еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Гримасы цифровизации

Правительство России, как курица с яйцом, носится с очередной идеей – электронными паспортами. Согласно планам кабмина, бумажные паспорта заменят на электронные уже к 2024 году, и россияне смогут получать социально значимые государственные услуги в цифровом формате. Иными словами, электронные карты с чипами вскоре заменят паспорта, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение, а также целый ряд других бумажных документов. По замыслу реформаторов, ко времени ввода карточек будет собрана и унифицирована в едином реестре, базе данных, вся информация по гражданам России, включая биометрические данные: слепок лица для распознавания, отпечатки пальцев, электронная подпись и т.д.

Но встаёт вопрос: за чей счёт этот электронный «банкет»? На этапе обсуждения вроде бы большие дяди нам обещали, что замена бумажных документов на электронные будет финансироваться из бюджета. Но этот фокус мы уже проходили. Точно так же в своё время было обещано, что замена «простых» паспортов на биометрические не будет стоить гражданам ни копейки.

В итоге, действительно, замена была вроде бы бесплатной, кроме одного «но» – существенно вырос размер госпошлины на эту услугу. И что-то мне подсказывает, что и переход с бумаги на пластик будет таким же – восполнять затраты начнут за счёт повышения госпошлины на выдачу паспорта, то есть всё-таки за счёт граждан. Бюджет-то не резиновый.

Вообще, идея замены бумажных паспортов на электронные удостоверения личности озвучивалась давно, отношение к ней россиян неоднозначное. Современная продвинутая молодёжь, судя по опросам ВЦИОМ в декабре прошлого года, скорее «за», а вот пожилое население «против». Основная причина опасений – незащищённость персональных данных.

Уже сейчас каждый из нас может вдоволь «хлебнуть» удовольствия от их утечки: например, бесконечные звонки с предложением взять кредит – причём из тех банков, порог которых гражданин в жизни не переступал, не говоря уж о предоставлении им своих ФИО и адреса. И не менее навязчивые звонки из магазинов, клиник, салонов и прочих торговых мест, тоже неведомыми путями «разжившихся» всей подноготной абонента.

По планам Правительства РФ, замена паспортов на электронные карты должна продлиться до 2024 года, но эксперты называют этот срок фантастическим – установить считывающие устройства по всей стране за такой срок просто невозможно, инфраструктура к полной замене бумажных документов совершенно не готова. Как считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, изготовить пластиковые карточки с чипом не проблема. Вопрос в том, как считывать с этих карт информацию.

Дело стоит миллиардов

Интересно, наша экономика готова к тому, чтобы оснастить абсолютно все госучреждения, да и не только, соответствующими терминалами/считывающими устройствами? Больницы и вокзалы, полицейские участки и собес, суды и даже магазины, где без паспорта могут не продать спиртное и табак – то есть везде, где нужно предъявлять документ. В ином случае начнётся настоящий коллапс: будем приходить в организации, а там будут разводить руками – дескать, засунуть вашу карту нам некуда.

А армия обслуживающего эту технику персонала где возьмётся? Причём такого, чтоб не работал параллельно и «шпионом», приторговывающим персональными данными граждан. За пару лет подготовить-выучить-протестировать на благонадёжность планируется? Смешно. Идём дальше.

Уже подсчитано, что переход на электронные паспорта будет стоить не менее 114,4 млрд рублей. Это только переход на пластик. А зарплата «технарям»? Расходы на непосредственно терминалы? Вложения в защиту? Иначе ведь любая хакерская атака на государственные учреждения в силу их незащищённости в нынешней ситуации мировых электронных войн может моментально привести к потере стратегически важной информации и угрозе суверенитету государства.

Но об этом с федеральных трибун предпочитают почему-то не упоминать, действуя по принципу «само как-нибудь наладится». Да не наладится. В России, где, на минуточку, жизнь есть и за МКАДом, с цифровизацией в провинции вообще неважно. А в глубинках и совсем крах. Вон, пресловутые он-лайн кассы на доброй половине территории страны внедрить до сих пор нет возможности по банальной причине отсутствия Интернета. И даже там, где он есть, пользоваться этим инструментом чиновники не очень-то умеют.

Недоломанные сайты

По идее, не раз озвученной представителями высшего эшелона власти, сегодня официальные сайты должны играть роль важного источника информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. А полноценная реализация концепции «Электронного правительства» должна не только повысить эффективность самой власти, но и поможет решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать власть прозрачной по отношению к обществу, повысить социальную ответственность чиновников, что неминуемо должно позитивно сказаться на качестве жизни граждан.

Ещё в 2018 году нам обещали, что светлое будущее в виде цифровизации системы местного самоуправления можно ожидать уже прямо на днях – об этом заявлял первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Виктор Кидяев на межрегиональном форуме в Иркутске.

«Речь идёт не только о прикладном применении – оказании массы муниципальных услуг гражданам удалённо с экономией средств и времени. Но ещё цифровизация многократно упрощает анализ, прогноз и управление», – обещал парламентарий.

