еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Чудна казна российская

Удивительные вещи происходят вокруг наполнения и расходования средств бюджета нашей страны. Когда денег в него поступало мало, единственным способом исполнить взятые на себя социальные обязательства государство видело в повышении налогов. Но когда денег стало много, так, что из года в год депутаты утверждают профицитный бюджет (это когда налогов собирается столько, что потратить все деньги государство оказывается не в состоянии), всё равно повышают налоги. Например, такой «тяжёлый» для экономики страны, как НДС. При этом значительная часть полученных искусственным образом «лишних» денег вкладывается в ценные бумаги иностранных государств, заботясь, таким образом, о развитии чужой, а не своей экономики. Логичным (но не совсем правильным) следствием такого творческого подхода к расстановке приоритетов стало повышение пенсионного возраста, «оптимизация» системы здравоохранения и повсеместное внедрение платных услуг для населения.

Непонятная приватизация на фоне профицита бюджета

В конце ноября 2019 года депутаты Госдумы России утвердили бюджет страны на 2020 год. Согласно этому документу, доходы федерального бюджета в следующем году составят 20,4 трлн рублей, а расходы – 19,5 трлн рублей. Следовательно, неизрасходованными окажутся 876 млрд рублей, которые и составят бюджетный профицит. По данным Минфина России, профицит бюджета-2019 будет никак не меньше 1 трлн 932 млрд рублей. Только за два года в федеральной казне оказалось примерно 3 трлн рублей, которые правительство страны не знает, как применить с пользой для российской экономики.

Учитывая это, трудно понять логику наших министров и депутатов, посчитавших, что в условиях изобилия денежных средств их количество необходимо дополнительно приумножить за счёт передачи в частные руки госпредприятий. В соответствии с утверждённым планом приватизации, в 2020 году государство рассчитывает избавиться от целого ряда предприятий. Причём назвать их проблемными активами нельзя ни при каких условиях.

Тем не менее федеральное правительство намеревается в ближайшее время выставить на торги 61,2% акций «РусГидро», 100% – «Совкомфлота», 78,55% – «Транснефти», 45,04% – «Ростелекома», 88,04% – «Россети» и 50% плюс одна акция «Объединённой зерновой компании» (ОЗК). За всё про всё власти страны намереваются выручить в 2020 году порядка 13 млрд рублей. По крайней мере, именно такая сумма фигурирует в бюджете на следующий год.

Уже после утверждения плана приватизации на 2020-2022 годы появилась информация, что этот список решили немного расширить. Так, Минэнерго заявил о подготовке закона о приватизации газовых сетей. Несмотря на опасения некоторых депутатов и сенаторов, что в результате передачи газовых сетей в частные руки тарифы на газ для населения неизбежно вырастут, этот законопроект имеет все шансы быть утверждённым.

В начале декабря 2019 года в Правительстве России состоялось специальное совещание, на котором обсуждали идею передачи частникам 10% акций «Российских железных дорог». Кстати говоря, «Аэрофлот» и авиакомпанию «Победа», по некоторым сведениям, ожидает та же участь. Но если от государственных компаний президент страны Владимир Путин не мог получить вразумительного ответа о формуле ценообразования на билеты, то кто тогда сможет умерить амбиции частника? Стало быть, последствия данной приватизации также могут больно ударить по карману рядовых граждан.

Действуем по рекомендациям МВФ?

Возникает вопрос: «А так ли необходима сейчас России новая волна приватизации?» Кроме бюджетного профицита в 3 трлн рублей, наша страна обладает внушительными золотовалютными резервами, которые составляют 543 млрд долларов (или 34,5 трлн рублей по текущему курсу). Есть ещё фонд национального благосостояния, размер которого по состоянию на 1 ноября 2019 года приблизился к 8 трлн рублей.

В сумме эти три источника в два с лишним раза превышают доходную часть бюджета-2020. Располагая такими огромными ресурсами, надеяться, что вырученные от приватизации десятки (или пусть даже сотни) миллиардов рублей могут сколь-нибудь заметным образом повлиять на сложившуюся ситуацию, – было бы верхом наивности.

Существует ещё одно обстоятельство, которое заставляет более пристально посмотреть на предложение правительства распродать госпредприятия. Тот же «Совкомфлот» представляет собой довольно успешную компанию. За девять месяцев текущего года её прибыль составила 117 млн долларов. Прибыль ПАО «Транснефть» за 2018 год превысила 225 млрд рублей. Чистая прибыль ПАО «Ростелеком» в прошлом году составила 15 млрд рублей.

При этом, по действующим правилам, 50% полученной прибыли госкомпании должны направлять на выплату дивидендов и перечислять в казну (основному своему акционеру). За девять месяцев 2019 года госкомпании перечислили в бюджет более 500 млрд рублей в виде дивидендов. Поэтому неудивительно, что предложение о приватизации крупных компаний с госучастием эксперты сравнивают с желанием зарезать курицу, несущую золотые яйца. Эта идея настолько абсурдна, что не поддаётся никакому экономическому обоснованию.

