еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Что загрузили, то и везём

Транспортная реформа, стартовавшая в краевом центре год назад, похоже, провалилась практически по всем фронтам. После того как полномочия по регулированию пассажирских перевозок из рук в руки были переданы городской администрацией министерству дорожного хозяйства и транспорта СК, в этом вопросе так и не было найдено системного решения. И воцарились некий хаос и непредсказуемость.

 

Исчезновение привычных горожанам маршрутов, судебные войны перевозчиков с миндором и друг с другом, перекраивание втихую маршрутных линий, ставший уже привычным внезапный тотальный невыезд на маршрут перевозчиков, перманентное повышение стоимости проезда и даже уголовное дело в отношении замминистра миндора за якобы подтасовку результатов во время тендера по выбору перевозчиков – вот, пожалуй, самые яркие «плоды» пресловутой транспортной реформы.

 

 

Обещать – не значит жениться

 

А ведь как всё хорошо начиналось, какие сладкие обещания раздавали ставропольцам реформаторы. И что подвижной состав общественного транспорта будет полностью заменён на новые и суперкомфортабельные автобусы и маршрутки, что график работы и расписание движения будут доступны всем и каждому жителю и гостю города, в приложениях на смартфонах, на информационных табло на остановках, и транспорт отныне будет ходить, как часы… Но обещать - не значит жениться, и вместо беспроблемного передвижения по городу мы получили нервотрёпку и столпотворение на остановках.

 

И ныне горожане вынуждены гадать: удастся ли им сегодня уехать на работу, с работы или придётся толпиться по часу на остановке, потому что перевозчики решили устроить себе незапланированные выходные?

 

Такая ситуация, когда общественного транспорта на улицах, как говорится, днём с огнём не сыщешь, для Ставрополя – не редкость. Особенно в выходные или праздничные дни, а тем более – вечером. Никаких графиков и расписаний перевозчики не придерживаются, а выходят на линию «по настроению».

 

Это выявила прокурорская проверка, результаты которой надзорное ведомство опубликовало 12 декабря. Проверку прокуратура проводила по многочисленным жалобам горожан, которые были возмущены тем, что общественный транспорт в Ставрополе просто забил на свои обязанности.

 

«В 2022 году министерством дорожного хозяйства и транспорта СК по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам в границах городского округа г. Ставрополя выданы 23 свидетельства.

 

В ходе проверки работниками прокуратуры установлено, что в период с 25 ноября по 06 декабря 2022 г. по ряду маршрутов победители открытого аукциона допустили полные невыходы пассажирского транспорта на линии в количестве 109 единиц транспорта ежедневно.

 

Кроме того, перевозчиками допущены факты неполных выходов пассажирских транспортных средств по регулярным маршрутам. Так, в период с 25 по 30 ноября 2022 г. при предусмотренном ежедневном выходе транспортных средств в количестве 1143 единиц 40% пассажирского транспорта отсутствовали на линиях, с 01 по 06 декабря 2022 г. при предусмотренном количестве 1156 единиц 37 % пассажирского транспорта отсутствовали на линиях», - сообщает краевая прокуратура.

 

 В связи с выявленными нарушениями прокуратура Ставропольского края внесла представление первому заместителю председателя правительства Ставропольского края Андрею Хлопянову и пообещала следить, насколько оперативно и качественно оно будет исполнено.

 

 

Минус на минус не дал плюс

 

Единственным жирным плюсом, который себе в копилку достижений может положить краевой миндор, нужно назвать, хотя и с оговоркой, практически полное исчезновение с маршрутов колымаг, которые несколько лет назад наводняли улицы города и лишь по недоразумению назывались пассажирским транспортом. Полуразваливающиеся «Газели», дребезжащие и держащиеся на честном слове ПАЗики сейчас практически не встречаются в автомобильном потоке.

 

Но есть и исключения. Например, перевозчик, оказывающий услуги по маршруту 32-А, видимо, так прикипел душой к «шедевру» советского автомобилестроения автобусам ПАЗ, что никак не может с ними расстаться. Львиная доля автопарка, обслуживающая этот маршрут – всё те же «старые добрые» ПАЗики, ездящие, как поётся в песне, «на честном слове и на одном крыле».

 

В остальном пока что транспортная реформа даёт только минусы, которые вопреки законам математики так и не превращаются в плюс. Что касается информирования о движении транспорта, изменениях в графике и маршруте, тут всё очень печально.

 

На остановках общественного транспорта до сих пор красуются таблички с номерами маршрутов, интервалом их движения, началом и окончанием работы, которые якобы можно здесь дождаться. Почему якобы? Да потому что некоторых из них уже нет в природе, а другие поменяли свой путь, и ждать, как понимаете, например, маршрутку №2 или №3 на той же улице Пирогова совершенно бесполезно. Они по ней просто не ходят.

 

Зато ходит маршрутка №8, о появлении которой на Пирогова можно узнать, лишь своими глазами увидев данный транспорт. Потому что оповещать горожан и приезжих, что маршрутка №8 уже несколько недель ездит по улице Пирогова, а не по улице 50 лет ВЛКСМ, реформаторы посчитали излишним.

