еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Фантомная боль Минкавказа

В медицине существует понятие «фантомная боль конечности». Это когда человек испытывает болевые ощущения в ампутированной части тела, которые возникают на фоне безболевого фантома - чувства присутствия удалённой конечности.

Нечто подобное приходится наблюдать в отношении Министерства по делам Северного Кавказа. Не просуществовав и шести лет и не добившись сколь-нибудь заметных успехов в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского региона, в январе 2020 года Минкавказ был упразднён как самое слабое звено федерального правительства. А в августе прошлого года завершилась официальная процедура ликвидации этого странного министерства. Несмотря на такой поворот дел здоровый управленческий организм нашей страны продолжает испытывать болевые импульсы, источниками которых является уже не существующая структура, ведавшая ранее делами Северного Кавказа.

 

Минкавказ охотно верил обещаниям инвесторов

Одним из таких раздражающих факторов явилась неспособность сотрудников упразднённого министерства грамотно составить документы на предоставление субсидий регионам.

В частности, в феврале 2018 года между Минкавказом и правительством Ставропольского края было подписано соглашение о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета на софинансирование  мероприятий в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы».

На эти цели было выделено 500 млн рублей. От Минкавказа требовалось только одно - добиться достижения показателей экономической эффективности, чтобы бюджетные миллионы обеспечили привлечение не менее 750 млн рублей внебюджетных инвестиций. В действительности же, как показала проверка Федерального казначейства, объём частных инвестиций оказался намного скромнее – всего 471 млн рублей. Как и следовало ожидать, Минкавказ не стал признавать свою вину. Он просто потребовал вернуть из бюджета Ставропольского края в доход федерального бюджета 48 млн рублей штрафа.

После непродолжительного рассмотрения суд пришёл к выводу о возможности частичного удовлетворения исковых требований Федерального казначейства, при этом сократив сумму, которую необходимо было вернуть в бюджет государства, до 22 млн рублей. Правда, с таким выводом не согласился суд кассационной инстанции, отменив ранее вынесенное решение и направив дело на повторное рассмотрение. Произошло это 10 февраля 2021 года. С тех пор рассмотрение дела пошло по второму кругу. Но когда оно завершится и каким результатом – остаётся загадкой.

Похожая история, порождённая легкомысленным отношением Минкавказа к отбору инвестиционных проектов, приключилась в Карачаево-Черкесии. Республиканское минэкономразвития с июня прошлого года пытается через суд добиться отмены претензий Федерального казначейства. Это может показаться фантастикой, но в ноябре 2020 года от Минкавказа поступило ходатайство об уточнении размера исковых требований. Проблема заключалась только в том, что на тот момент такого юридического лица уже не существовало. В ЕГЮРЛ запись о ликвидации министерства появилась ещё 28 августа 2020 года. Не иначе как фантом писал это ходатайство.

 

«От плохого семени не жди хорошего племени»

Применительно к структурам, подконтрольным Министерству по делам Северного Кавказа, наиболее подходящим оказалось выражение: «Яблоко от яблони недалеко падает». Прежде всего это относится к Корпорации развития Северного Кавказа.

Самым масштабным проектом, который предстояло решить КРСК, несомненно, было строительство на Кавказских Минеральных Водах инновационного медицинского кластера. Проект оценивался в 162 млрд рублей, из которых порядка 40 млрд рублей намеревались потратить из средств федерального бюджета.

Поначалу за дело взялись с большим энтузиазмом. В январе 2018 года между КРСК и питерской компанией ЗАО «Верфау» был заключён договор на разработку проектно-сметной документации строительства Кавминводского медкластера. Общая стоимость договора составляла 798 млн рублей. Но уже в марте 2020 года Корпорация приняла решение отказаться от договора на проектирование и потребовала от разработчика вернуть ранее уплаченные ей 79,8 млн рублей.

Компания-проектировщик была в шоке от такого требования, т.к. всё это время добросовестно разрабатывала заказанную ей документацию. Тем не менее в ноябре прошлого года суд постановил взыскать с ЗАО «Верфау» в пользу АО «КРСК» 31,8 млн рублей неустойки по договору на проектирование медкластера. Подрядчик, не согласившись с таким решением, направил в суд апелляцию. Однако 11 февраля 2021 года стало известно, что это обращение не принесло ему желаемого результата.

Вряд ли это можно будет считать окончанием спора. В таком случае у нас появился шанс при новом витке скандальных разборок узнать много интересного о несостоявшемся Кавминводском медкластере.

Не позволит забыть о медкластере и ещё один судебный процесс, который КРСК затеяли с другим подрядчиком – московским ООО «СЕАН-К.Р.». С ним также в июле 2018 года был заключён договор стоимостью 7,8 млн рублей, в соответствии с которым московские проектировщики пообещали оказать Корпорации «услуги по формированию инвестиционного проекта, включая разработку концепции проекта, бизнес-плана, финансовой и юридической моделей проекта, задания на проектирование, медико-технологическое задание и визуализационных материалов по проекту».

Часть работ подрядчик своевременно выполнил. Но КРСК наотрез отказалась за них платить. Теперь этот спор на наших глазах перерастает в очередной скандал, показывающий, насколько не безопасно иметь дело с непредсказуемым заказчиком.

Что интересно, Корпорацию развития Северного Кавказа осенью прошлого года намеревались ликвидировать. Уж слишком много грехов за ней водилось. 3 октября 2020 года руководитель федерального правительства Михаил Мишустин даже распоряжение соответствующее подписал. Но через пару месяцев отменил, тем самым подарив АО «КРСК» шанс на дальнейшее существование. Удивительным образом подписание 16 декабря прошлого года второго правительственного распоряжения совпало с активизацией судебных процессов, в которых главным действующим лицом выступала Корпорация.

Не исключено, что именно это обстоятельство оказало решающее влияние на принятие решения о её дальнейшей судьбе. Логика проста. КРСК должна сама разобраться со своими просчётами. Не создавать же из неё по аналогии с Минкавказом ещё один фантом, за грехи которого вынуждены будут платить другие.

Комментарии ()