еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Госдума переформатировала экологический комитет

Фото из открытых источников.

Прошло всего несколько месяцев с того момента, когда, завершая свою работу в Государственной Думе предыдущего созыва, заместитель председателя ГД РФ Ольга Тимофеева охарактеризовала этот период как самый экологичный.  «Впервые в Государственной Думе VII созыва был образован профильный Комитет по экологии и охране окружающей среды. Раньше вопросы экологии и природопользования всегда объединялись в одном комитете. Фактически возникал внутренний конфликт интересов. Теперь благодаря профильному комитету мы смогли усилить экологическую повестку и принять большое количество важных законов», — заявила она.

Мнение вице-спикера Госдумы полностью разделил председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, утверждавший, что «в этом созыве ГД было принято больше «зелёных», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зелёной» повестки у российского парламента не было никогда».

 

В команде защитников природы произошли замены

 

Но как только народные избранники VIII созыва собрались на своё первое заседание, стало понятно, что с экологической повесткой намечаются серьёзные изменения. Прежде всего потому, что депутаты проголосовали за воссоздание Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, в состав которого вошли 27 народных избранников. А это, как утверждала Ольга Тимофеева, неизбежно приведёт к появлению конфликта интересов, т.к. перед депутатами может возникнуть дилемма: что важнее – использовать природные ресурсы или защищать их.

Возглавил комитет Дмитрий Кобылкин, который с мая 2018 по ноябрь 2020 года возглавлял Минприроды России, а до назначения на должность министра руководивший Ямало-Ненецким автономным округом. Помогать наладить эффективную работу эколого-ресурсного комитета ему будут два первых зама – прежний руководитель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов и известный хоккеист Вячеслав Фетисов.

Что интересно, развивать и далее экологическую повестку стало неинтересно ни Ольге Тимофеевой, входившей в Госдуме VII созыва в состав Комитета по экологии и охране окружающей среды, ни Михаилу Кузьмину, до избрания в Государственную Думу возглавлявшему экологический комитет в региональном парламенте. За исключением Владимира Бурматова, в новом составе профильного комитета не оказалось никого из его прежних коллег. И это наводит на определённые размышления о преемственности и приоритетах в работе группы народных избранников, которым в предстоящие пять лет предстоит поработать под чутким руководством «статусного» депутата, имеющего солидный опыт работ в федеральных органах исполнительной власти.

 

Новые приоритеты расставлены

 

Собственно говоря, это стало понятно уже 14 октября 2021 года, когда профильный комитет, возглавляемый Дмитрием Кобылкиным, пригласил на обсуждение проекта федерального бюджета на 2022 – 2024 годы министра экологии и природных ресурсов Александра Козлова. Из представленного документа стало ясно, что в федеральном бюджете предполагается выделение в 2022 году на решение экологических проблем 479,6 млрд рублей, что составляет примерно 2% от всего бюджета. Но с 2023 года предусмотрено сокращать эти расходы примерно на 30 млрд рублей ежегодно, что само по себе выглядит довольно странно.

Несмотря на очевидную нелогичность такого решения, которое вряд ли будет способствовать скорейшему решению накопленных экологических проблем, председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин нисколько не сомневался в правильности выбранного подхода. «Сегодня мы договорились о главном — нам понятно, к чему должны прийти, каких целей должны достичь», — убеждённо заявил он, добавив при этом, что, по его мнению, большая часть озвученных при обсуждении вопросов подтверждена финансами.

Чтобы у всех собравшихся не возникло никакого сомнения по поводу того, на какие цели в первоочередном порядке будут направляться денежные средства из федерального бюджета, руководитель профильного комитета решил сделать соответствующее уточнение: «Мне кажется, что вопросы экологии и развития минерально-сырьевой базы и охраны окружающей среды в целом остаются на повестке. Мы, когда создавали программу партии «Единая Россия», лишний раз убедились, что население очень беспокоят эти направления». В результате обсуждения и руководство Минприроды России, и депутаты Госдумы сошлись во мнении, что большая часть бюджетного финансирования должна направляться на мусорную реформу и геологоразведку.

Если вспомнить, то тремя годами ранее, 14 ноября 2018 года, в Государственной Думе проходили парламентские слушания по вопросам законодательного обеспечения реализации национального проекта «Экология». И тогда, выступая перед народными избранниками, глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин поделился с ними своим видением основных экологических задач, которые предстоит решить до 2024 года.

 Прежде всего он пообещал за шесть лет рекультивировать более 190 мусорных полигонов, за счёт экологического сбора  на территории 24 регионов построить 47 объектов инфраструктуры по переработке коммунальных отходов, добиться снижения вредных выбросов в атмосферу как минимум в двенадцати крупных промышленных центрах, расположенных в 10 субъектах Федерации, уделить первоочередное внимание реализации мероприятий по направлениям «Вода» и «Сохранение биологического разнообразия и лесов».

