еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Города-курорты скатываются в долговую яму

Давно уже подмечено, что что-то неладное происходит с главными бальнеологическими курортами нашей страны. Попытки скрыть за разудалыми показательными выступлениями, вроде тех же дней города, всевозможных фестивалей и тематических праздников истинное положение дел в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск всё чаще наталкиваются на суровую реальность. И эта самая реальность показывает всю неприглядность финансово-экономического состояния, в котором оказались курортно-муниципальные образования.

Популярная игра «Чей уровень ответственности?»

Самое печальное во всей этой истории то, что при сложившихся, как принято сейчас говорить, «правилах игры» изменить положение дел в лучшую сторону практически невозможно. По всем признакам выходит, что мы имеем дело с системным кризисом. А раз так, то и бороться с ним необходимо иначе. Прежде всего, взаимоотношения муниципалитетов с федеральным центром необходимо сделать более честными и понятными.

На местах к такому неутешительному выводу пришли уже давно. Но теперь, похоже, это стало окончательно ясно и федеральному центру. Подтверждением тому можно считать слова, произнесённые Президентом России Владимиром Путиным на заседании Президиума Госсовета, проходившем 31 октября 2019 года в Калининграде.

Говоря о проблемах здравоохранения, с которыми приходится сталкиваться муниципалитетам, глава государства сказал: «Получается, что на федеральном, а часто даже и на региональном уровнях говорят: это не наш уровень ответственности, пускай там, в городах и посёлках, делают сами что хотят. А в городах и посёлках говорят: мы бы сделали, что хотим, но у нас денег нет, давайте перераспределять источники финансирования». После чего президент добавил, что подобное положение дел наблюдается в сфере образования. По правде говоря, к этому перечню можно смело добавить и коммунальное хозяйство, и дорожное строительство, и ещё много чего.

Действительно, муниципальные образования стали заложниками сложившейся ситуации. Им дали столько полномочий, что впору даже от некоторых из них отказаться. А вот с денежными средствами федеральный центр явно пожадничал. В этом и кроется первопричина всех проблем, упорно толкающих большинство муниципалитетов на край глубокой финансовой пропасти.

Делить по-честному или по-братски?

За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы Пятигорск. В 2017 году на территории самого крупного города Кавминвод было собрано налогов на сумму 7 млрд 401 млн рублей. Бюджет города в том же году составил 3 млрд 715 млн рублей. Вот только собственных средств, т.е. той части налогов, что прямиком направляются в городскую казну, оказалось всего 1 млрд 023 млн рублей (или 13,8% от собранного). Остальные налоги ушли в краевой и федеральный бюджет, чтобы потом частично вернуться обратно в виде субсидий, субвенций и дотаций. О какой самостоятельности принятия решений на муниципальном уровне и о каком развитии территории может идти речь при таком несправедливом дележе заработанных средств?

В 2018 году налогов в Пятигорске собрали порядка 8 млрд рублей. Но городской бюджет этого почти не заметил, застыв на планке 3 млрд 827 млн рублей, из которых собственные средства составили 1 млрд 139 млн рублей.

Чтобы как-то свести концы с концами, руководство города-курорта не придумало ничего лучшего, как обратиться в коммерческие банки за получением кредитов. Со временем «хождение в банк» превратилось в некий ритуал, без исполнения которого бюджет муниципального образования уже никак не способен был дотянуть до начала очередного финансового года.

За последние четыре года уровень долговой нагрузки на бюджет Пятигорска увеличился в 1,5 раза (с 568 млн рублей по состоянию на 01.01.2016 года до 870 млн рублей по состоянию на 01.01.2019 года). Многие из этих кредитов брались под грабительские проценты, кратно отличающиеся от ставки Центробанка.

Неудивительно поэтому, что выплата процентов по взятым кредитам стала съедать всё больше бюджетных средств, так необходимых для финансирования различных социальных программ. И если в 2016 году на обслуживание долга требовалось 29 млн рублей, то на начало 2019 года эта сумма увеличилась более чем в 1,8 раза, достигнув 52,7 млн рублей. К слову сказать, сумма выплат по взятым администрацией Пятигорска банковским кредитам в 2018 году в 1,6 раза превысила поступления от курортного сбора. Это наводит на совсем уж безрадостные размышления.

Долги растут, как снежный ком

Ещё одним подтверждением чрезвычайной опасности выбранного курса для местного бюджета является изменение отношения объёма муниципального долга к собственным доходам. В 2015 году оно равнялось 36,7 %. В 2018 году это соотношение достигло пугающей величины, равной 63,3 %. Если подобная тенденция сохранится, то в 2021 году сумма привлечённых банковских кредитов может сравняться с суммой налоговых поступлений в местную казну.

Однако вполне вероятен и такой сценарий развития событий, в результате которого заимствования превысят налоги. 17 октября текущего года стало известно, что администрация Пятигорска объявила шесть электронных аукционов на получение коммерческих кредитов. В общей сложности мэрия изъявила желание занять в банках 1,38 млрд рублей. Процентная ставка по кредитам варьируется от 7,8 % до 23,73 %. А за пользование чужими деньгами администрация готова была заплатить до 222,2 млн рублей.

