еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Для спасения Кавминвод сенаторы прописали не то лекарство

После памятного заседания Совета Федерации, на котором в июне 2014 года впервые за всю новейшую историю РФ был рассмотрен комплекс проблем, накопившихся в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Каких только рецептов по спасению всероссийской здравницы не было предложено! И стратегию развития отечественных курортов федеральные власти обещали разработать, и специальный закон о Кавминводах грозились принять не позднее 2015 года, и финансовую поддержку региону многомиллиардными бюджетными вливаниями оказать. По мере того как энтузиазм федеральных чиновников, словно пар, уходил в свисток, становилось всё более очевидным, что рассчитывать на серьёзное отношение к единственному в России эколого-курортному региону по-прежнему не приходится.

Обещать – не значит жениться

Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России как не было, так и нет. Поэтому не только курорты КМВ, но и все отечественные здравницы, словно слепые котята, продолжают тыкаться во все углы, пытаясь нащупать хоть какую-то точку опоры и понять, в каком направлении им теперь предстоит развиваться. Не помогло даже поручение Президента, которое Минздрав РФ в очередной раз элементарно проигнорировал.

Относительно Закона о Кавминводах даже говорить как-то неудобно. Вероятнее всего, его с самого начала никто не собирался утверждать. Иначе как тогда объяснить тот факт, что разработку проекта закона, в котором необходимо было в деталях прописать все экологические нюансы курортного региона, позволившие бы ему и дальше выполнять важнейшую здравоохраненческую функцию, поручили не Минприроды или Минздраву, а непрофильному министерству (Минкавказа), у которого не было ни полномочий, ни опыта выполнения подобной работы, ни соответствующих специалистов. Несмотря на многочисленные потуги минкавказовцев ничего толкового у них не вышло. Ну разве что посмешили они публику своим настойчивым желанием втиснуть в новый закон норму о лечебных пляжах и кумысолечении на Кавминводах.

С финансированием федеральных курортов дела обстоят и того хуже. Власти пока что решили ограничиться рекомендациями и советами. Именно в таком ракурсе жители Кавминвод рассматривают прошлогоднее декабрьское правительственное постановление, направленное на развитие Кисловодска. Обилие пунктов в указанном документе компенсировалось отсутствием источника финансирования. По факту постановление оказалось демонстрацией властью моральной поддержки курорта федерального значения. На что местные острословы среагировали незамедлительно, попросив не учить их жить, а лучше помочь материально.

На совещании информацию приняли к сведению

И всё было бы ничего, если бы на федеральном уровне предпочли и дальше просто беспристрастно наблюдать, как деградируют курорты. К такому положению дел на местах уже привыкли, а у жителей курортных территорий даже выработался стойкий иммунитет к бездействию федеральных властей. Беда только в том, что обитатели высоких московских кабинетов, спохватившись, стали демонстрировать чрезмерную активность на ниве переформатирования Кавказских Минеральных Вод. Однако, не имея чёткой, научно обоснованной программы, не прислушиваясь к компетентному мнению профессионалов курортного дела и не пытаясь просчитать последствия от предлагаемых ими решений, они, возможно даже, сами того не подозревая, стали источником серьёзной опасности для курортного региона.

В том, что дело обстоит именно таким образом, можно убедиться, ознакомившись с Протоколом № 2 заседания рабочей группы Совета Федерации, которое состоялось в Кисловодске 30 октября текущего года. Сенаторы вместе с губернатором Ставропольского края и представителями федеральных органов исполнительной власти собрались тогда, чтобы обсудить ход реализации перечня мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2899-р.

Участники совещания говорили и спорили довольно долго. Итогом их работы стало решение принять к сведению информацию, озвученную представителями Минкавказа, Минприроды и Минкультуры России. Ещё они с удивлением обнаружили, что к обещанному в прошлом году капитальному ремонту здания Главной Нарзанной галереи новоиспечённый арендатор так и не приступил. Поэтому сенаторы сочли возможным порекомендовать Минприроды России немного активизировать свою работу в данном направлении.

Курортные зоны – не объект для эксперимента!