 

Счётная палата РФ осталась недовольна работой

министра Кобылкина

 

В январе 2020 года Счётная палата России решила выяснить, насколько успешно идёт реализация нацпроекта «Экология». Выводы аудиторов оказались неутешительными. Возглавляемое Дмитрием Кобылкиным природоохранное ведомство продемонстрировало неспособность добиться выполнения тех мероприятий, на которые из федерального бюджета были выделены денежные средства. В результате исполнение бюджета по нацпроекту «Экология» оказалось крайне низким – всего 27,1 %.

Как выяснила Счётная палата, даже при выполнении всего того, что записано в проекте «Чистый воздух», поставленной в нём цели невозможно будет достичь. Аналогичная ситуация, по мнению аудиторов, сложилась и при реализации проекта «Чистая вода».

Но более всего Минприроды подверглось критике за то, что в паспорте нацпроекта «Экология» не был отражён его вклад в достижение национальных целей развития. При этом особо отмечалось, что его реализация осуществляется с серьёзными нарушениями, а сроки выполнения предусмотренных в нём мероприятий неоднократно сдвигаются на более поздние даты.

Это могло показаться странным, но в своём докладе Счётная палата указала также на недостаточный охват нацпроектом современных экологических проблем. Прежде всего это касалось вопросов, связанных с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязнённых нефтепродуктами, пестицидами и иными опасными загрязнителями. Кроме того, нацпроект не учитывает усиления негативного воздействия на природную среду, которое может вызвать запланированный рост экономической деятельности в стране.

После такой оценки деятельности Дмитрия Кобылкина в должности руководителя Минприроды России эксперты довольно скептически оценили его возможность продолжить работу на этом посту. Собственно говоря, их предположения вскоре нашли своё подтверждение. В ноябре 2020 года Дмитрий Кобылкин ушёл в отставку. В некоторых СМИ появилась тогда информация, что экс-министр перейдёт на работу в компанию «Новатэк» в качестве заместителя Леонида Михельсона. Но господину Кобылкину было предложено занять пост исполняющего обязанности заместителя секретаря генсовета «Единой России», где он и проработал до своего избрания в депутаты Госдумы России.

 

Неоднозначное восприятие новых назначений

 

Что интересно, прежнее назначение Дмитрия Кобылкина на должность министра природных ресурсов и экологии РФ многих тогда повергло в шок. Наиболее откровенно об этом высказался экс-замминистра энергетики Владимир Милов, заявивший буквально следующее: «Ряд других назначений, конечно, выглядит вполне одиозно и как плевок в лицо тем, кто хоть немного разбирается в проблемах страны. Например, экс-губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин, у которого на территории впервые за 75 лет случилась вспышка сибирской язвы, назначен министром экологии и природных ресурсов».

Что мог бы сказать Владимир Милов по поводу новой должности Дмитрия Кобылкина, доподлинно не известно. Тем не менее с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что он совершенно не в восторге от произошедшего. Как, впрочем, и многие другие, для кого проблемы экологии и сохранения природы играют огромную роль в жизни.

Возвращаясь к парламентским слушаниям, которые состоялись в стенах Госдумы 14 ноября 2018 года и на которых министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин представил народным избранникам основные параметры нацпроекта «Экология» с задачами, которые предстояло решить до 2024 года, нельзя не заметить, как они отразились на судьбах некоторых из их участников.

Бывший председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, имевший свою точку зрения по обсуждавшимся вопросам, в новом составе Госдумы больше не будет заниматься природно-ресурсными вопросами. Бывшему председателю Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову хоть и доверили вопросы экологии, но понизили в статусе, предложив стать заместителем Дмитрия Кобылкина.

А такая ярая сторонница защитников окружающей среды, как Ольга Тимофеева, так и вовсе возглавила в Госдуме VIII созыва Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. А ещё не так давно она искренне радовалась по поводу принципиальной позиции, занимаемой спикером Госдумы Вячеславом Володиным в вопросах экологии.  В подтверждение справедливости своих слов она приводила такие примеры: «Благодаря жёсткой позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина мы не допустили принятия лесной амнистии в том объёме, в котором этот законопроект вносился. Мы этим летом не допустили принятия законопроекта, который через градостроительные нормы может привести к застройке наших лесов и курортов (№ 555658-6)».

Какой экологической повесткой сможет порадовать нас новый председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, трудно сказать. Можно только лишь предположить, что она будет серьёзно отличаться от той, которая реализовывалась прежде.

Комментарии ()