Но, как всегда в России, слова зачастую расходятся с делом. Я вот уже несколько месяцев изо дня в день наблюдаю за «жизнью» сайтов органов местного самоуправления края. Она, эта жизнь, очень разная. Некоторые информплощадки радуют откровенно: интуитивно понятный интерфейс, удобная навигация, ежедневное наполнение ленты новостей (причём оригинальными информациями местного значения, а не тупым копированием федеральных или краевых новостей), масса функционалов для оказания гражданам тех самых муниципальных услуг. Но их не так много.

В основном сайты ставропольских городов и районов – те самые кондовые неповоротливые площадки, напичканные стыренной на других ресурсах информацией. Есть и безнадёжные сайты-покойники: например, ломанный, но так и недоломанный сайт администрации Петровского округа, последнее обновление на котором датируется 2017 годом. У администраций Нефтекумского и Советского округов интернет-площадок нет вообще. Вернее, ссылки на них есть, а вот сами порталы нерабочие.

А вот, например, у администраций Кисловодска, Железноводска, Лермонтова, Михайловска свои сайты есть, причём достаточно насыщенные информационно, однако на «Портале органов государственной власти Ставропольского края» ссылки на них нет. Узнать об из существовании можно только с помощью вездесущего ГУГЛа.

Отчего это? Интересно, за этим кто-нибудь из краевых властей следит? За тем, что «младшие товарищи» безобразничают, нарушая ФЗ № 8 от 2009 года, который предписал каждому органу власти не просто иметь свой официальный интернет-ресурс, но и наполнять его должным образом?

С другой стороны, краевые чиновники, как показывает практика, не очень-то озабочены тем, чтобы Интернет стал доступен каждому ставропольчанину: около 300 населённых пунктов региона до сих пор не имеют доступа к всемирной паутине. Так что для их жителей вопрос наполняемости сайтов того или иного органа госвласти или, скажем, правоохранительных структур совершенно несущественен.

Суды покрылись пылью

Но, на мой субъективный взгляд, хуже всего обстоит дело с открытостью и гласностью в судейском сообществе. В том смысле, что даже официальные сайты Ставропольского краевого суда, районных судов и мировых судей, мягко говоря, малонасыщенны информацией и абсолютно непривлекательны в плане так называемой юзабельности. Недружелюбные интерфейсы, топорная вёрстка и малопонятная навигация – это полбеды. Гораздо большая, на мой взгляд, проблема, наполнение сайтов.

 От них веет нафталином и пылью веков. В том плане, что живые местные новости на этих площадках – явление столь же редкое, как киоск с прохладительными напитками в Сахаре. Посещая сайты ставропольской Фемиды, проникаешься подозрением, что в судах края не происходит ни-че-го. Абсолютно.

Один-два пресс-релиза в месяц, а то и в квартал или даже полугодие (при этом порой написанные настолько косноязычно, что для понимания содержания требуется переводчик) – потолок для некоторых судов. «Рекордсмен» в этом плане Курский районный суд – второй год, судя по не обновляющейся ленте новостей, его двери заколочены досками, процессы здесь просто не проводятся.

Не знаю, какая напасть случилась с пресс-службами судов, но нынешнее состояние органа по связям с общественностью могу охарактеризовать как «пациент скорее мёртв, чем жив». А ведь некогда объединённая пресс-служба судов края гремела по всей стране – она была самая оперативная, самая информативная, круглосуточно доступная и открытая, в общем, передовая. Перенимать опыт к нам ездили из всех уголков России. На пресс-секретарей ставропольских судов смотрели с восхищением, на журналистов – с завистью: мол, как же вам повезло. И вот такой катастрофичный спад.

Некоторые намёки на телодвижения для реанимации некогда работавшего чётко и слаженно механизма обратной связи были озвучены в начале весны этого года на одном из заседаний Совета судей края.

Тогда со стороны судейского сообщества прозвучала декларация о намерениях восстановить статус-кво. Цитирую: «…для объективного освещения деятельности судов Ставропольского края в средствах массовой информации, повышения гласности их деятельности, создания необходимых условий для работы российских журналистов, обеспечения СМИ информацией о деятельности судов внесено предложение о возобновлении работы объединённой пресс-службы судов Ставропольского края». Но вот уже лето перевалило за свою вторую половину, а слой паутины на информационных платформах судов становится только толще.

Ну и напоследок. Взять хотя бы такого монстра-монополиста, как «Почта России», в ребрендинг и переоснащение которого были вбуханы миллионы и миллионы бюджетных рублей. С каким пафосом россиянам было объявлено, что отныне все отделения почтовой связи оснащены терминалами для электронной очереди, получения ряда других услуг и т.д.

 В итоге недолго музыка играла – терминалы электронной очереди в львиной доле отделений встали на мёртвый якорь, а люди по старинке стоят в живой очереди. Сведения, пришла ли им та или иная посылка либо бандероль, ищут в километровых рукописных бумаженциях, «украшающих» столы в каждом отделении.

К тому же, такая банальнейшая услуга, как оплата банковской картой, во многих почтовых отделениях даже краевого центра, не говоря уже о сельских глубинках, до сих пор из разряда недостижимой мечты. Спасибо, хоть корреспонденцию на лошадях не доставляют, как в дореволюционной России, хотя положа руку на сердце, возможно, конной тройкой было бы и быстрее. А вы говорите «цифровизация»…

Комментарии ()