, транспортная доступность. Ну а если всех садоводов и огородников огульно отнести к прослойке зажиточных граждан, то им вместо социального пособия принесут квитанции на уплату возросших земельного и имущественного налогов. Им что, соленьями-вареньями налог платить прикажете?

Не по этой ли причине наши сограждане стали в массовом порядке продавать свои дачи? По официальным данным, количество предложений о продаже дачных участков и домов на российском рынке недвижимости в первом квартале 2019 года резко подскочило – рост составил 21,9% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

Правда, пока что это всего лишь пожелания пилотных регионов, которые вовсе не обязательно станут нормой закона. В том же Татарстане решили не торопиться с повышением социального статуса дачников-огородников. На первом этапе из категории нуждающихся в пособии они исключили граждан, владеющих яхтами, самолётами, снегоходами, двумя и более новенькими автомобилями, жилплощадью, превышающей 40 кв. м на члена семьи. Так что если по такому же пути пойдут остальные регионы, процесс отделения «бедных» от «небедных» может пройти спокойно, без социальных потрясений.

Предложения чиновников поражают цинизмом

Как это ни грустно осознавать, но значительную часть бедных россиян составляют две группы – молодые семьи с детьми и пенсионеры. И для тех, и для других ежемесячный доход в 15 тыс. рублей является не такой уж редкостью. Но вот что касается официальных подходов к повышению их благосостояния, то здесь впору даже задуматься о психическом здоровье некоторых инициативных чиновников.

Так, в конце 2017 года глава Минэкономразвития Максим Орешкин предложил побороть бедность молодых семей путём строительства яслей для детей до трёх лет. Логика железная – если ребёнка отправить в ясли, мама может спокойно идти на работу и зарабатывать свои 15 тыс. рублей. О других предложениях, таких, например, как выплата нормальной зарплаты отцу семейства или выплата матери той суммы, которую государство направляет из бюджета на содержание одного ребёнка в дошкольном учреждении, известный экономист Максим Орешкин скромно умолчал.

Не менее забавные предложения были озвучены в отношении улучшения материального положения пенсионеров. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, в частности, что пенсионеры в нашей стране «бедные, потому что не умеют копить и инвестировать». Вероятнее всего, она была не в курсе, что государство выплачивает им «ненакопляемые» пенсии. А до этого наши бедные граждане получали «ненакопляемые» зарплаты.

В такой же прострации, похоже, пребывал глава Минфина Антон Силуанов, заявивший на конференции в Высшей школе экономики о том, что россиянам самим необходимо заботиться о достойном уровне своей пенсии, не уповая при этом на помощь государства. Его предложение сводилось к необходимости внедрения системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Проще говоря, каждый работающий должен ежемесячно отчислять в Пенсионный фонд  6 % своей зарплаты, что позволит ему в дальнейшем получить прибавку к пенсии от 10 до 20 %. При средней российской пенсии 14 100 рублей прибавка может составить 1400 – 2800 рублей. Если к этому добавить уровень инфляции, которая вряд ли будет стоять на месте в ближайшие два-три десятилетия, то можно понять «гениальность» предложения главного финансиста страны.

Справедливости ради следует признать, что никакого ажиотажа вокруг ИПК не наблюдается. Одним из объяснений этому может служить история, приключившаяся с накопительной частью пенсии.

Тогда наши сограждане, решив получать достойную пенсию, также производили соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Но в 2014 году вследствие дефицита бюджета ПФР правительство заморозило накопительную часть пенсии, направив все уплачиваемые в фонд взносы исключительно на страховые выплаты нынешним пенсионерам. С тех пор «заморозка» неоднократно продлевалась. 11 декабря 2018 года президент подписал закон о замораживании накопительной части пенсии до 2021 года. Выходит, что стремление разбогатеть для большинства наших пенсионеров так и осталось пока что несбыточной мечтой.

Чубайс не прочь ещё немного поэкспериментировать

Но, пожалуй, самыми диковинными предложениями по преодолению бедности в нашей стране следует признать те, что были озвучены «ваучеризатором всея Руси» Анатолием Чубайсом. Этот не в меру инициативный персонаж так и фонтанирует своими идеями, от которых у наших сограждан напрочь исчезают остатки прежнего оптимизма.

Выступая в январе 2019 года на Гайдаровском форуме, господин Чубайс предложил ввести налог на возраст. «Чем человек старше — тем больше он болеет, а, значит, больше обращается к врачу. При этом вне зависимости от возраста все платят одинаковые налоги. Почему молодые, которые почти не болеют, должны платить за лечение старых? Необходимо ввести специальный налог, который будет увеличиваться с возрастом, чтобы старики не висели на шее у молодёжи», — безапелляционно заявил «выдающийся нанотехнолог России».

 Ещё он сильно обеспокоился  «чрезмерно высокими социальными стандартами для людей пожилого возраста». «У них достаточно большие пенсии, особенно после пенсионной реформы. Зачем им столько? Старики всё равно в большинстве своём сидят дома и никак деньги не тратят. Так пусть отдают часть пенсий себе же на лечение. Я надеюсь, правительство услышит моё предложение», — не унимался вездесущий Чубайс.

Чуть ранее, в ноябре 2018 года, он тоже из «лучших побуждений» и с «искренней заботой о повышении благосостояния россиян» предложил поднять тарифы ЖКХ в шесть раз. По его мнению, прежде всего, необходимо поднять цены на электроэнергию и газ, так как существующие в нашей стране цены для населения ну просто «смешные».

Совсем недавно Чубайс в очередной раз «блеснул интеллектом», предложив ввести в России новый налог – «углеродный». Не вдаваясь в детали его предложения, можно лишь сказать, что в результате нового налогообложения российская экономика стала бы ещё менее конкурентоспособной на мировом рынке, а отечественный покупатель вынужден был бы на свою скромную зарплату и пенсию покупать заметно подорожавшую продукцию.

К счастью для россиян, ни одно из предложений младореформатора пока всерьёз не обсуждается правительством. Но он не унимается и всё равно продолжает фонтанировать. Так, чего доброго, додумается до необходимости введения налога на воздух.

А что? Ведь говорил же великий сатирик Аркадий Райкин: «Каждый вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость». Причём этой самой «гадости» население выдыхает не меньше, чем крупное промышленное предприятие. Стало быть, обоснование для нововведения уже имеется. А цель – конечно же, благая. Чтобы бедных в России стало меньше.

Проблема только в том, как бы с уменьшением количества бедных россиян пропорционально не произошло бы сокращение численности населения России.

А такой сценарий при существующих подходах к решению проблемы вполне вероятен.

Комментарии ()