еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Десять лет стратегии не видать

         В ноябре текущего года исполнится десять лет событию, оказавшему огромное влияние на весь комплекс вопросов, касающихся изучения месторождений минеральных вод, расположенных в курортном регионе КМВ, добычи подземных вод, их промышленного розлива и реализации потребителям. На самом же деле утверждение о том, что данное событие имело место в прошлом и на каком-то этапе его воздействие на окружающую действительность уже прекратилось, будет не совсем верным.

 Как это ни грустно признавать, но негативные последствия от того памятного решения, принятого на высоком правительственном уровне в ноябре 2013 года, продолжают ощущаться во многих сферах деятельности курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Более того, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что их пагубное влияние будет ощущаться ещё довольно продолжительное время.

 

 

Хлопотал Хлопонин о стратегии КМКР

 

         А начиналась эта история довольно буднично и прозаично. 18 ноября 2013 года вице-премьер российского правительства, являвшийся  одновременно полпредом Президента РФ в СКФО,  Александр Хлопонин провёл совещание, в работе которого среди прочих приняли участие замминистра регионального развития РФ Сергей Назаров (в настоящее время он является замминистра экономразвития РФ и курирует развитие Кавказских Минеральных Вод), зампред правительства Ставропольского края Андрей Мурга (личность хорошо известная и в дополнительном представлении не нуждающаяся), а также руководитель АО «Кавминкурортресурсы» Вероника Шустрова, вскоре после этого события лишившаяся своей руководящей должности.

Как принято в подобных случаях, по итогам совещания был подписан протокол № АХ-П13-29пр. Не исключено, что именно наличие в номере протокола «нехорошей» цифры «13» предопределило дальнейшую судьбу утверждённых протокольных поручений. Такое объяснение для многих может показаться удобным, т.к. оно не требует поиска виновных и их злого умысла.

 

 

         Одним из пунктов подписанных Александром Хлопониным поручений Росимуществу совместно с федеральными Минприроды, Минрегионом и Минздравом, а также с Роснедрами, ФАС России, правительством Ставропольского края, АО «КРСК» и АО «Кавминкурортресурсы» надлежало создать рабочую группу по подготовке стратегии развития АО «Кавминкурортресурсы». Результат своего совместного труда рабочая группа должна была представить на утверждение в Правительство Российской Федерации не позднее 31 мая 2014 года.

 

 

         Заранее было оговорено, что в документе стратегического планирования АО «Кавминкурортресурсы» должны быть предусмотрены меры по повышению эффективности деятельности компании и госуправления контрольным пакетом акций предприятия. Отдельно оговаривалась  необходимость включения в стратегию мероприятий по модернизации и ремонту наблюдательных и эксплуатационных скважин, сети минералопроводов, проведению мониторинга. Не забыли также о перспективном развитии месторождений минеральных вод и лечебной грязи региона КМВ, включая проведение геологоразведочных работ и выполнение научных исследований в области рационального использования и сохранения уникальных природных минеральных ресурсов.

 

 

         На этом позитивная часть протокольных поручений заканчивалась. Всему виной оказался пункт 6 (тоже не самая счастливая цифра), в соответствии с которым Минприроды России и Роснедра рекомендовано было «до одобрения Правительством Российской Федерации стратегии развития АО «Кавминкурортресурсы» приостановить проведение аукционов и конкурсов на право пользования недрами (месторождениями минеральных вод и лечебной грязи) в регионе Кавказских Минеральных Вод».

 

 

         После знакомства с таким удивительным документом у специалистов-гидрогеологов возник вполне закономерный вопрос относительно того, как можно заниматься перспективным развитием месторождений, если не будет осуществляться проведение аукционов и конкурсов на право разведки и использования перспективных участков. К слову сказать, ответ на данный вопрос не был получен ими до настоящего времени, что в который уже раз наводит на грустные размышления.

 

 

Роснедра долго запрягало

 

         По странному стечению обстоятельств никто из участников того памятного совещания поначалу всерьёз к большинству полученных поручений не отнёсся. По крайней мере, именно такой вывод напрашивался после анализа действий, предпринятых руководством Роснедра. Почти пять лет оно не вспоминало о пункте 6 протокольного поручения № АХ-П13-29пр.

И только когда Александр Хлопонин покинул пост зампреда федерального правительства, 20 июня 2018 года руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселёв подписал приказ № 244, в соответствии с которым в регионе Кавказских Минеральных Вод приостанавливалось проведение аукционов на право пользования недрами в части минеральных подземных вод и лечебных грязей. Но поражало даже не это, а то, что мораторий намеревались продлить до того момента, пока не утвердят Стратегию развития АО «Кавминкурортресурсы» на период до 2022 года.

 

 

         Присутствие в данной формулировке указания на лечебные грязи выглядело несколько странным. Ведь, как известно, единственным месторождением лечебной грязи в регионе КМВ является озеро Большой Тамбукан. Лицензиями на добычу иловой сульфидной грязи уже давно обзавелись АО «КМКР» (в границах Ставропольского края) и ООО «Бивитекс» (в границах Кабардино-Балкарской Республики). На Тамбуканском озере свободных участков для получения ещё одной компанией третьей лицензии нет. Поэтому так и осталось непонятным, что имели в виду Роснедра, запрещая проведение аукционов на получение новых лицензий на добычу лечебной грязи.

