еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Деньги – мусор? Или мусор – деньги?

В последние годы обращение с твёрдыми коммунальными отходами или, проще говоря, вывоз и утилизация мусора стало на зависть прибыльным бизнесом, лишь немного уступающим по доходности нефтяным и золотым промыслам. Деньги в «мусорной сфере» крутятся колоссальные: на разработку проектов и схем обращения с отходами, на проектировку, реконструкцию, рекультивацию полигонов и заводов, вывоз и утилизацию ТКО. И на бесконечные переделки сделанного и исправления неисправленного. И на всё это уходят колоссальные суммы, однако чище в населённых пунктах не становится, да и экологическая обстановка не улучшается.

 

Как уже рассказывал «Ставропольский репортёр», весной этого года Ставрополье «с дружеским визитом» посетила делегация Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России. И «накопали» всякого-разного «добра» по поводу того, что творят в нашем крае «государевы люди», немало.  Мы уже сообщали, в какой ужас и недоумение пришли члены СПЧ, узнав, что происходит с нашими курортами на КМВ: как их беспощадно пилят, раздирают на части, застраивают и загаживают.

Мусорная душегубка

Немало нареканий вызвала и практика обращения с мусором на Ставрополье. Этой теме даже посвящена отдельная глава доклада СПЧ, составившего рекомендации по улучшению положения дел в мусорном бизнесе.

В частности, эксперты ужаснулись  тому состоянию, в котором находится АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» - попросту мусоросжигательный завод. И рекомендовали властям края как можно скорее закрыть эту «помойную Фукусиму».

«Мусоросжигательный завод в г. Пятигорске (в настоящее время - АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс») введён в эксплуатацию в 1987 г. На заводе ежегодно сжигается 157,0 тыс. т отходов, завод оснащён 3 котлоагрегатами «ЧКД-Дукла» (Чехия). Проектная мощность 272,2 тыс. тонн отходов в год. В результате сжигания отходов образуется 25 тонн золошлаковых отходов на каждые 100 тонн сжигаемого мусора. Образующиеся золошлаковые отходы вывозятся на полигон ТБО г. Пятигорска при проведении его рекультивации и на полигон ТБО «Арго» в Предгорном районе.  Основное оборудование АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» морально и физически устарело, требует капитального ремонта и замены, - сказано в докладе. - В связи с чем СПЧ при президенте настоятельно рекомендовал правительству Ставропольского края рассмотреть вопрос о прекращении деятельности АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» как устаревшего объекта, являющегося источником загрязнения, который создаёт социальную напряжённость на территории КМВ», - говорится в итоговом документе.

И ремарка про социальную напряжённость в докладе СПЧ не случайна. Потому как выяснилось, что к федеральным гостям  поступило обращение жителей Пятигорска с жалобой на то, что без проведения обсуждения с жителями в Роспотребнадзоре проходит согласование  проекта радикального  сокращения санитарно-защитной зоны предприятия.

Совет же по правам человека, ознакомившись с проектом, счёл его антигуманным, поскольку сокращение санитарно-защитной зоны опасного объекта, технология которого не модернизировалась с 1987 г., недопустимо. «Отсутствие обсуждения подобного проекта с населением создаёт почву для протестов. Необходимо установить правомочность такого сокращения, оценить наличие и достаточность мониторинга загрязнения, проводимого предприятием», - сделал вывод СПЧ. И рекомендовал Роспотребнадзору и Росприроднадзору провести проверку деятельности АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» и оценить правомочность сокращения санитарно-защитной зоны предприятия.

Бракоделы по отходам

Немало вопросов у членов комиссии СПЧ вызвали утилизации и переработки отходов.  По данным СПЧ, доработанная территориальная схема обращения с отходами (ТСО) выполнена с нарушениями. 

«Территориальная схема обращения с отходами (ТСО) Ставропольского края утверждена постановлением правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 г. №408-п и была актуализирована в 2019 г. постановлением от 24 декабря 2019 г. №594-п. В 2018 г. в крае было образовано 2092278,33 тонн отходов всех классов опасности, среди них твёрдых коммунальных отходов - 1232961, 93 тонны. ТСО прогнозирует постоянный рост объёмов образования отходов на срок реализации ТСО до 2030 года, что является прямым нарушением требований п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В ТСО также отсутствуют такие целевые показатели, как максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования.