Но самое главное, к чему пришли тогда сенаторы и ответственные работники федеральных министерств и ведомств, заключалось не в этом. Основной итог своей работы они сформулировали в пункте 2.3 Протокола № 2. Чтобы читателям дать возможность получить объективное представление о понимании сенаторами и федеральными чиновниками ключевого звена, ухватившись за которое они намерены изменить судьбу курорта к лучшему, следует привести формулировку указанного пункта полностью. А звучит он так: «Рекомендовать правительству Ставропольского края совместно с Минздравом России, Минкавказом России, Минприроды России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении границ округов горно-санитарной охраны города-курорта Кисловодска в соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 г. № 1425».

По всему видно, что без «профессионалов» из Минкавказа здесь не обошлось. Они никак не могут избавиться от навязчивой идеи добиться значительного сокращения курортных зон, чтобы те не мешали им строить свои кластеры, фармфабрики и выставочные комплексы, где им вздумается. Да ещё и хорошим людям помочь легализовать свои объекты, построенные в запретных зонах. Собственно говоря, это ни для кого не является секретом. Не зря же Минкавказ во всех своих вариантах проекта закона о КМВ с таким упорством пытается застолбить эту идею. Но вот то, что под смертельно опасной для Кавминвод идеей подписались сенаторы – это что-то новенькое.

Если ещё раз внимательно прочитать сенаторскую рекомендацию и сравнить её с нормами действующего закона, то становится очевидным, что выполнить её, не выходя за рамки правового поля, абсолютно невозможно. Посудите сами. В постановлении № 1425, на которое ссылаются члены Совета Федерации, чёрным по белому написано, что Правительство Российской Федерации утверждает «границы и режим санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов». Обратите внимание, не муниципальных образований (каковым является город-курорт Кисловодск), а федеральных курортов. К слову сказать, в границы курорта федерального значения Кисловодска входит часть Предгорного района Ставропольского края, а также Малокарачаевского и Прикубанского районов КЧР. Да к тому же, для отдельно взятого курорта утверждается всего один округ, а не округа, как предлагают сенаторы.

Но и это ещё не все протокольные казусы. Для подписантов Протокола № 2, вероятнее всего, будет полной неожиданностью узнать, что границы округов горно-санитарной охраны федеральных курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск уже давным-давно утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14. Примечательно, что именно по настоянию Министерства природных ресурсов РФ в текст указанного постановления тогда был включён пункт о границах округов охраны курортов. И с тех пор охранные курортные зоны никому не позволяют дать себя в обиду. Был, правда, один не в меру энергичный мэр одного из городов-курортов Кавминвод, который пытался в суде оспорить законность установления курортных зон. Но все его затеи оказались пустыми. Пройдя длительный путь судебных разбирательств и дойдя до Верховного суда, он, как говорится, получил от ворот поворот, что и нашло своё отражение в деле Арбитражного суда № А63-2102/2014, с которым не грех было бы ознакомиться и некоторым сенаторам.

Что исполнять? Поручение президента или рекомендацию сенаторов?

Трагикомичность ситуации, которая способна бросить тень на методику спасения Кавказских Минеральных Вод, предлагаемую федеральным центром, заключается ещё в одном обстоятельстве. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина, данного им в сентябре 2016 года по итогам заседания президиума Госсовета «О повышении привлекательности российских курортов», Правительству России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ надлежало в срок до 1 июня 2017 года «обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая границы зон, входящих в состав этих округов». Следовательно, руководитель страны не ставил под сомнение тот факт, что охранные зоны курортов уже давным-давно существуют. Иначе он не потребовал бы вносить информацию о них в Госреестр.

Но тогда не понятно, чем руководствовались сенаторы (разве что за исключением странного желания чиновников Минкавказа), рекомендуя тем же исполнителям подготовить проект правительственного постановления об утверждении курортных зон.

Больным отечественным курортам действительно необходимо лекарство для выздоровления. Но это должно быть проверенное лекарство, учитывающее диагноз больного, и прописанное знающим доктором. Никакая шоковая терапия здесь не поможет. А тем более не следует всерьёз рассматривать вариант лечения по экспериментальной методике. 

Комментарии ()