Такие огромные денежные средства понадобились не на развитие города-курорта, а для того, чтобы свести концы с концами. Об этом честно было сказано в материалах закупок: «Кредит предоставляется на цели финансирования дефицита бюджета города-курорта Пятигорска и (или) для погашения долговых обязательств города-курорта Пятигорска в 2019-2022 годах».

Пятигорские экономисты экономят на всём

Что же касается развития территории, то здесь похвастаться пока нечем. В 2017 году капитальные вложения в муниципальную собственность составили 223,97 млн рублей. Годом спустя их объём сократился в 3,2 раза, опустившись до символической величины в размере 69,29 млн рублей.

Недостаток финансовых средств вынуждает руководство города экономить буквально на всём. На протяжении ряда лет сокращались расходы на образование. В 2016 году в бюджете Пятигорска на эти цели выделялось 1,973 млрд рублей. Годом спустя финансирование городского образования составило 1,629 млрд рублей (-344 млн рублей). В прошлом году затраты по статье «Образование» составили всего 1,502 млрд рублей (ещё -127 млн рублей).

Очень не повезло статье «Санитарная очистка». В 2016 году её финансирование составило 127,1 млн рублей. В последующие годы затраты на саночистку сократились до 123,7 млн рублей (в 2017 году) и до 118,8 млн рублей (в 2018 году). Возможно, именно таким образом местные чиновники решили внести свой посильный вклад в реализацию проводимой в стране мусорной реформы. Стоит ли тогда удивляться тому, что санитарное состояние территории города не всегда соответствует критериям, установленным для федеральных курортов?

Но не нужно все проблемы списывать на происки федерального центра. Причиной многих их них является явная недоработка городских чиновников. В том же 2018 году в местную казну поступило в два раза меньше доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – всего 157 млн рублей против 306 млн рублей, заработанных годом ранее. Почти в два раза сократились также поступления в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как видно, внутренние резервы в городе имеются. Только вот напрягаться, чтобы использовать их в полную силу, в администрации города-курорта пока не считают нужным. Гораздо проще взять кредит в комбанке. А что будет потом, кто будет расплачиваться по процентам – это уже будет головной болью других чиновников. Тех, которые придут им на смену.

Госсовет нам поможет?

Примечательно, что из всех возможных вариантов заимствований на местах предпочтение почему-то отдают дорогим коммерческим кредитам. Не так давно стало известно, что в муниципалитетах Ставропольского края объём коммерческих кредитов в общей структуре долгов достиг 95 %. По этому показателю наш край вошёл в число лидеров. И здесь тоже есть над чем задуматься.

Несколько лет назад проблема закредитованности буквально захлестнула большинство региональных бюджетов. Ситуация оказалась настолько серьёзной, что в сентябре 2017 года пришлось даже заседание Президиума Госсовета, посвящённое этой теме, проводить. Тогда Президент России Владимир Путин потребовал принять меры, позволяющие направлять ресурсы на развитие, а не на выплату кредитов.

«Нам нужно расчистить региональные финансы с тем, чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредитам. Сейчас на погашение долгов уходит порядка 31% собственных доходов субъектов Федерации», – подчеркнул глава государства.

После этого в субъектах Федерации произошли серьёзные изменения. Уровень закредитованности региональных бюджетов стал постепенно снижаться. Это дало повод некоторым оптимистам говорить о правильности подобранного лекарства, оказавшегося эффективным для оздоровления региональных финансов. Правда, никто не стал говорить тогда о нежелательном побочном эффекте.

 Оказалось, что, по закону сохранения материи, проблема долгов просто переместилась с регионального уровня на муниципальный. И если пару лет назад главу государства возмутило, что на погашение долгов в некоторых регионах уходит до 31% собственных доходов, то что теперь можно сказать о закредитованности, превышающей 63% (как это имеет место в Пятигорске)?

Оригинальный способ борьбы с муниципальными долгами предложили депутаты краевой Думы. Они направили в Госдуму РФ проект поправок в Бюджетный кодекс, принятие которых позволит краевым властям предоставлять местным бюджетам кредиты на срок до пяти лет. Так народные избранники надеются сократить долю коммерческих кредитов в бюджетах поселений, заменив их длинными бюджетными кредитами.

Да, действительно, бюджетные кредиты предоставляются под щадящие проценты, и сумма выплат по ним станет меньше. Но всё равно для муниципалитетов это будут чужие деньги, которые они спустя пять лет вынуждены будут вернуть краевому бюджету. Вдобавок ко всему, возникают риски утраты муниципальными образованиями своей самостоятельности. Ведь, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает.

При таком подходе к решению проблемы долгов, накопившихся у местных бюджетов, её вряд ли удастся решить. Муниципалитеты всё так же (может быть, немного замедлив темп) будут продолжать своё движение к краю финансовой пропасти.

Так, может быть, настало время провести заседание Президиума Госсовета, посвящённое расчистке муниципальных финансов?

Комментарии ()