Игнорирование приоритетов государственной политики привело к ошибочным принципам построения ТСО, исключив высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами. ТСО не предусмотрены мероприятия по реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами, что также является нарушением п. 2. ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», - говорится в докладе СПЧ. 

В ТСО, отмечают члены комиссии, отсутствуют такие целевые показатели, как максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования. 

«Игнорирование приоритетов государственной политики привело к ошибочным принципам построения ТСО, исключив высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами», - подчёркивается в докладе. В общем, получается, что всю схему нужно переделывать. А та, что действует сейчас, – так называемый производственный брак.

На одни и те же грабли

Любопытно, что на разработку первоначальной схемы, которую приняли в 2016 году, ООО «СА Экотех» получило от министерства ЖКХ региона, которым руководит Роман Марченко, 5,5 млн рублей. Однако разработанное «детище» оказалось нежизнеспособным и его пришлось переделывать и корректировать уже «по ходу пьесы». Причём на корректировку ТСО (которая, по мнению комиссии СПЧ, также  никуда не годится) в 2019 году ушло 12 млн бюджетных рублей. То есть в 2,5 раза больше, чем на разработку.

Как пояснял тогда заместитель министра ЖКХ Ставропольского края Богдан Забелин, корректировка была вынужденной.

«В 2019 году одним из мероприятий по реализации нацпроекта «Экология» в Ставропольском крае действительно стала корректировка «Территориальной схемы обращения с отходами», в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, которая была создана в 2016 году. Почему это обошлось дороже, чем начальная версия? Потому что до 1 января 2020 года все регионы обязаны разработать помимо «Территориальной схемы обращения с отходами» также её электронную модель. Это самостоятельный, сложный, информационно очень ёмкий электронный продукт. В нём, в частности, аккумулированы данные обо всех источниках образования отходов и местах их накопления (в крае 14 тысяч контейнерных площадок и 22 тысячи контейнеров), обнаруженных свалках, объектах обращения с отходами – существующих и планируемых к созданию в перспективе нескольких лет, о логистике отходов, пунктах приёма вторсырья и другое. По сути новая версия терсхемы станет отражением понимания настоящего и будущего отрасли по обращению с отходами в Ставропольском крае», - заявил тогда чиновник.

Но вот теперь выясняется, что и откорректированная схема никуда не годится и, по мнению СПЧ, «требует немедленного пересмотра».

То есть уже истраченные на неё 17,5 млн рублей оказались выброшенными в топку. И бюджету вновь придётся выделять миллионы, если не десятки миллионов на исправление бездарных ошибок ставропольских чиновников. Впрочем, можно предположить, что эти ошибки – намеренные. Ведь каждая корректировка – это обязательный тендер на Госзакупках. А «делать деньги» на мутных схемах конкурсов обитатели высоких кабинетов научились не хуже, чем профессиональный акробат – сальто.

Что же, видимо, придётся ждать от краевых чиновников новых бюджетных трат. Ибо из своего кармана оплачивать своё же бракодельство они не приучены.

Услышат ли чиновники?

Кроме того, у совета возникли большие сомнения насчёт того, что краевые чиновники, ответственные за мусорную сферу края, предоставляют в инстанции правдивые сведения. И рекомендовал Роспотребнадзору и Росприроднадзору РФ «провести проверку достоверности государственных статистических отчётов 2ТП (отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их класса  опасности и количества, а также правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля движения опасных отходов до заключительной стадии - размещения, обезвреживания, утилизации  опасных отходов».

Также Совет направил  в Минприроды России и  ППК «Российский экологический оператор» рекомендации провести проверку соответствия территориальной схемы Ставропольского края требованиям Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А в Генеральную прокуратуру России просьбу провести «проверку исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в Ставропольском крае, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере органами исполнительной власти всех уровней».

Рекомендации же, выданные СПЧ правительству края, куда более обширные. Это  приведение регионального «мусорного» законодательства и нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными законами и НПА;  внедрение процессов по максимальному использованию сырья и материалов, предотвращению образования отходов, а также по сокращению образования и снижению класса опасности отходов в местах их образования; разработка региональной программы  поэтапного сокращения оборота неизвлекаемых и трудноперерабатываемых одноразовых пластиковых товаров, тары и упаковки (включая пакеты) во всех территориях края и многое другое.

Только вот что будет выполнено из перечня этих рекомендаций – вопрос, остающийся без ответа.

Комментарии ()