еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Губы накрасили, а шею не помыли

Полёту фантазий и искусству вешания лапши на уши российских чиновников можно только позавидовать. Ну любят они поразливаться соловьём, описывая какие-нибудь мега-проекты, после воплощения в жизнь которых наше бытие волшебно преобразится. Жаль только, что на выходе, как правило, получается сплошной пшик.

На днях ставропольского обывателя властьпредержащие решили привести в состояние священного трепета и нетерпеливого ожидания очередного чуда – нам пообещали в течение пяти лет преподнеси на блюдечке с голубой каёмочкой девять «умных городов».

Город в стиле фэнтези…

«На Ставрополье на путь глобальной цифровизации встанут девять городов: Ставрополь, Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Лермонтов, Минеральные Воды, Георгиевск, а также Железноводск», - так начинается парадное сообщение РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА по Ставропольскому краю «Умное Ставрополье».

Что же сулят закопёрщики проекта? А сулят они, образно говоря, кренделя небесные: мол, за пять лет эти города Ставрополья обретут ряд отличительных признаков, присущих прогрессивным мегаполисам. В них будут созданы Единые ситуационные центры, оснащённые аппаратными комплексами для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов городского хозяйства.

Для поддержания бесперебойного процесса организуют автоматизированные рабочие места. Всё это будет закольцовано в единую систему управления контентом. Заработает интегрированная цифровая платформа «Умный город», включающая 18 модулей по различным направлениям начиная от общественной безопасности и заканчивая городским транспортом. Для ЖКХ тоже планируется масштабный прорыв. Во всех муниципальных учреждениях появится оборудование учёта и управления режимами потребления ЖКУ. Как уже сообщалось ранее, в городах-участниках на всех мусорных баках будут установлены датчики учёта загрузки, а уборку улиц планируется контролировать посредством интеллектуального мониторинга.

- Что касается развития городской территории по стандартам «Умного города», то это и «Умные остановки», «Умные пешеходные переходы», а также мониторинг транспорта (установка оборудования ЭРА-ГЛОНАСС). Туристические сервисы – неотъемлемая часть умных городов, и, конечно, для них отведена отдельная ниша. Для создания безопасной и комфортной среды будет внедрено видеонаблюдение с передачей видеопотока в облачную платформу, а также синхронизированы модули распознавания лиц. Появится система «Умный бювет» с возможностью подсчёта гостей и многое другое, - рассказал директор РИАЦ «Умный город» Сергей Рудомёткин.

… и в печальной реальности

Согласитесь, от перспектив дух захватывает, и у той вороны в зобу дыханье останавливается. Но вот какая закавыка - на какую «почву» всю эту цифровизацию господа прожектёры собираются «сажать»? Умные остановки и переходы на разбитые в хлам дороги? Датчики загрузки установят на мусорных контейнерах, содержимое которых некуда везти, поскольку краевая схема обращения с отходами получила резкую негативную оценку на федеральном уровне  как непродуманная и несовершенная?

А систему слежения ГЛОНАСС устанавливать кроме  как на дряхлые ПАЗики и «Газели», которые вот-вот развалятся от ветхости, больше и некуда. И не совсем понятно, будет ли перед внедрением системы «Умный город» наведён идеальный порядок в вышеперечисленных населённых пунктах хотя бы в сфере городской инфраструктуры, дорожного хозяйства  и коммуникаций. И не получится ли так, что цифровизация будет, а дорог и тротуаров, канализации и ливнёвок как не было, так и не появится? Более-менее презентабельно в претендентах на звание «умных городов» выглядят лишь центральные части,  шаг   влево-вправо – и перед глазами унылая картина заброшенного неухоженного зашатного богом забытого городишки.

Ессентуки. На официальной странице мэра Александра Некристова в Instagram появилось обращение от работников санаториев, в котором они рассказывают о недовольстве отдыхающих состоянием города-курорта и просят навести порядок.

«Сотрудники санаториев просят Вашего личного вмешательства!!! В город наконец-то стали приезжать отдыхающие, но очень неловко и стыдно слышать их отзывы о том, что город ОЧЕНЬ грязный, дорожки не подметают, а если подметают, то очень редко, на них растёт бурьян, клумбы в курзоне заросшие сорняком! А тут ещё фонтаны поломаны и бюветы закрыты. А курортный сбор отдыхающие платят! И очень возмущаются: «За что мы платим?!?!» Люди уже стали более требовательны к условиям отдыха! Наш небольшой городок должен блестеть, как жемчужина, от чистоты и уюта!!! А «лоска» курорта федерального значения нет! Откроют границы, и все рванут в Турцию и т.д., потом их никакими акциями и бонусами не заманишь в грязный и неухоженный город!! Примите, пожалуйста, срочные меры!» — призывают градоначальника служащие санаториев, которым совсем не улыбается остаться без работы из-за оттока отдыхающих. 

И напоминают Некристову, что курортный сбор, который установлен в городах КМВ, остаётся самым высоким в России — 50 рублей с человека в сутки, но вот отдачи что-то не видно.

Впрочем, не только курортники, но и многие местные жители недовольны состоянием города. Своё недовольство они изливают на странице главы.

«Не работает центральный фонтан, очень грязная площадь перед универмагом!»