 

По крайней мере, ни на одном разысканном на просторах Интернета сайте, включая сайт перевозчика, эти изменения не зафиксированы. Так что до электронного информирования в этом деле, причём реального, а не существующего в фантазиях чиновников, нам как до Китая пешком.

 

Да и с приложением, которое, по задумке авторов, должно показывать пассажирам, где сейчас находятся ожидаемый троллейбус, автобус или маршрутка, тоже не всё гладко. Оно постоянно сбоит, и надеяться на корректность предоставляемых данных не стоит. К тому же, узнать через него обо всех маршрутах не получится – охватывает оно считанные единицы перевозчиков.

 

Такая же история с возможностью расплачиваться в транспорте безналичным способом. Ею обладают считанные единицы автобусов и маршруток, даже не во всех троллейбусах, вопреки правилу, установлены рабочие терминалы безналичной оплаты. Зато почти в каждой второй маршрутке гордо красуется рукописная табличка с номером телефона водителя, которому плату за проезд можно скинуть прямиком на личный счёт.

 

В октябре нынешнего года миндор гордо объявил о введении в оборот транспортных карт по типу «Тройка», позволяющих делать три  пересадки с транспорта на транспорт по одной цене. Но пока дальше слов дело не пошло. Почему, объяснять, наверное, не стоит.

 

 

Пациент скорее мёртв, чем жив

 

Картина с муниципальным транспортом – наиболее доступным по стоимости средством передвижения для многих горожан – в Ставрополе обстоит совсем печально. Из привычного набора муниципального транспорта  других краевых и областных центров России – автобусов большой и малой вместимости, троллейбусов и трамваев – ставропольцам  доступны только троллейбусы.

 

При этом троллейбусных маршрутов в краевом центре катастрофически мало, их всего шесть: №№ 1, 2, 5, 7, 8, 9.  И охватывают они лишь незначительную часть города. Ещё печальнее дело с состоянием подвижного состава троллейбусного парка. Это всё те же старые-престарые, чиненые-перечиненые «рогатые», которые способны ещё ездить только благодаря, видимо, магии.

 

Несмотря на многочисленные заявления, что в краевом центре вот-вот обновится подвижной состав троллейбусов, ситуация не меняется. Месяц назад миндор заявил о покупке 45 новых троллейбусов на полтора миллиарда рублей. Но такое же заявление мы слышали и  в 2021 году.

 

И, простите, где эти троллейбусы? На бумаге? Или там же, где и хвалёный бесконтактный троллейбус «Адмирал», который горожанам показали на недельку-другую ещё летом этого года, а потом сие чудо автопрома исчезло так же тихо, как и появилось? Остаётся открытым вопрос и куда делись низкопольные, называемые в народе «большими зелёными», автобусы, которые предназначались как муниципальный транспорт?

 

 

Остановки-призраки

 

Есть в краевом центре ещё такая огромная проблема, как своеволие водителей пассажирского транспорта. Которые сами себе хозяева и сами решают, где у них конечная и на каких остановках они соизволят остановиться для посадки-высадки пассажиров.

 

Особенно остро, по отзывам горожан, вопрос стоит с остановкой «СКФУ» на проспекте Кулакова. Её водители маршруток, которые затем сворачивают на улицу Ленина, просто игнорируют. Ведь чтобы высадить-посадить пассажира, им – о ужас! – надо перестроиться из крайней левой полосы, удобной для поворота на Ленина, в крайнюю правую. Брать такой титанический труд водители на себя не готовы и предпочитают даже с пустым салоном со свистом проноситься мимо остановки.

 

 А высадить пассажира, которому нужно выйти именно здесь, могут прям не «причаливая» к остановке, а отворив дверь посреди оживлённого транспортного потока. И управы не сыскать – миндор предлагает сообщать о таких фактах, но не говорит, что будет сделано для решения проблемы. Видимо, ничего, поскольку эта застарелая проблема не решена и по сей день.

 

Такая же петрушка и с маршрутом №46. Не известно почему водители этого маршрута решили, что доезжать до конечной остановки на улице Атаманской совершенно не обязательно, и избрали своей конечной точкой ЖК «Радуга». И, опять-таки, миндор Ставрополья сообщил, что перевозчик за нарушение госконтракта привлечён к ответственности. Однако, к какой именно, там не уточнили. И проблема никуда не делась.

 

Отдельный разговор – «трамвайное хамство» некоторых водителей пассажирского транспорта, вообразивших, что они не на работе по оказанию услуг населению, а в личном авто, подвозящем из милости всяких бедолаг. Гонки и «шашечки», когда пассажиров швыряет по салону, как кегли, откровенная ругань в ответ на требование остановить на конкретной остановке, обосновывающиеся тем, что сзади «подпирает» конкурент и останавливаться ради кого бы то ни было – прямой убыток. Шедевральные фразы «Что загрузили, то и везём» в ответ на вопли «Вы что, дрова везёте?», увы, скорее правило, чем исключение.

Комментарии ()