еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Экология и власть – две вещи несовместны?

Фото: pixabay.com

На прошлой неделе в Ставрополе прошёл I Северо-Кавказский межрегиональный экологический форум «Экология: проблемы и решения АПК и природопользования в России, обмен опытом регионов».

 

Цель форума, которую анонсировали организаторы, — обмен лучшими практиками, реализованными проектами и возможностью их масштабирования, развитие межрегионального взаимодействия экспертного сообщества, органов власти и контролирующих инстанций с представителями бизнеса и общественности.

 

Однако мероприятие прошло не совсем по запланированному сценарию.

 

Чиновничий игнор

 

Первое впечатление от форума, вернее, состава её участников, было двояким. Порадовало количество присутствовавших людей, которые, как говорится, в теме: экспертов, сельхозтоваропроизводителей, представителей регоператоров по обращению с ТКО, перерабатывающих производств. Неприятно поразило игнорирование этого важного мероприятия со стороны всех ветвей власти и контролирующих организаций.

 В состав участников форума были вписаны  представители аппарата правительства СК, профильного Экологическо-сельскохозяйственно-природоохранного комитета Думы Ставрополья, министры природы и охраны окружающей среды всех семи субъектов округа, природоохранные прокуроры, представители территориальных отделов Росприроднадзора,  главы городов Ставрополья – локомотивов промышленного производства. То есть люди пишущие и принимающие соответствующие законы, а также контролирующие их исполнение.

И из этого списка посетить мероприятие не счёл нужным никто из вышеперечисленных господ. Даже своих заместителей удосужились делегировать всего лишь пара-тройка «высоких гостей». Из чего можно сделать простой вывод, перефразируя Пушкина: «Экология и власть – две вещи несовместны», поскольку вопросы первой не волнуют вторую. Прискорбно, но факт. Ведь вопросы на форуме поднимались архиважные и злободневные.

 

Фекальный вопрос

 

Как рассказал профессиональный эколог, общественный эксперт при Госдуме РФ Георгий Каваносян, сейчас в федеральном парламенте, точнее, в его нижней палате, идёт бурное обсуждение очередного эколого-экономического законопроекта, который, по сути, должен расставить точки над «i» в вопросе: Что на текущий момент для страны, её населения важнее - экономическая или экологическая составляющие?

 

Вот простой пример: на сельхозпредприятиях, занимающихся животноводством и птицеводством, само собой разумеется, образуются так называемые отходы жизнедеятельности поголовья, а конкретно – навоз и помёт. И до нынешнего момента эти экскременты относились к  опасным отходам производства III или IV классов в зависимости от вида. На деятельность по сбору, перевозке, обработке, утилизации и размещению сельхозпроизводителям требуется специальная лицензия, отсутствие которой может грозить аграриям значительными штрафами. Также немалые штрафы могут прилетать за неправильное хранение и утилизацию навоза и помёта.

 

Однако спецоперация на Украине внесла коррективы и в данный вопрос. Власть внезапно озаботилась тем, что аграрии терпят большие экономические убытки по причине неправильного обращения с навозом. А это в нынешней сложной экономической и геополитической ситуациях в стране – ай-ай-ай. И решила считать отныне навоз и помёт не опасными отходами, которыми они, по сути, являются, а «побочным продуктом» животноводства и птицеводства.

 И за загрязнение, простите, говном окружающей среды наказывать предприятия АПК либо не будут, либо будут, но чисто символически. Дабы не рушить экономическую составляющую государства, не похерить вопросы импортозамещения и т.д. Соответствующая законодательная инициатива и была внесена в Госдуму, где разгорелись нешуточные страсти по данному вопросу.

Сторонники экологической составляющей твердят, что послаблений в этом вопросе быть не должно, навоз как был, так и должен остаться опасным отходом, обращение с которым должно быть строго регламентировано и проконтролировано. Иначе страна в перспективе окажется завалена свиными и куриными фекалиями, а в речках вместо воды будет электролит, после того как фермы начнут туда безнаказанно сливать (умышленно или нечаянно – без разницы) излишки навоза, который не сумели продать на удобрения.

 

Их оппоненты заявляют, что если сейчас продолжать душить предприятия АПК платой за лицензии и штрафами за навоз и помёт, то экономика рухнет, а вопросы продовольственной безопасности и импортозамещения  можно будет считать погибшими. И, как с опаской заявил Георгий Каванесян, у зажиточного сельскохозяйственного лобби, не слишком-то волнующегося природоохранными аспектами, возможностей повлиять на мнение парламента гораздо больше, чем у «нищих» поборников экологии. Так что пока чаша весов в ГД РФ склоняется в сторону «навозно-помётных» послаблений.

