еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Гримасы мусорной реформы

Многие годы государство не обращало должного внимания на решение проблемы сбора и утилизации бытовых отходов. Иногда даже складывалось впечатление, что оно самоустранилось от не слишком привлекательной мусорной темы, превратившись чуть ли не в стороннего наблюдателя. И даже принятие в 1998 году Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» мало в чём смогло повлиять на сложившиеся полукриминальные схемы обращения с отходами, где, с одной стороны, вращались теневые миллиарды рублей, которые, как известно, не пахнут, а с другой - происходило варварское загрязнение природы, сопровождающееся довольно резкими и неприятными запахами.

Мусорный тариф как изюминка мусорной реформы

            По мере того как вокруг крупных городов и промышленных центров стали появляться терриконы из отходов производства и потребления, поглощая очередные гектары земельных угодий и создавая невыносимые условия для жителей близлежащих населённых пунктов, стало приходить осознание, что дальше терпеть такое безобразие невозможно и нужно срочно что-то делать.

            Не нарушая сложившуюся традицию, решено было полностью реформировать всю систему сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов. Ключевым моментом мусорной реформы, по мнению её разработчиков, должен был стать приход в зарождающуюся мусороперерабатывающую отрасль солидных и ответственных инвесторов, способных навести порядок в сфере обращения с отходами. При этом государство брало на себя обязательство гарантировать инвестору привлекательный тариф и загрузку мусороперерабатывающих мощностей.

            Вполне конкретно на этот счёт высказалась зампредседателя Госдумы Ольга Тимофеева, заявив: «Это могут быть как один оператор на территории, так и несколько: пять-шесть, в зависимости от региона. На этой территории инвестор строит мусоросортировочные и мусороперерабатывающие комплексы, выстраивает логистику. И за это государство отдаёт ему тариф».

            По всему выходило, что в лексиконе зарождающихся региональных операторов на первом месте должно было стоять волшебное слово «тариф». Вокруг него, как галактикам вокруг чёрной дыры, надлежало выстроиться логистике, мусоросортировке, мусоропереработке и захоронению «хвостов».

 

НДС приходит и уходит, а мусор остаётся

            Как и принято при проведении любой реформы, её идеологи особое внимание уделили терминологии, как бы подтверждая необходимость отречения от старого мира и переход к новой, прогрессивной модели круговорота мусора на отдельно взятой территории. Таким нехитрым способом ранее привычное словосочетание «твёрдые бытовые отходы» (сокращённо - ТБО) превратились в «твёрдые коммунальные отходы» (ТКО). Замена всего лишь одной из этих трёх весёлых букв имела далеко идущие последствия. Вывоз мусора сразу же превратился в коммунальную услугу, такую, например, как водоснабжение или энергоснабжение. После чего он аккуратно вписался в новую систему налогообложения, предусмотренную действующим Налоговым кодексом.

            Если раньше услуга на вывоз ТБО была нерегулируемой, что позволяло  мусоровывозящим компаниям использовать упрощённую систему налогообложения и устанавливать договорные цены, то теперь вывоз  отходов стал облагаться НДС. По правде говоря, представить себе, как в процессе образования бытовых отходов (т. е. утраты потребительских свойств товара) происходит образование добавленной стоимости - задача не из лёгких. Но не зря же над обоснованием мусорной реформой трудились умные головы. Они и не с такими головоломками успешно справлялись.

            Включение НДС в тариф на вывоз отходов автоматически привёл к их росту на 18 %. Как известно, налог на добавленную стоимость является мощнейшим инструментом пополнения государственного бюджета. В свою очередь, собранные в виде налогов бюджетные средства направляются на решение самых насущных проблем, в том числе - на рекультивацию несанкционированных свалок, многие из которых возникли по причине нежелания населения платить за вывоз мусора по завышенному тарифу.

Следовательно, можно смело утверждать, что мы имеем дело с синхронизацией двух, казалось бы, далёких друг от друга процессов - круговоротом мусора в природе и круговоротом денег в бюджете. Логика простая. Чем выше платежи за вывоз коммунальных отходов, тем больше вероятность того, что значительная их часть окажется на опушках леса, в оврагах и других укромных местах, образуя так называемые несанкционированные свалки. Соответственно, чем менее пугающими для населения покажутся новые мусорные расценки, тем больше шансов довезти весь объём образующихся отходов до законных мест их размещения.

           

Самая простая схема ликвидации стихийных свалок

            Справедливость приведённого выше предположения можно подтвердить на одном очень простом, но весьма показательном примере.

            В конце прошлого года во время очередной рейдовой проверки было установлено, что в городе-курорте Кисловодске на территории Нового озера на площади 50 га уютно расположилась огромная несанкционированная свалка. Когда её измерили и обсчитали, оказалось, что здесь скопилось около 72 тысяч тонн отходов, половина из которых представляла собой строительный мусор, а оставшаяся часть - бытовой.

Чиновники стали думать, что с этим добром делать. Очень запомнилась тогда речь, сказанная министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андреем Хлопяновым. Руководитель регионального ведомства, призванного оберегать природу и пресекать возникновение несанкционированных свалок, не моргнув глазом, заявил: «Свалки очень серьёзные, их собственник не установлен, но они находятся в черте городов. Это не украшает города, свалки ухудшают экологическую обстановку, мы смогли доказать на федеральном уровне, что эти объекты должны войти в «Чистую страну» и быть ликвидированы, для нас это серьёзный шанс навести порядок».

