еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Демарш битых «Газелей» и дырявых ПАЗиков

В начале нынешней недели в Ставрополе случился очередной «упс», связанный с общественным транспортом, который без конца преподносит горожанам сюрпризы. Причём сюрпризы не самые приятные.

Все, наверное, помнят, как в минувшие снегопады ставропольцы часами толпились на остановках в ожидании маршруток, которые просто не вышли на линию по причине плохой погоды. Да, вина в транспортном коллапсе в основном лежит на дорожных службах, чистивших улицы через пень-колоду. Но это только один фактор.

Хромой автопарк

Второй – добрая половина шныряющих по проезжим частям ПАЗиков и «Газелей» ездят на лысой резине с неотлаженной тормозной системой, стёртыми до основания колодками, да и кузова львиной доли маршруток находятся в таком состоянии, что могут развалиться на скользкой дороге. Точно так же весь этот автохлам, составляющий львиную часть автопарка пассажирских перевозок краевого центра, по традиции, словно корова слизывает с улиц языком в дни проведения специализированных рейдов по проверке технического состояния транспортных средств и состояния здоровья людей, ими управляющими.

Вот и 5 апреля горожане, спешившие утром на работу, учёбу, в поликлинику и т.д., с изумлением узрели на стёклах маршруток мини-баннеры с «радостным известием», что проезд для жителей Ставрополя подорожал. Причём нехило так подорожал – сразу на пять рублей. И такая наглость не могла не вызвать возмущения горожан – ведь не далее как в январе  этого года перевозчики уже поднимали таксу на проезд на три рубля. И «снова здорово».

Сами маршрутчики, естественно, кивали на возросшие цены на топливо, запчасти, техобслуживание автомобилей и прочие накладные расходы. Мол, всё растёт в цене, а выручка падает. Вроде бы справедливо, если бы не одно «но».

Транспортная анархия

Выручка падала и будет падать у ставропольских маршрутчиков по одной простой причине – в городе произошло перенасыщение «Газелями» и ПАЗами, количество перевозчиков превышает все разумные пределы. И «покатушки» с одним-двумя пассажирами в салоне - явление привычное.

 Отсюда и масса транспортных проблем краевого центра: колоссальная загруженность проезжих частей, бесконечные ДТП с участием пассажирского транспорта – каждый житель города ежедневно становится свидетелем «увлекательного» состязания: кто кого обгонит на дороге в надежде подобрать побольше пассажиров. При этом нельзя не отметить и ещё один парадокс: в основной своей массе маршрутки толкутся либо в центре города, либо в крупных спальных районах. А вот уехать на окраины Ставрополя или выбраться оттуда – задача не из простых. Как не из простых и задача сесть в маршрутку после восьми вечера. В это время они все отправляются «на прикол» до новых утренних гонок.

В этом плане в городе царит полнейшая анархия: не контролируются ни количество, ни качество транспортных средств, осуществляющих перевозки, ни распределение их по маршрутам, ни график работ. Каждый маршруточник – сам себе хозяин. Его главная задача – насшибать столько денег, чтобы хватило на ГСМ, аренду и, разумеется, себе, а дальше – хоть трава не расти. Услуги, сервис? Не, не слышали. Да и вряд ли услышим в ближайшее время.

Восхитители велосипедов

На днях на глаза попался прелюбопытный документ, принятый в конце марта Думой и мэрией Ставрополя. Называется он «Стратегия развития города до 2035 года».  Есть в нём и раздел, посвящённый решению транспортных проблем города. Среди болевых точек авторы стратегии назвали следующие: недостаточный уровень цифровизации инфраструктуры, загруженность улично-дорожной сети, отсутствие ближнего транспортного обхода вокруг города.

Решения предлагаются весьма спорные, надо сказать. Замена ржавых битых маршруток большими автобусами, увеличение количества троллейбусов, развитие новых троллейбусных направлений. Забудьте. Это старо и не креативно.

По мнению ставропольских властей, от пробок, высокой загазованности, ДТП с перебоями в работе перевозчиков  город спасёт велосипед. Да-да, именно так и написано в документе: «Ограниченная пропускная способность улично-дорожной сети и бурная автомобилизация, особенно в районах с плотной застройкой, заставляют искать новые возможности борьбы с пробками и высокой загазованностью, объявив приоритетом высокую мобильность населения. В этих условиях единственно верным и очевидным решением является развитие велосипедного транспорта. Одновременно с этим необходимо развитие сервисов шеринга, что позволит горожанам повысить локальную городскую мобильность и избегать пользования личными автомобилями на короткие расстояния.

Только совокупно с развитием связанной и целостной системы велодорожек, велополос и велошоссе данная мера позволит значительно разгрузить транспортную сеть Ставрополя, сделает город более привлекательным и пригодным для жизни».

Идиотизм затеи с пересадкой горожан поголовно на велосипеды без учёта возраста, сезона, сложного рельефа города даже обсуждать не хочется.

