еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Дестабилизация приходит извне

Чем ближе к очередным муниципальным (а в перспективе и президентским) выборам, тем активнее кремлёвские идеологи и пропагандисты работают над созданием иллюзии общенародного единства. Именно иллюзии, потому что, анализируя процессы, происходящие в российском обществе, можно сделать вывод: с каждым днём поводов для гражданского противостояния появляется всё больше. И хотя на Ставрополье линия раскола менее заметна, чем в других регионах, желающие посеять смуту уже обозначились.

«Матильду» на Кавказе не ждут

До недавнего времени споры вокруг традиционных ценностей обходили северокавказский регион стороной. Казалось бы, и слава богу, ведь уже сам вопрос о том, какие именно ценности считать традиционными, может стать предметом долгой и безрезультатной дискуссии. Однако на минувшей неделе это идеологическое статус-кво было нарушено выдачей Министерством культуры прокатного удостоверения скандальному фильму «Матильда».

На Ставрополье, как и в других субъектах, входящих в состав СКФО, никаких дискуссий на эту тему не проводилось, очередное творение режиссёра А. Учителя до сих пор всех оставляло равнодушными. Разрешение Минкульта в корне изменило ситуацию. Причём реакция последовала не снизу, со стороны верующей части населения, а сверху.

В частности, накануне глава Чечни Рамзан Кадыров и заместитель председателя правительства Дагестана Анатолий Карибов обратились в Министерство культуры с просьбой о запрете показа фильма в республиках. В свою очередь лидер Ингушетии Юнус-Бек Евкуров высказался за введение цензуры для картин вроде «Матильды», а ингушские кинопрокатчики заявили об отказе подключаться к его демонстрации. Узнав о выдаче разрешения на прокат, Р. Кадыров отметил, что никаких запретов на показ картины в республике не будет, так как её жители просто проигнорируют «безнравственный, бездуховный, аморальный по отношению к своей родине фильм».

Это заявление моментально вызвало бурную полемику в социальных сетях, суть которой сводилась к тому, что чеченский лидер, оказывается, гораздо больший патриот России, готовый отстаивать светлые образы её истории, чем губернаторы центральных – исконно русских – регионов.

Возможно, некоторая доля правды в подобных утверждениях есть, но в реальности картина выглядит несколько иначе. На самом деле в нашей стране собирательный образ «борцов с «Матильдой» представляет собой не что иное, как сильно поредевший правый национально-консервативный фланг политического поля. Вот только учитывая сложные современные реалии, деятельность национальных правых организаций оказалась сведена исключительно к участию в регулярных молитвенных стояниях и крестных ходах.

Голодание с политической мотивацией

Но если в религиозном плане на Ставрополье всё обстоит благополучно и связанные с кинематографом страсти обошли наш край стороной, то в политическом отношении ситуация выглядит иначе. С одной стороны, в свободное от предвыборной борьбы время представители оппозиционных партий действуют у нас зачастую в рамках закона и за редким исключением не вызывают особого раздражения у представителей власти и силовиков. С другой, накануне и в период выборов политическое противоборство неизменно обостряется, выражаясь порой в самых нестандартных формах.

Ещё не был дан официальный старт муниципальной избирательной кампании, как произошёл весьма показательный инцидент, связанный с попыткой группы незарегистрированных кандидатов в депутаты от КПРФ по Предгорному району объявить голодовку. С этой целью они расположились в помещении Дома культуры станицы Ессентукской. Правда, действия протестующих были быстро пресечены сотрудниками полиции, выпроводившими их из здания ДК. Тем не менее произошедшее наглядно продемонстрировало готовность некоторых представителей левых сил использовать в своей борьбе крайние меры.

И словно в подтверждение того, что голодание в сочетании с выдвижением политических требований, становится на Ставрополье своеобразной традицией, прозвучало заявление лидера конкурирующей с КПРФ партии «Коммунисты России» Максима Сурайкина о намерении партийцев объявить с 14 августа бессрочную голодовку в 77 региональных отделениях. Как следует из официального обращения, это должно стать ответом на решение Ставропольского краевого суда, узаконившего отказ в регистрации 42 кандидатов в депутаты Законодательного собрания Северной Осетии-Алании.

Планируется, что федеральное руководство партии будет голодать в московском офисе, партийцам в регионах предложено поддержать акцию на местах. Протест будет продолжаться до тех пор, пока Верховный суд «не примет объективного решения по делу об участии в выборах в РСО-Алания».

Остаётся только добавить, что без скандалов, связанных с единомышленниками г-на Сурайкина, не обходится ни одна предвыборная кампания на Ставрополье. Зачастую эти самые единомышленники приезжают из соседних регионов только для того, чтобы стать объектами очередного скандала, а затем исчезнуть до начала следующей избирательной гонки. Так, в прошлом году один из них – краснодарец Михаил Абрамян – даже заявлял о похищении неизвестными себя любимого, обвиняя в его организации политических оппонентов.