            Со слов уважаемого министра получалось, что на территории курорта федерального значения как-то неожиданно, в самом не подходящем для этих целей месте возникла огромная свалка мусора. При этом ни в министерстве, ни в городской администрации понятия не имеют, кто и зачем на протяжении длительного периода времени свозил сюда свои отходы. Простой расчёт показывает, что для образования такой горы мусора необходимо, чтобы в течение года на территорию Нового озера ежедневно беспрепятственно заезжало порядка 250 гружённых мусором самосвалов.

И всё это происходило настолько аккуратно и незаметно, что ни номеров автомобилей, ни самих нарушителей установить не было никакой возможности.  Теперь же, чтобы немного прибрать на муниципальной земле, необходимо получить из федерального бюджета 70 млн рублей. Само собой разумеется, собранных в том числе и от уплаты НДС на вывоз мусора.

            По словам заместителя главы администрации Кисловодска Светланы Марченко, не позднее 1 апреля 2018 года деньги из федерального бюджета должны были поступить в край, а оттуда в муниципалитет. Это позволило бы в канун майских праздников заключить контракт на вывоз накопленных на Новом озере отходов. По расчётам чиновников, к осени текущего года свалку надлежало полностью ликвидировать.

            Так это будет или не так, мы сможем узнать в скором времени. А тем временем в СМИ появилась информация о том, что в конце апреля 2018 года чиновники администрации Кисловодска обнаружили на территории города-курорта ещё более 30 свалок мусора. Вполне можно ожидать, что будет составлено 30 проектов по ликвидации свалок и появятся 30 новых обращений по включению этих проектов в федеральную целевую программу «Чистая страна».

 

Кто сэкономит на экологических платежах?

            Но не только НДС-ом прирос тариф на вывоз ТКО. Весьма заметно на его рост повлияла плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении отходов, которая теперь коснулась всех без исключения граждан. В структуре нового тарифа она потянула примерно на 16 %. Как и следовало ожидать, никто из жителей нашей страны не пришёл в восторг от такого решения чиновников.

            Когда стало очевидно, что новый тариф на вывоз мусора в два раза превысил прежний и это очень раздражает население, начался поиск путей по его снижению. Делать это за счёт выявления внутренних резервов региональных операторов почему-то не стали. Самым удобным вариантом решения проблемы посчитали сокращение обязательных экологических платежей. При этом негативное воздействие на окружающую природу нисколько не уменьшилось. Тем не менее 29 июня 2018 года было подписано Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым плата за негативное воздействие снижалась в семь раз.

            В регионах незамедлительно отреагировали на принятое решение и пересчитали тариф на услугу по обращению с ТКО. При этом произошли странные события, породившие больше вопросов, чем ответов.

            Если руководствоваться правительственным постановлением, то плата за НВОС при размещении одной тонны ТКО должна была снизиться с 663,2 до 95 рублей. В пересчёте на 1 куб. м отходов, соответственно, со 110 до 16 рублей. Следовательно, каждый кубометр мусора должен был подешеветь на 84 рубля. Вместо этого региональная тарифная комиссия Ставропольского края приняла решение о снижении тарифа для ООО «Эко-Сити» на 51 рубль, для ООО «Экострой» - на 63 рубля, для ООО «Комбинат благоустройства» - на 31 рубль. Если учесть, что в зону ответственности того же ООО «Эко-Сити» попадает примерно 1 млн жителей края, каждый из которых ежегодно образует порядка 400 кг (или 2,4 куб. м) бытовых отходов, получается, что правительство страны вместе с региональной тарифной комиссией «подарили» этому регоператору  около 80 млн рублей в год.

            Подарок бизнесменам действительно получился царский. Чего не скажешь о населении.

            Мусорная реформа в нашей стране только набирает обороты, но уже сейчас становится ясно, что не всё в ней выглядит безупречно. Это поняли сами законодатели, утвердив в декабре прошлого года очередную порцию поправок в закон «Об отходах производства и потребления». Теперь для сдачи макулатуры и стеклотары населению не нужно покупать лицензию. Отрадно также, что деньги экологического сбора запрещено направлять на строительство новых мусоросжигательных заводов.

            Так, глядишь, и до НДС руки дойдут. И тогда не придётся отвлекать бюджетные миллиарды на очистку городов от стихийных свалок.

Комментарии ()

  1. Елена Николаевна 19 августа 2018, 23:18(Комментарий был изменён) # 0
    Твердые бытовые отходы население произвести в количестве 400 кг (или 2,4 куб. м.) не в состоянии, вернее его большинство.Тем более для частных домов, ведь регоператор совсем не принимает навоз, а растения только за отдельную плату. Мы (два человека) в прошлые годы сдавали 3 (ТРИ) контейнера, а сейчас по нормативу ОБЯЗАНЫ сдать 6 (ШЕСТЬ) контейнеров.
    1. Елена Николаевна 19 августа 2018, 23:19 # 0
      и где комментарий мой?