 

 

         Как и предсказывали серьёзные эксперты, ни в мае 2014 года, ни в декабре того же года в правительстве РФ не увидели стратегии развития АО «Кавминкурортресурсы» до 2022 года. Проект такого документа с горем попалам  удалось сверстать только в декабре 2015 года. После этого от разработчика проекта стратегии (в роли которого выступило скандально известное АО «Корпорация развития Северного Кавказа», годом ранее получившее право от лица государства управлять «Кавминкурортресурсами») прозвучали бодрые заверения о том, что в начале 2016 года проект документа обязательно будет утверждён федеральным правительством.

 

 

         Однако вскоре выяснилось, что это была очередная неловкая попытка выдать желаемое за действительное. Проект документа, который вместо отведённых шести месяцев разрабатывали более двух лет,  оказался настолько некачественным и неубедительным, что у него не было никаких шансов быть утверждённым на правительственном уровне. Выход из сложившейся неловкой ситуации был найден довольно оригинальный. 12 января 2016 года совет директоров АО «КРСК» тихо и без лишнего шума проголосовал за утверждение стратегии развития АО «КМКР» до 2022 года, которую эта компания сама же и разработала.

 

 

 

Стратегии нет, но танцы вокруг неё продолжаются

 

         После такого странного способа появления на свет мало кто сомневался, что стратегию развития КМКР ожидает не менее колоритное существование. Подтверждение справедливости данного утверждения не заставило себя долго ждать.

 

 

         В декабре 2018 года руководитель АО «Кавминкурортресурсы» Евгений Левицкий, расхваливая на все лады стратегию развития компании (которой, по сути дела, не существовало), утверждал, что в соответствии с этим документом проводится реконструкция и модернизация инфраструктуры добычи и транспортировки минеральной воды и лечебной грязи, розлив бутилированной минеральной воды, производство препаратов на основе природных лечебных факторов. Он также не преминул заявить о якобы имеющем место создании основ устойчивого развития гидроминералогической базы региона Кавказские Минеральные Воды и решении вопросов по сохранению бальнеологических факторов.

Но больше всего впечатлили следующие его слова: «В настоящее время в соответствии с решением Совета директоров общества ведётся работа по актуализации Стратегии и подготовке её новой редакции в соответствии с текущей экономической ситуацией в целях актуализации её основных финансовых параметров, перечня ключевых мероприятий, предусмотренных Стратегией и сроков их реализации».

 

 

         Насколько серьёзно можно было относиться к произнесённым господином Левицким словам, стало ясно 23 января 2023 года, когда руководитель Роснедра Евгений Петров подписал свой приказ № 23. В нём чёрным по белому записано: «Изложить пункт 1 приказа Федерального агентства по недропользованию от 20.06.2018 г. № 244 в следующей редакции:

 

 

«На период до 31.12.2024 г. в регионе Кавказские Минеральные Воды приостановить:

 

 

- проведение аукционов на право пользования недрами в части минеральных подземных вод и лечебных грязей;

 

 

- предоставление права пользования недрами для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений минеральных подземных вод и лечебных грязей».

 

 

         Надо отдать должное руководителю Роснедра Евгению Петрову, тоже не лишённым чувства юмора. Иначе как объяснить тот факт, что в обосновании необходимости продления ещё на два года моратория он указал «ввиду отсутствия в настоящее время одобренной Правительством Российской Федерации стратегии развития акционерного общества «Кавминкурортресурсы». Не исключено, что руководитель федерального агентства был просто не в курсе, что тот документ, который некоторые энтузиасты называли стратегией развития АО «КМКР», закончил своё действие 31 декабря прошлого года. А иного несмотря на многочисленные обещания и заверения в природе не существует.

 

 

         Получается, если следовать логике разработки предыдущей стратегии, нам придётся подождать ещё примерно десять лет, прежде чем что-то сдвинется с мёртвой точки. Проблема только в том, что за это время может произойти много нехороших событий.

Кто-то, например, попытается подсуетиться и для удобства инвесторов подкорректировать зоны горно-санитарной охраны курортов. Другие, не менее инициативные граждане, не прочь будут  нарисовать красивый мастер-план некоей агломерации КМВ, тем самым создав предпосылки для застройки пока ещё свободных земель. А потом вдруг выяснится, что застроенные территории расположены в аккурат над месторождениями минеральных вод, которые не изучали и не оценивали по причине кем-то введённого моратория.

 

 

         И это не какие-то страшилки, а вполне реальный сценарий развития событий.

 

 

         Но есть ещё один момент, который не даёт покоя многим гидрогеологам, посвятившим лучшие годы своей жизни изучению подземных минеральных вод региона КМВ. В уже упоминавшемся протоколе № АХ-П13-29пр от 18 ноября 2013 года есть пункт 2, на который мало кто обращал внимание. В нем записано: «Считать нецелесообразным приватизацию находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Кавминкурортресурсы» до одобрения Правительством Российской Федерации стратегии развития ОАО «Кавминкурортресурсы».

 

 

         По смыслу данного пункта получается, что, как только стратегию КМКР утвердят, находящийся в собственности государства контрольный пакет компании можно сразу же выставлять на продажу.

 

 

         Поэтому не известно ещё, что лучше: чтобы стратегию развития АО «КМКР» как можно быстрее разработали, тем самым создав предпосылки для приватизации стратегического предприятия, или же, наоборот, как можно дольше оттянуть утверждение стратегического документа, не обращая внимание на возникновение неоправданных рисков существованию курортного региона.

Комментарии ()