«Красные» сектанты гуру Кургиняна

Естественно, что политическое спокойствие в нашем регионе накануне выборов устраивает далеко не всех. И если представители либерального лагеря пока весьма скромны в агитации, а национал-патриоты находятся в состоянии анабиоза, то радикальные левые активно заявляют о себе. Но так как Ставрополье – край консервативный, где «настоящих буйных» мало, а те, что есть, находятся под присмотром людей в погонах, то для внесения смуты приходится искать активистов со стороны. А пока одни скандалисты готовятся к общероссийской голодовке, другие активно занимаются разжиганием идеологического противостояния в Интернете.

Нашёлся и повод для конфликта: им стала инициатива общественников Кисловодска, поддержанная местной администрацией, связанная с переименованием нескольких центральных городских улиц (подробнее об этом читайте в материале «Война с памятниками или борьба за историю?» http://www.stav-reporter.ru/obshhestvo/borba-za-istoriyu).

И вот спустя два месяца, после того как было объявлено о предстоящем переименовании, в СМИ стали появляться сообщения о якобы имеющих место протестах местных жителей. Учитывая, что курортный сезон в Кисловодске в самом разгаре, а никаких протестных акций в городе не наблюдается, возникает закономерный интерес: кто же всё-таки столь усиленно нагнетает обстановку?

Как выяснилось, корни мифических протестов уходят в социальные сети, точнее, в одну-единственную группу «В контакте», откуда информация мгновенно распространяется по бескрайним просторам Интернета, а затем подаётся с соответствующими заголовками новостными сайтами. Как и следовало ожидать, собственно жителей Ставрополья среди участников группы подавляющее меньшинство. Количество же тех, кто проживает в Кисловодске, вообще мизерное. Однако это не мешает её администраторам делать заявления от имени якобы возмущённых кисловодчан. Возникает вопрос: кто же эти неизвестные защитники народных масс?

Несмотря на то, что имена администраторов и модераторов группы предусмотрительно скрыты, при внимательном изучении становится ясно, что она является детищем крайне левого движения «Суть времени», возглавляемого одиозным политологом Сергеем Кургиняном. Тем самым, который с пеной у рта (в буквальном смысле) обличал либералов на Поклонной горе зимой 2012 г., а позже засветился на юго-востоке Украины, где выступал критиком одного из организаторов обороны Славянска Игоря Стрелкова-Гиркина.

Единомышленники С. Кургиняна не просто ностальгируют по советским временам: у большинства из них искренний восторг вызывает именно сталинский период истории СССР со всеми его мрачными атрибутами – НКВД, ГУЛАГом, «врагами народа» и т.д. По сути, это некое подобие секты с обязательным культом вождя и идеолога в одном лице (выступая в Интернете «гуру» – Кургинян – любит складывать два пальца в стиле христианского святого или проповедника, благословляющего свою «паству»), верой в теорию заговора, объединяющего олигархов, некоторых православных деятелей, неофашистов и современных сторонников Белого движения, и, конечно же, фанатичным желанием построения подобия земного рая в виде возрождённого из небытия СССР.

Инициативу кисловодской общественности адепты Кургиняна восприняли не иначе как начало событий аналогичных тем, что происходят на Украине, а критикуя действия чиновников, они по поводу и без повода употребляют слова типа «власовцы» или «бандеровцы». Видимо, это должно максимально напугать политически наивных россиян, в восприятии которых Ставропольский край должен предстать этаким фашиствующим субъектом РФ.

Культурный фронт или буря в стакане?

Кого только в разное время не обвиняли в попытках дестабилизировать ситуацию на Ставрополье: русских националистов, которых подозревали в скрытом сепаратизме; украинских радикалов, ещё недавно ставивших своей целью включить наш регион в состав Соборной Украины; либеральных политиков, активно забрасываемых яйцами и помидорами...

Из всех перечисленных, пожалуй, только националисты были силой местной, многочисленной, к тому же, имевшей поддержку среди определённой части населения. Потому для борьбы с ними власть не жалела ни сил, ни средств. Все остальные раскачивающие лодку были залётными элементами, мало знакомыми со спецификой нашего региона и абсолютно здесь не преуспевшими.

Глядя на нелепые попытки организации протестов со стороны наследников большевиков, невольно приходишь к выводу о том, что современные левые не просто далеки от ставропольских проблем, но и находятся в ситуации, аналогичной той, в которой оказались национал-консерваторы: пока одни выступают против «Матильды», другие борются с возвращением имён тех, кого до сих пор считают классовыми врагами.

Видимо, иной актуальной повестки дня у кремлёвских политтехнологов ни для правых, ни для левых не предусмотрено.

Комментарии ()