 

Но не будем забегать вперёд. Чьи аргументы сыграют решающую роль и удастся ли законодателям найти золотую середину, при которой в выигрыше будут и экономика, и экология, покажет лишь время.

 

Отходы и доходы

 

Большое внимание участники форума уделили вопросам мусорной реформы, которая, положа руку на сердце, продвигается в стране со скрипом и скрежетом, спотыкаясь на каждом шагу. Причин много: это и написанное на коленке законодательство по данному вопросу, и безразличие чиновников, и работай «на отвали» некоторых регоператоров, и в целом весьма прохладное отношение к вопросам сбора, обработки и утилизации мусора в обществе.

 

С докладом об исполнении в крае нацпроекта «Экология» в части обращения с отходами выступил замминистра природы и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Скрипка. Он поведал, что число стихийных свалок в регионе снижается, хоть и не так быстро, как хотелось бы. И что сейчас на территории края располагаются 274 объекта негативного воздействия на окружающую среду, то есть свалок, объём накопившегося там мусора исчисляется миллионами тонн. Но с 2019 по 2021 годы удалось ликвидировать  68 таких помоек, поскольку работы эти дорогостоящие, а их финансирование маловато.

 

Как отметил присутствовавший на форуме представитель одного из регоператоров Ставрополья, обслуживающего в основном города, сёла и поселения на востоке края Алексей Бушман, мусорная реформа превратилась в банальное перераспределение потоков бюджетных средств, так и не достигнув даже по программе минимум изначально задекларированных целей.

 

Полноценных предприятий с циклом приёмка-сортировка-переработка мусора в крае нет, да и в стране их единицы – пальцев одной руки хватит пересчитать. А это делает абсолютно бессмысленным так насаждаемую властью идею раздельного сбора мусора населением.

И зачем, например, человеку заниматься у себя дома сортировкой, деля по разным пакетам бумагу, стекло, пластик и выбрасывать их в разные контейнеры (которых, кстати, тоже раз-два и обчёлся), если в итоге содержимое этих контейнеров всё равно окажется в одной мусорной куче, привезённой на полигон? И львиная доля этой кучи будет тупо зарыта в землю, а лишь небольшая часть пойдёт на переработку и изготовление тех же пластиковых контейнеров или тому подобных товаров, которые, на минуточку, ещё нужно умудриться сбыть, то есть продать не ниже себестоимости.

 

Покрышкам – крышка?

 

Злободневный вопрос о переработке опасных отходов, в частности, отслуживших срок автошин и полном равнодушии власти к этому вопросу, подняла руководитель предприятия, занимающегося переработкой  покрышек в резиновую крошку, которая на ура идёт для изготовления покрытий, Елена Скрипова.

Не секрет, что автопокрышки относятся к четвёртому классу опасности. Они разлагаются в земле более ста лет, но наибольший вред причиняют экологии при горении — материал, как правило, устойчив к воздействию температур. Поэтому утилизировать их нужно специальным способом, который, к слову, весьма затратен. Поэтому люди, да что там люди, целые автопредприятия предпочитают либо по-тихому выбросить их в лесополосе, либо сжечь.

И некоторое время назад предприятие Скриповой объявило акцию –бесплатно принимало на утилизацию покрышки от населения и предприятий. Эстафетную палочку подхватила власть в том смысле, что главы муниципалитетов призвали народ свозить покрышки в определённое место, откуда потом они силами муниципалитетов будут свезены на предприятие по переработке. В итоге, как говорится, прокукарекали, а там хоть не рассветай. Люди, конечно, привезли свои старые шины в указанное место. Но они там так и лежат до сих пор, привезти их на переработку удосужились всего лишь то ли два, то ли три муниципальных главы. Остальные, видимо, поставив себе галочку в выполнении природоохранных задач, забили на это дело.

Елена Скрипова рассказала: куда только не обращалась, чтобы наладить взаимодействие в деле утилизации опасной резины на её предприятии – начиная от правительства края и заканчивая региональным минприроды, - но отовсюду получала лишь туманные обещания и банальные отписки.

А край «приобрёл», как водится, горы покрышек в лесополосах и на полях и перманентные столбы едкого канцерогенного дыма в местах сожжения автомобильной «обуви».

Вообще к обсуждению на форуме было представлено множество вопросов, но все они остались или без ответа, или с отложенным стартом решений, поскольку усилий только заинтересованных в обеспечении экологического благополучия общественников или руководителей соответствующих организаций без подставленного плеча представителей власти явно недостаточно.

Комментарии ()