еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Дума об охране окружающей среды

Фото из открытых источников.

         Совсем скоро в стенах Государственной Думы России соберутся вновь избранные депутаты, чтобы на ближайшие пять лет посвятить себя разработке и принятию новых федеральных законов, от которых жизнь простых россиян должна будет стать ещё лучше. По крайней мере, те, кто голосовал за них, по-прежнему продолжают надеяться на это.

 

«Постой, депутат, не штампуй ты поправки»

 

         Не исключено также, что значительную часть своего рабочего времени новые народные избранники решат потратить на улучшение качества действующих законов путём внесения в них всевозможных поправок и уточнений. Совсем несложно догадаться, что действовать подобным образом они будут из самых лучших побуждений, так сказать, по зову сердца и велению души. Однако, как показывает практика, не всегда попытки улучшить закон приводили к желаемому результату. В подтверждение справедливости сказанных слов можно привести массу примеров. Но, чтобы не утомлять читателей, вполне достаточно будет сосредоточить их внимание на трудностях перезагрузки, с которыми пришлось столкнуться главному экологическому закону нашей страны – «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ.

         Этот многострадальный закон 10 января 2022 года собирается отметить свой 20-летний юбилей. Уникальность данного документа заключается в том, что за неполных два десятилетия, прошедших с момента его принятия, в него было внесено 48 изменений.

Единственный год, в течение которого ФЗ №7 не подвергался корректировке, был 2003 год. Своеобразный рекорд поставлен в 2011 году. Тогда в закон «Об охране окружающей среды» было внесено целых пять поправок. Но и это ещё не предел. Год 2021 имеет все шансы перещеголять его, т.к. депутаты прежнего созыва, прежде чем уйти на летние каникулы, успели внести в 7-ФЗ три поправки.

Так что всё теперь в руках новой команды народных избранников. Правда, если своей основной задачей они посчитают установление рекордов в плане законотворчества, а не повышение качества и смысловой нагрузки принимаемых законодательных актов.

         О том, что скорость принятия вносимых в федеральный закон поправок не всегда является определяющим фактором, можно судить, в частности, по вступившему в силу в марте текущего года Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 39-ФЗ. Законодатель прописал в нем правило, согласно которому, информация о состоянии окружающей среды должна стать общедоступной. Разумеется, за исключением той, которая в соответствии с законодательством РФ отнесена к государственной тайне.

         Теперь федеральным, региональным и местным властям, обладающим экологической информацией, в обязательном порядке надлежало размещать её в открытом доступе. Но этого не происходит по одной простой причине. Для того чтобы нормы закона 39-ФЗ заработали в полную силу, необходимо постановлением Правительства РФ утвердить Правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды. Проект такого постановления был разработан ещё 15 марта 2021 года. Тем не менее по каким-то непонятным причинам документ пока ещё не подписан.

         Летом 2020 года Минприроды России тоже предприняло попытку сделать экологическую информацию общедоступной. 30 июля 2020 года появился даже Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ №510 «Об утверждении состава и структуры документированной информации о состоянии окружающей среды и её загрязнении, порядка её комплектования, учёта, хранения и использования, а также порядка создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении». Предполагалось, что данный приказ вступит в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года. Но по причине каких-то необъяснимых обстоятельств документ так и не стали применять на практике.

         Получается, что несмотря на обилие законов, министерских приказов и проектов правительственных постановлений чиновники не очень торопятся делиться с гражданами страны имеющейся у них экологической информацией. По всей видимости, на то у них имеются достаточно серьёзные основания.

 

Полёту фантазии руководителей Минприроды России

можно позавидовать

 

          Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ —регулирующий взаимоотношения человека и природы, которые возникают во время реализации деятельности, влияющей на природу и экологию. По всей вероятности, чтобы сделать эти взаимоотношения ещё более гармоничными, Минприроды России в июне 2021 года разработало три законопроекта, предусматривающие внесения очередной порции поправок в главный природоохранный закон страны.

         Для начала чиновники от экологии решили слегка подправить статью 60 данного закона, в которой изложен порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. С лёгкой руки Минприроды России эту статью решено было дополнить новым пунктом следующего содержания: «Использование объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению, выдаваемому уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации».

         Не исключено, что в природоохранном ведомстве страны посчитали, что охранять краснокнижные растения – занятие довольно скучное и малопривлекательное. А вот если их использовать, то очень даже запросто можно поправить материальное положение. По крайней мере, тех представителей уполномоченного органа, которые будут определять исключительность случая и на этом основании выдавать специальные разрешения.

         Затем дошла очередь и до статьи 68 закона «Об охране окружающей среды». В действующей редакции указанной статьи говорится, что все граждане, «изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды».

После двух десятилетий правоприменительной практики закона в Минприроды пришли к выводу, что не всем нашим соотечественникам можно доверить такое ответственное дело. Поправками, предложенными природоохранным ведомством, решено больше не выдавать удостоверения общественных инспекторов по охране окружающей среды гражданам, состоящим на учёте по поводу наличия у них психического заболевания, наркомании или алкоголизма. Теперь не смогут получить заветное удостоверение лица, не достигшие 18 лет, а также те, которые имеют непогашенную судимость или признаны судом недееспособными.

         Несколько настораживает, что только спустя 20 лет пришло понимание об обязательном наличии у общественных инспекторов знаний норм законодательства в области охраны окружающей среды. Трудно даже представить себе, как прежде общественники могли требовать от других соблюдения природоохранного законодательства, если они сами слабо ориентировались в нём.

         Но больше всего умиляет новое требование к общественным инспекторам «быть вежливыми и корректными при обращении с гражданами и представителями проверяемых организаций». Вполне может статься даже, что иного способа привить определённой категории наших сограждан манеры культурного общения иначе, как записать данную норму в федеральном законе, не существует.

         Судя по тому, что такие поправки к закону обсуждаются на полном серьёзе, можно предположить, что в прежние времена общественные инспектора представляли собой очень весёлую компанию. Теперь же с помощью закона её попытаются превратить из некоего подобия партизанского движения в регулярную, законопослушную экологическую армию.

 

Российских экологических операторов может стать больше

 

         Отдельного разговора заслуживает законопроект, размещённый Минприроды России 29 июня 2021 года на портале проектов нормативно-правовых актов.

Он предполагает внесение изменений не только в закон «Об охране окружающей среды», но также и в закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Самое интересное заключается в том, что в нем наконец-то  вспомнили о необходимости наделения Правительства РФ полномочиями  по «установлению порядка создания, эксплуатации и развития комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, перечня видов включаемой в неё информации, порядка и условий её представления, а также порядка обмена такой информацией». Получается, что до того момента, пока данная поправка не будет утверждена депутатами, принятый ими в марте 2021 года федеральный закон №39-ФЗ правительство не сможет исполнять.

         Ещё одной интересной новацией Минприроды РФ можно считать предложенную ведомством поправку в статью 63 закона «Об охране окружающей среды», предусматривающую создание «российского экологического оператора комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации». Что будет представлять собой этот «РЭО КИС мониторинга СОС» - непонятно. Правда, опыт работы похожей структуры – Российского экологического оператора по обращению с отходами - позволяет предположить, что лучше от этого вряд ли кому станет.

         Это может показаться странным, но Минприроды России предлагает также отобрать у Правительства Российской Федерации полномочия по подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии об охране окружающей среды и наделить ими всё того же регионального экологического оператора комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды.

         Данное предложение является насколько смелым, настолько и непонятным, вызывающим недоумённые вопросы у экологов. Но, похоже, сомнения защитников природы уже мало кого волнуют.

Комментарии ()