Единственным логическим объяснением происходящего можно назвать стремление федерального правительства снизить к 2024 году долю государства в российской экономике с текущих 47% до 42%, как это настойчиво рекомендуют МВФ и Всемирный банк. Но в таком случае не понятно, зачем проводить приватизацию госактивов в то время, когда их стоимость заметно упала? Если уж так кому-то приспичило выставить государственные предприятия на торги, то не лучше бы было дождаться подорожания их акций, чтобы не повторять ошибок 1995 года и не распродавать госсобственность за гроши? Правда, может статься и так, что именно этого добиваются инициаторы очередной волны приватизации: и заграничных советников не огорчить, и лакомые куски общенародной собственности по «правильным» карманам рассовать.

На фантазии проходимцев денег не жалко

С расходованием средств федерального бюджета дела также обстоят не лучшим образом. Иное решение о выделении госфинансирования выглядит настолько странным и не поддающимся логическому объяснению, что просто диву даёшься.

Вот, например, не только в нашей стране, но и далеко за её пределами все прекрасно знают персонажа по фамилии Чубайс. Правда, при этом никто толком не может понять, чем, кроме осваивания средств федерального бюджета, занимается возглавляемое им Роснано. За 12 лет существования данной госкорпорации «роснанист» Анатолий Чубайс вместе со своими помощниками получил из бюджета около 100 млрд рублей. Но ни одной прорывной технологии, ни одного образца современного оборудования Роснано так и не смогло предъявить публике. И здесь проблема заключается не в излишней скромности Анатолия Борисовича. Просто показать нечего.

Однако, вместо того чтобы прикрыть эту шарашкину контору и примерно наказать всех проходимцев, причастных к разбазариванию бюджетных средств, правительство приняло решение о выделении Корпорации «Роснано» 20 млрд рублей в обмен на её обещание разработать искусственный интеллект. Но и это ещё не всё. Господин Чубайс надеется, что специально для него создадут новый Фонд развития цифровой экономики, в который из казны перечислят не менее 1,5 млрд рублей.

Нетрудно догадаться, что в дальнейшем произойдёт с данным фондом. Как и с искусственным интеллектом. Ведь, для того чтобы создать его, необходимо для начала свой собственный иметь. И не такой, который заточен на изобретение хитроумных схем по нанесению вреда российской экономике, причём за бюджетные средства. Как тут не вспомнить фразу, произнесённую Анатолием Чубайсом, на одной из экономических тусовок: «Бизнес – это про «бабки», а не про страну». А уж «рубить бабки» Анатолий Борисович научился, как никто другой.

Пугать бизнес опасно

Не все экономисты согласны с тем, что действующая сейчас модель наполнения государственной казны и расходования бюджетных средств является безупречной. Очень много нареканий вызывает система налогообложения, которая явно сдерживает развитие экономики и делает отечественную продукцию менее конкурентоспособной на внешнем рынке.

Однако, вместо того чтобы снизить налоговое бремя и дать возможность развиваться бизнесу (особенно малому и среднему), государство приняло решение о повышении в 2020 году налоговой нагрузки на него ещё на 5%. Как показывает опыт, ничего хорошего от этого ждать не приходится. Уже сейчас, по оценкам экспертов рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги», примерно 13 млн россиян (т.е., каждый пятый трудоспособный житель нашей страны) работают в теневом секторе и не платят никаких налогов. В результате этого недополученный доход бюджетов всех уровней составляет порядка 3 трлн рублей, из которых 0,9 трлн руб. – неуплата налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 2 трлн рублей – не перечисленные во внебюджетные фонды страховые взносы.

Нельзя сказать, что о наличии такой проблемы не знают в правительстве страны. Знают, но только выводов правильных из этого не делают. По подсчётам Минэкономразвития, за последний год вследствие ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тысяч юридических лиц. Почти все они относились к субъектам малого и среднего предпринимательства.

 В качестве причины прекращения своей деятельности они указали повышение НДС с 18% до 20%, отмену пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системе налогообложения или на едином налоге на вменённый доход (ЕНВД). Эксперты полагают, что значительная часть из этих сотен тысяч предприятий просто перекочевала в теневой сектор, рассчитывая таким образом удержаться на плаву. Можно даже не сомневаться в том, что очередное повышение налогового бремени в 2020 году только увеличит количество таких перебежчиков, что, в свою очередь, негативно отразится на пополнении бюджета.

Так, может быть, пора уже заканчивать играть в кошки-мышки и выстроить наконец-то нормальную модель наполнения и расходования бюджетных средств?

Комментарии ()