еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

И на обломках Минкавказа напишут те же имена

Не так уж много времени прошло с момента исчезновения с политического небосклона странной структуры, в официальных бумагах именуемой Министерством по делам Северного Кавказа. До своего шестилетия Минкавказ не дотянул каких-то неполных четыре месяца. По человеческим меркам возраст в шесть лет от роду называется детством. Если проводить вполне допустимые аналогии, получается, что у Минкавказа не было никаких шансов повзрослеть и стать серьёзной структурой. Таким оно и запомнится в современной российской истории. Причём без права на реинкарнацию и реабилитацию.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда»

Идея создания специального министерства, отвечающего за развитие экономики Северо-Кавказского региона, поначалу показалась правильной. Миллиарды рублей, ежегодно направляемые в качестве финансовой поддержки республикам Северного Кавказа, вопреки ожиданиям ни к какому экономическому чуду не привели. Вариантов, как добиться более разумного и более эффективного использования бюджетных средств, было не так уж много. Поэтому решили действовать по старинке, создав отдельную бюрократическую структуру.

Вполне возможно, что судьба упразднённого в январе 2020 года Минкавказа могла сложиться иначе, если бы в самом начале не были допущены две большие ошибки. Первая из них заключалась в странном названии министерства. Вот, например, похожую структуру назвали Министерством по развитию Дальнего Востока. И в Дальневосточном регионе экономика стала развиваться. А когда министерство называется «по делам Северного Кавказа», то что же тогда удивляться появлению всяких делишек и дел, вплоть до уголовных. Как говорится, как лодку назовёте, так она и поплывёт.

Второй серьёзной ошибкой стал неудачный подбор руководящего состава вновь созданного министерства. Кандидатуру министра выбирали не по профессиональным качествам, не по знанию им специфики региона, а по принципу преданности «старшему товарищу» и принадлежности к так называемой «команде». Что из этого получилось, стало ясно с первого дня существования министерства.

 

Счётная палата пересчитала министров

В мае 2017 года были обнародованы результаты проверки Минкавказа, проводившейся Счётной палатой РФ. Выводы аудиторов звучали, как приговор. Финансирование программы развития СКФО до 2035 года за счёт средств федерального бюджета увеличили с 200 до 320 млрд рублей. По заявлениям руководства Минкавказа это должно было привлечь не менее 1,4 трлн рублей частных инвестиций.

Реальность оказалась намного прозаичнее. Даже в такой разрекламированный проект, как создание туристического кластера, частники пожелали вложить не более 322 млн рублей, что составило 1,2 % от запланированного объёма. А вместо ожидаемых многомиллиардных доходов, администрируемых Минкавказом, в бюджет поступило всего лишь 2 млн рублей.

Виноватого нашли очень быстро. Им оказался бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, который три года имитировал кипучую деятельность, удобно расположившись в кресле министра по делам Северного Кавказа. Реакция руководства страны не заставила себя долго ждать. В мае 2018 года на должность главы Минкавказа был назначен Сергей Чеботарёв, до того момента исполнявший обязанности замначальника управления в администрации Президента России.

По сложившейся традиции, через некоторое время Счётная палата решила поинтересоваться, как новый министр исправляет ошибки своего предшественника. Только на этот раз аудиторы не стали ждать три года, решив, что и полутора лет для этого вполне достаточно. К своему большому огорчению, они снова увидели, что бюджетные миллиарды продолжают выбрасывать на ветер.

По отчётам Минкавказа получалось, что выделяемые средства осваиваются в полном объёме. Правда, толку от этого было мало. Из запланированных 27 инвестпроектов с горем пополам удалось реализовать только каждый третий. Неприятно удивил инновационный медкластер. Миллиарды на его создание из бюджета были выделены сполна, но они так и остались лежать мёртвым грузом на банковском депозите. Ни о каком обещанном строительстве десятков новых предприятий и создании тысяч рабочих мест речь уже не шла.

По всему выходило, что простой заменой руководителя министерства ситуацию исправить невозможно. Поэтому решено было действовать более радикальными методами. 21 января 2020 года Минкавказ был упразднён, что стало вполне закономерным итогом его бесславной деятельности.

 

Минкавказ – кузница кадров?

После такого министерского фиаско вполне закономерно возник вопрос о трудоустройстве его бывших работников. И тут неожиданно выяснилось, что, несмотря на то что сама структура была мутной и малоэффективной, его сотрудники оказались высококлассными специалистами широкого профиля, так необходимыми для укрепления кадрового потенциала различных министерств и ведомств.