«У нас регулярно убирать мусор и подметать терренкур в курзоне никак не научатся»

«Мы живём в великой державе, в курортном городе, где даже центральные улицы не все заасфальтированы»

«Приведите в порядок скверы в районе «Фантазия» — кусты не стрижены, деревья не опилены, трава не стрижена, всё брошено на самотёк, кому принадлежит территория, не понятно...»

«Улица Октябрьская у 7-й школы. Разбита так, что приходится не ходить, а прыгать»,

«Можно, пожалуйста, сделать улицу Шмидта, а то в дождь мы на байдарках передвигаемся, скоро мастерами спорта по уличной гребле станем», — перечисляют городские недостатки ессентучане. 

                                                                          

Много проблем, в частности, связанных с отсутствием тротуаров, накопилось в микрорайоне Южном Ессентуков — люди уже устали жаловаться, что им приходится ходить прямо по проезжей части дорог, рискуя ежедневно попасть под колёса.

Пятигорск. В конце июня мэрия Пятигорска торжественно анонсировала «Стратегию социально-экономического развития Пятигорска до 2035 года», назвав её документом, благодаря которому Пятигорск к указанной дате превратится в «современный многопрофильный оздоровительный курорт, центр высоких медицинских технологий и деловой центр Северного Кавказа».

Теперь же ещё он должен стать и «умным городом». Но! Сами же авторы «Стратегии», говоря о вопросах благоустройства, отмечали, что «система коммунального хозяйства Пятигорска находится в неудовлетворительном состоянии». В частности, та же ливнёвая канализация обветшала настолько, что 90% сетей требуют экстренной замены, а «сбросы из водостоков производятся в р. Подкумок разрозненно и без очистки. Городские очистные сооружения отсутствуют». Такая же плачевная картина и по остальным инфраструктурным вопросам: в плане дорог, коммуникаций, тротуаров, озеленения, вывоза мусора, уборки города – куда ни кинь, всюду клин. 

                                                                             

«Когда наведут чистоту на улицах? И дороги, и тротуары в ужасном состоянии, всё в окурках, бумажках, листве и засохшей грязи. Кирова, Козлова, Хетагурова... Сто метров от здания администрации. Понятно, что окурки и бумажки люди бросают, точнее, нЕлюди, но листва и кучки грязи показывают, что давно не убирали. Может, есть возможность закупить облегчённую уборочную технику для тротуаров и труднодоступных мест?»

«На мой взгляд, лучшим прославлением города было бы создание комфортной городской среды. Нам пока особо нечем «славиться»... к сожалению»,  - негодуют подписчики мэра Дмитрия Ворошилова.

Ставрополь. Здесь не то что «умных» - обычных остановок с лавочками и навесом острый дефицит на окраинах. Например, конечная остановка «бульвар Архитекторов» для маршрутов 13, 13м, 14, 17м, 21м, 45м и 120м, 47м. Во время дождей тут грязь, лужи, почти болото, нет остановочного павильона, урны, освещения, имеется туалет, правда, он всегда закрыт на ключ. 

                                                                                    

Где проект – там откат?

Перечислять «прелести» всех кандидатов в «умные города» можно бесконечно. И цифровизация – явно не то, в чём они нуждаются в первую очередь. Но  мы поднимаем, что любой проект – это деньги.  Которые чисто случайно могут прилипнуть к рукам. Поэтому чиновники так любят проекты, расходы на которые общественности сложно проконтролировать.

Видимо, поэтому на сайте Единой информационной системы в сфере закупок уже появился контракт, размещённый Комитетом муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя. Объектом закупки являются работы по разработке проектно-сметной документации интеллектуальной транспортной системы краевой столицы.

Начальную максимальную стоимость контракта администрация Ставрополя оценила в 30 миллионов рублей. Исполнителю предстоит определить целевую архитектуру интеллектуальной транспортной системы (ИТС), а также описать её компоненты и интерфейсы их взаимодействия.  ИТС будет представлять собой совокупность модульной системы сбора и аналитики транспортных потоков в режиме реального времени и подсистем управления транспортно-дорожным комплексом, каналов связи, центра обработки данных с серверным и коммутационным оборудованием, центра диспетчерского управления и общесистемных сервисов, организованных в виде модулей, предоставляющих свою функциональность всем подсистемам ИТС.

В общем, дежавю, которое отбрасывает нас на 10 лет назад – во времена, когда в Ставрополе УЖЕ вводили эту интеллектуальную транспортную систему, оснастив несколько десятков остановок «умными тумбами» . Они, по словам тогдашнего  заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Романа Марченко (ныне он - министр ЖКХ края), должны были предоставлять оперативную информацию прибытия транспорта в режиме реального времени.  Кроме того, уверял Марченко, везде, где установлены информационные тумбы, «работают видеокамеры с радиусом охвата 180 градусов, которые дают возможность контролировать ситуацию на остановках и на прилегающей к ним территории. Вся информация передаётся в ЕДДС Ставрополя, таким образом обеспечивается круглосуточное наблюдение за местами большого скопления общественного транспорта и пассажиров».

Но все мы помним, что эти тумбы показывали какую угодно информацию – от погоды до театральной афиши, – но только не время прибытия того или иного транспорта.  Как «наблюдатели» за общественным порядком тумбы тоже оказались бесполезны, в итоге эти «игрушки», на которые были ухлопаны космические деньги, демонтировали.

История повторяется?

Комментарии ()