Как уже рассказывал «Ставропольский репортёр», весной этого года Ставрополье «с дружеским визитом» посетила делегация Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России. И «накопали» всякого-разного «добра» по поводу того, что творят в нашем крае «государевы люди», немало. Мы уже сообщали, в какой ужас и недоумение пришли члены СПЧ, узнав, что происходит с нашими курортами на КМВ: как их беспощадно пилят, раздирают на части, застраивают и загаживают.
Мусорная душегубка
Немало нареканий вызвала и практика обращения с мусором на Ставрополье. Этой теме даже посвящена отдельная глава доклада СПЧ, составившего рекомендации по улучшению положения дел в мусорном бизнесе.
В частности, эксперты ужаснулись тому состоянию, в котором находится АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» - попросту мусоросжигательный завод. И рекомендовали властям края как можно скорее закрыть эту «помойную Фукусиму».
«Мусоросжигательный завод в г. Пятигорске (в настоящее время - АО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс») введён в эксплуатацию в
И ремарка про социальную напряжённость в докладе СПЧ не случайна. Потому как выяснилось, что к федеральным гостям поступило обращение жителей Пятигорска с жалобой на то, что без проведения обсуждения с жителями в Роспотребнадзоре проходит согласование проекта радикального сокращения санитарно-защитной зоны предприятия.
Совет же по правам человека, ознакомившись с проектом, счёл его антигуманным, поскольку сокращение санитарно-защитной зоны опасного объекта, технология которого не модернизировалась с
Бракоделы по отходам
Немало вопросов у членов комиссии СПЧ вызвали утилизации и переработки отходов. По данным СПЧ, доработанная территориальная схема обращения с отходами (ТСО) выполнена с нарушениями.
«Территориальная схема обращения с отходами (ТСО) Ставропольского края утверждена постановлением правительства Ставропольского края от 22 сентября
В ТСО также отсутствуют такие целевые показатели, как максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования.
Игнорирование приоритетов государственной политики привело к ошибочным принципам построения ТСО, исключив высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами. ТСО не предусмотрены мероприятия по реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами, что также является нарушением п. 2. ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», - говорится в докладе СПЧ.
В ТСО, отмечают члены комиссии, отсутствуют такие целевые показатели, как максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования.
«Игнорирование приоритетов государственной политики привело к ошибочным принципам построения ТСО, исключив высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами», - подчёркивается в докладе. В общем, получается, что всю схему нужно переделывать. А та, что действует сейчас, – так называемый производственный брак.
На одни и те же грабли
Любопытно, что на разработку первоначальной схемы, которую приняли в 2016 году, ООО «СА Экотех» получило от министерства ЖКХ региона, которым руководит Роман Марченко, 5,5 млн рублей. Однако разработанное «детище» оказалось нежизнеспособным и его пришлось переделывать и корректировать уже «по ходу пьесы». Причём на корректировку ТСО (которая, по мнению комиссии СПЧ, также никуда не годится) в 2019 году ушло 12 млн бюджетных рублей. То есть в 2,5 раза больше, чем на разработку.
Как пояснял тогда заместитель министра ЖКХ Ставропольского края Богдан Забелин, корректировка была вынужденной.
«В 2019 году одним из мероприятий по реализации нацпроекта «Экология» в Ставропольском крае действительно стала корректировка «Территориальной схемы обращения с отходами», в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, которая была создана в 2016 году. Почему это обошлось дороже, чем начальная версия? Потому что до 1 января 2020 года все регионы обязаны разработать помимо «Территориальной схемы обращения с отходами» также её электронную модель. Это самостоятельный, сложный, информационно очень ёмкий электронный продукт. В нём, в частности, аккумулированы данные обо всех источниках образования отходов и местах их накопления (в крае 14 тысяч контейнерных площадок и 22 тысячи контейнеров), обнаруженных свалках, объектах обращения с отходами – существующих и планируемых к созданию в перспективе нескольких лет, о логистике отходов, пунктах приёма вторсырья и другое. По сути новая версия терсхемы станет отражением понимания настоящего и будущего отрасли по обращению с отходами в Ставропольском крае», - заявил тогда чиновник.
Но вот теперь выясняется, что и откорректированная схема никуда не годится и, по мнению СПЧ, «требует немедленного пересмотра».
То есть уже истраченные на неё 17,5 млн рублей оказались выброшенными в топку. И бюджету вновь придётся выделять миллионы, если не десятки миллионов на исправление бездарных ошибок ставропольских чиновников. Впрочем, можно предположить, что эти ошибки – намеренные. Ведь каждая корректировка – это обязательный тендер на Госзакупках. А «делать деньги» на мутных схемах конкурсов обитатели высоких кабинетов научились не хуже, чем профессиональный акробат – сальто.
Что же, видимо, придётся ждать от краевых чиновников новых бюджетных трат. Ибо из своего кармана оплачивать своё же бракодельство они не приучены.
Услышат ли чиновники?
Кроме того, у совета возникли большие сомнения насчёт того, что краевые чиновники, ответственные за мусорную сферу края, предоставляют в инстанции правдивые сведения. И рекомендовал Роспотребнадзору и Росприроднадзору РФ «провести проверку достоверности государственных статистических отчётов 2ТП (отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их класса опасности и количества, а также правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля движения опасных отходов до заключительной стадии - размещения, обезвреживания, утилизации опасных отходов».
Также Совет направил в Минприроды России и ППК «Российский экологический оператор» рекомендации провести проверку соответствия территориальной схемы Ставропольского края требованиям Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А в Генеральную прокуратуру России - просьбу провести «проверку исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в Ставропольском крае, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере органами исполнительной власти всех уровней».
Рекомендации же, выданные СПЧ правительству края, куда более обширные. Это приведение регионального «мусорного» законодательства и нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными законами и НПА; внедрение процессов по максимальному использованию сырья и материалов, предотвращению образования отходов, а также по сокращению образования и снижению класса опасности отходов в местах их образования; разработка региональной программы поэтапного сокращения оборота неизвлекаемых и трудноперерабатываемых одноразовых пластиковых товаров, тары и упаковки (включая пакеты) во всех территориях края и многое другое.
Только вот что будет выполнено из перечня этих рекомендаций – вопрос, остающийся без ответа.
Комментарии ()