А хочется посмотреть, что же ещё предлагают наши стратеги для развития транспортной системы. Честно говоря, не густо. Увеличить число умных светофоров с 10  до 200 к 2035 году, заменить остановки на современные с навигационными табло, которые будут показывать маршруты движения общественного транспорта; на остановках будет бесплатный Wi-Fi, USB-порты для зарядки гаджетов, терминалы для оплаты услуг, банкоматы, киоски «Кофе с собой».

Кроме того, планируется внедрить систему распознавания лиц и увеличить количество платных парковок. Про закупки комфортабельных автобусов и троллейбусов, повторюсь, ни слова. Так что маршрутчикам-анархистам бояться конкуренции, собственно говоря, нечего. А потому можно творить что левая пятка пожелает. Альтернативы-то им всё равно нет и не предвидится.

«Пятак» раздора

Но вернёмся к повышению цены на проезд на пять рублей. Как оказалось, возможность самостоятельно устанавливать стоимость проезда у перевозчиков появилась в 2018 году. Администрация города, которая обладала полномочиями по организации перевозок, дала им такое право. Ставропольское УФАС долго боролось с этим и в первой половине 2020 года победило - мэрия приняла документ о том, что с 31 декабря 2020 года перевозки в Ставрополе должны будут осуществляться по регулируемым тарифам.

Но за месяц до этого срока полномочия по организации пассажирских перевозок были переданы министерству дорожного хозяйства и транспорта. Постановления администрации были отменены, а новый организатор перевозок в Ставрополе не разработал регулирующие документы. Именно этой лазейкой воспользовались предприниматели.

Тем не менее разовое повышение тарифов вызвало вопросы у антимонопольных органов. Как пояснил глава ставропольского УФАС Сергей Никитин, такое действие по закону «О защите конкуренции»     квалифицируются как сговор. Коротко это называется «картель».

Ставропольское УФАС направило перевозчикам предостережения и проводит проверку. Если факт сговора будет доказан, виновные лица будут привлечены к административной ответственности, а доход, полученный незаконным путём, перейдёт в федеральный бюджет.

Свою проверку начала и прокуратура.

«Прокуратурой Ставропольского края организована проверка по факту увеличения некоторыми перевозчиками тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам г. Ставрополя. В ходе проверки будет дана оценка соблюдению требований федерального законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. По результатам будет решён вопрос о принятии мер прокурорского реагирования», - сообщили в надзорном ведомстве.

Статус-кво

Впрочем, шиковали маршрутчики недолго – всего пару дней. Поскольку уже к вечеру 6 апреля они решили (вернее, их обязали) восстановить статус-кво, вернувшись к прежнему прайсу.

Об этом журналистам сообщил заместитель начальника отдела транспортного контроля за автомобильными перевозками Николай Трубицин.

«Перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, приняли решение не изменять тариф по повышению, вернуться к прежней стоимости», — отметил он.

Однако это не повод горожанам радоваться, потому что в любой момент ситуация может откатиться назад, а цены ещё могут быть повышены. Как сообщил представитель миндора, перевозчики имеют право вносить изменения в тариф самостоятельно. Для этого нужно не менее чем за 30 дней до даты изменения уведомить министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, владельцев остановочных пунктов и пассажиров путём размещения информации в транспорте и на остановках.

 «Перевозчикам было рекомендовано в случае, если есть намерение изменить тариф, прикладывать соответствующие документы с обоснованием тарифа с учётом рентабельности перевозок по каждому маршруту раздельно, — пояснил Трубицин. – По подтверждённым фактам к тем, кто увеличил тарифы самостоятельно, будут применены меры административного воздействия».

Импотенция власти

За всеми этими правильными словами представителя миндора угадывается одно – правовой вакуум, взращённый на импотенции власти. Она просто устранилась от решения транспортных проблем, проведения настоящей, а не на бумаге реформы, от государственного подхода к этому важнейшему сегменту социальной инфраструктуры.

Летом 2018 года ряд экспертов били тревогу по поводу недальновидного решения администрации Ставрополя о тарифах, которые для коммерческого транспорта стали нерегулируемыми, т.е. город практически самоустранился от решения вопроса по цене за проезд.

Теперь из-за изменений законодательства эта обязанность ушла краевому министерству транспорта, которое, как выяснилось, тоже мышей не ловит и за время своего руководства маршруточниками прохлопало второе за три месяца повышение цен на проезд.

Такие финты коммерсантов в очередной раз доказывают необходимость развития муниципального (государственного) общественного транспорта обязательно большой вместимости и с чётким графиком и временным интервалом движения.

Однако кто будет воплощать эту реформу, совершенно не понятно. Ведь не зря же про наше чиновничество метко сказал кто-то из сатириков: «Их набрали как верных, а вы требуете с них как с умных».

Комментарии ()