еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Дума передумала защищать курорты?

Фото: pexels.com

Государственная Дума Российской Федерации VIII созыва всего пару месяцев как приступила к своей работе. Но за это короткое время народные избранники уже успели принять ряд решений, заставивших изрядно поволноваться экологическую общественность.

Многих озадачило довольно спорное решение депутатов, проголосовавших за воссоздание Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, упразднённого их коллегами предыдущего созыва из-за опасений возникновения конфликта интересов, и посчитавших, что использовать природные ресурсы и защищать окружающую природную среду – это не одно и то же.

 

Свою нелюбовь к курортам Минздрав оформил в виде законопроекта

 

Ещё больше заставили их поволноваться события, произошедшие 20 октября 2021 года. В этот день Совет Госдумы назначил Комитет по собственности, земельным и имущественным отношениям ответственным за подготовку ко второму чтению оскандалившегося проекта федерального  закона № 555658-6.

Чтобы было понятно, о чем идёт речь, следует вкратце напомнить историю данного законопроекта. Он был разработан Минздравом России и внесён на рассмотрение в Государственную Думу буквально через неделю после памятного пленарного заседания Совета Федерации, состоявшегося 18 июня 2014 года, на котором спикер Совфеда Валентина Матвиенко призвала федеральное правительство разработать закон, способный защитить курорты Кавказских Минеральных Вод от приближающейся деградации.

В Минздраве России, которому отводилась главная роль в подготовке проекта закона, весьма своеобразно отреагировали на поручение правительства. На тот момент ведомство возглавляла Вероника Скворцова, никогда прежде не испытывавшая тёплых чувств в отношении отечественных курортов. Неудивительно поэтому, что подготовленный её подчинёнными законопроект большинство курортологов и тех, кто имел непосредственное отношение к санаторно-курортной отрасли, назвали вредоносным.

Тем не менее, спустя всего три месяца после внесения в Госдуму законопроекта № 555658-6 народные избранники проголосовали за его принятие в первом чтении. Но затем произошло то, на что лоббисты опасного законопроекта явно не рассчитывали. Возмущение общественников и профессионального сообщества, увидевшим в нем реальную угрозу существованию лечебно-оздоровительных местностей и курортов, было настолько сильным, что не заметить этого и не отреагировать на него оказалось просто невозможно.

Итогом развернувшейся бурной дискуссии стало предложение профильного Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотреть 18 июня 2018 года на пленарном заседании Госдумы вопрос о снятии антикурортного законопроекта с дальнейшего рассмотрения. Примечательно, что озвучить мнение Комитета было поручено нашему земляку Михаилу Кузьмину.

Но такое, ожидаемое многими событие не произошло, т. к. в это же время в Госдуму поступила новая порция правительственных поправок к законопроекту № 555658-6. Депутатам не оставалось ничего иного как  проголосовать 2 июля 2018 года за перенос рассмотрения данного проекта закона на неопределённый срок.

 

«Не будите лихо»

 

         И вот теперь, по прошествии трёх лет и трёх месяцев пребывания скандального законопроекта в состоянии летаргического сна, кому-то захотелось снова вернуться к его рассмотрению. Разумеется, что ничем хорошим для курортов России это вряд ли сможет закончиться.

Есть, правда, слабая надежда на то, что профильный комитет проявит принципиальность и не станет наступать на горло собственной песне. Такое предположение можно сделать, в частности, анализируя его состав. Возглавляет комитет представитель КПРФ Сергей Гаврилов. Его первым заместителем является Иван Сухарев, представляющий в Думе ЛДПР. Зампредом комитета является также Николай Николаев, в прошлом созыве Госдумы возглавлявший данный комитет. Разумеется, очень жаль, что в нынешнем составе комитета не нашлось места нашим землякам, ранее неоднократно заявлявшим о недопустимости принятия опасного для курортов КМВ законопроекта. Но все же, ситуация представляется не такой уж безнадёжной. Конечно, если исключить вероятность «переполюсовки» депутатов за прошедшее время.

В подтверждение того, что позиции депутатов с течением времени способны серьёзным образом меняться, можно привести такой факт. 28 октября 2019 года в адрес зампреда Госдумы Ольги Тимофеевой Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям направил доработанный проект федерального закона № 555658-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предлагая внести его на рассмотрение во втором чтении. И только оперативная реакция Общественной палаты Ставропольского края, направившей в декабре 2018 года Председателю Госдумы Вячеславу Володину материалы экспертного анализа данного законопроекта, не позволили ему превратиться в полноценный закон. Приведённые экспертами аргументы оказались настолько убедительными, что о злосчастном проекте закона на протяжении последующих двух лет предпочитали даже не вспоминать.

Но, если на этот раз подобной реакции на антикурортный законопроект не последует, превращению прописанных в нем опасных инициатив в норму закона уже ничто и никто не сможет помешать.

 

Беда не приходит одна

 

Как оказалось, одним только неприятным сюрпризом в виде попытки реанимации опасного для лечебно-оздоровительных местностей и курортов законопроекта «трех пятерок» Совет Госдумы 20 октября 2021 года решил не ограничиваться. В этот день было принято также решение о назначении Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды ответственным за прохождение другого, не менее резонансного проекта федерального закона № 1152655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (в части изменения правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения). С инициативой подправить федеральный закон об ООПТ таким образом, чтобы региональные власти получили бы законное право по своему усмотрению передвигать границы памятников природы и заказников регионального значения, в апреле текущего года выступила Дума Ставропольского края. Несмотря на полученные на данный законопроект отрицательные заключения Правительства Российской Федерации и правового управления Госдумы, интрига по-прежнему сохраняется. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова и мэра города-курорта Железноводска Евгения Моисеева, утверждающих, что от строительства на имеющих в настоящее время статус особо охраняемых природных территорий 75-ти километрового велотерренкура, канатной дороги, спортивных комплексов и целого ряда других объектов, никто не собирается отказываться.

Как дальше в стенах Государственной Думы будут развиваться события, сказать довольно трудно. Как невозможно предугадать, кто на этот раз выйдет победителем – государственники или лоббисты.

Одно только утешает – интрига не может затянуться до бесконечности.

 

Комментарии ()