Как и положено по табели о рангах, первым назначение на новую должность получил экс-министр Сергей Чеботарёв. 7 февраля 2020 года Михаил Мишустин своим распоряжением назначил его заместителем министра экономического развития РФ. К слову сказать, пятнадцатым по счёту. Предполагалось, что под крылом Минэкономразвития Сергей Викторович будет курировать госполитику Северного Кавказа. Но, даже не вступив в новую должность, он решил дистанцироваться от неё. 12 марта 2020 года стало известно о новом назначении Сергея Чеботарёва – на этот раз руководителем секретариата заместителя председателя Совбеза России. Так вполне закономерно аппаратчик Чеботарёв вернулся к более привычной ему работе. А недолгое пребывание в кресле главы Минкавказа останется у него в памяти как некое досадное недоразумение, подтверждающее справедливость слов о том, что Кавказ – дело тонкое.

Вслед за своим бывшим шефом с новым местом работы определился экс-первый замминистра Минкавказа Одес Байсултанов. С 11 февраля 2020 года он удобно расположился в кресле замминистра спорта Российской Федерации. Но вот незадача. Отыскать на сайте Минспорта, чем будет заниматься новоиспечённый замминистра, не удалось. Не исключено, что в положение о министерстве понадобится срочно вносить изменения, позволяющие раскрыть удивительные таланты Одеса Хасаевича.

Большим оригиналом, посвящённым в тонкости продвижения по карьерной лестнице, показал себя ещё один бывший замглавы Минкавказа Михаил Развожаев. Свои первые шаги в политику он сделал в далёком Красноярске при губернаторе Льве Кузнецове, когда ему, учителю истории, доверили руководить пресс-службой главы края. С 2014 года он уже замминистра Минкавказа. Но после смены руководителя министерства Михаил Развожаев стал испытывать определённый дискомфорт. Поэтому с радостью принял предложение президента на полтора месяца стать ВРИО главы Республики Хакасия.

После чего восемь месяцев руководил исполкомом ОНФ, пока в июле 2019 года не получил назначение на должность ВРИО губернатора Севастополя. По сведениям, просочившимся в СМИ, до переезда в Севастополь на самом высоком уровне обсуждалась возможность назначения Михаила Развожаева на должность руководителя Роспотребнадзора. Но, как говорится, бог миловал. В противном случае борьбу с коронавирусом теперь возглавлял бы пиарщик, а не эпидемиолог. И можно себе представить, чем бы это могло для всех нас закончиться.

 

Развитие СКФО в надёжных руках?

Не менее интересной оказалась судьба технолога макаронных изделий Ольги Рухуллаевой, за два десятка лет умудрившейся сменить более двадцати рабочих мест, чтобы затем вслед за своим красноярским шефом пересесть в кресло замминистра Минкавказа. После ликвидации министерства она ушла в длительный отпуск. Была информация, что её хотел бы видеть в Севастополе в качестве своего заместителя по экономическим вопросам Михаил Развожаев. Но для этого необходимо было «подвинуть» местного кадра. А это для бывшего пиарщика оказалось совсем непростой задачей.

Наконец интрига разрешилась. 10 апреля Ольга Рухуллаева была назначена на должность директора департамента реализации госпрограммы социально-экономического развития СКФО. К слову сказать, незадолго до этого, 31 марта, в программу были внесены серьёзные изменения. По сравнению с документом образца 2016 года в текущей версии программы на развитие СКФО в течение ближайших трёх лет предполагается выделить примерно в три раза меньше денежных средств. А общий объём бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013-2025 годы с ранее запланированных 360 млрд рублей сократился до 175 млрд рублей. В произведение юмористического жанра превратилась подпрограмма «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод». Развивать санаторно-курортный комплекс КМВ намереваются путём строительства в 2020 году одной школы на 527 мест и двух детских садиков на 320 мест.

Вполне очевидно, что курировать реализацию подобной программы можно доверить не каждому. Ну разве что человеку, умеющему обращаться с макаронными изделиями и прошедшему соответствующую переподготовку в Министерстве по делам Северного Кавказа.

Ещё один замминистра с приставкой «экс» Игорь Кошин с февраля нынешнего года включён в кадровый резерв президента и ожидает назначения на должность губернатора какого-нибудь субъекта. До 2017 года он уже возглавлял Ненецкий автономный округ. Тогда к нему возникли серьёзные вопросы, и от греха подальше Кошина направили в Минкавказ «на пересидку». Ну а со вновь приобретённым опытом он, ни дать ни взять, сгодится теперь на любом сложном участке.

По имеющейся информации, позолоченные таблички с надписью «Министерство по делам Северного Кавказа» со стен занимаемых им ранее зданий в Москве и Ессентуках ещё не сняты. До 30 июня в министерстве работает ликвидационная комиссия, которую возглавляет статс-секретарь Олег Хацаев. Так что некоторые особо ценные кадры Минкавказа продолжают трудовую деятельность. И что-то подсказывает, что беспокоиться за их дальнейшую судьбу совершенно не стоит.

Комментарии ()