Имея лишь рекомендательный характер, Декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод человека и стала основой, на которой сейчас построены как международные, так и региональные системы обеспечения и защиты прав человека.
На основе Всеобщей Декларации сформировались европейские стандарты прав человека, которые юридически закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Россия признала и закрепила их в своей Конституции, принятой 12 декабря 1993 года.
Основой и стержнем развития современного российского государства была и остается конституционная стратегия обеспечения прав и свобод человека и гражданина. На это направлена проводимая властями всех уровней политика на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, а также законности и правопорядка.
Немало сделано и делается по завершению правовой реформы.
Однако несмотря на все это задача реального обеспечения конституционных прав и свобод остается актуальной.
В современном обществе остро чувствуется дефицит справедливости и правосудия, морали и нравственности. Люди не уверены в том, что, живя честно, по гражданскому долгу и совести, вступая в борьбу с общественными пороками, их безопасность надежно гарантирована, что в нужный момент они найдут защиту от наезда влиятельного бюрократа или коррупционера, хулигана или преступника.
Гарантами этого должны стать справедливый и честный суд и такая же правоохранительная система.
Однако даже эти меры могут оказаться неэффективными, если одновременно с правовой реформой не будет идти борьба с ложью, необязательностью, безответственностью, двойными стандартами жизни и поведения.
Быть уличенным во лжи для должностного лица или общественного деятеля должно означать невозможность исполнять публичную деятельность.
Именно через это должно идти наше очищение, социальное и духовное возрождение.
Анализ обращений граждан, поступивших к уполномоченному по правам человека свидетельствует о том, что наиболее часто их нарушают региональные структуры федеральных органов власти и управления и их должностные лица.
И если нарушение прав человека органами местного самоуправления и их должностными лицами можно с известной долей допустимости объяснить правовым нигилизмом или чиновничьим произволом, то такое объяснение неприемлемо для региональных структур федеральных органов.
Причину нарушения ими прав человека я вижу в их ведомственности и корпоративности, нередко переходящих в круговую поруку, в обвинительном уклоне, присущем их деятельности, работе на цифровые показатели, что всё вместе несовместимо с законностью, справедливостью и в целом с правосудием.
В числе важнейших государственных приоритетов, в том числе и в борьбе с этими пороками, в своих статьях «Нам нужна новая демократия» и «Демократия и качество государства» Путин назвал:
- укрепление законности и правопорядка;
- дальнейшее совершенствование и развитие институтов демократии и гражданского общества;
- обеспечение и защита прав и свобод человека от чиновничьего произвола.
Гарантом этих ценностей, по мысли президента, должны стать справедливый и честный суд и такая же правоохранительная система: «… мы должны изменить государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судебных органов… построить социально ответственное, справедливое государство».
Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе, и не только у нас, но и в других, даже самых демократических странах.
Нередко за права и свободы надо бороться, но бороться цивилизованно путем обращения в компетентные органы, а при несогласии с их решениями – в суд.
Практика правозащитной деятельности свидетельствует о том, что для успешной защиты своих прав и свобод надо владеть не только правовой, но и правозащитной культурой, что предполагает не только знание своих прав и обязанностей, но еще и волю для того, чтобы хотеть и уметь себя защищать, сознавая при этом, что процесс этот сложный, порой рутинный и, к сожалению, не всегда предсказуемый. Но другого не дано.
Принятый 2 мая 2006 года Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» завершил создание правовой основы для эффективной защиты населением своих прав и свобод.
Руководителям всех уровней власти и должностным лицам, рассматривающим обращения граждан, надо всегда иметь в виду, что правильно поставленная работа по рассмотрению обращений граждан в их организациях и учреждениях позволяет вовремя, не давая им перерасти в антагонизм, снимать противоречия между гражданином и государственным органом. Не менее важно и то, что через обращения миллионы простых людей реализуют своё конституционное право на участие в управлении государством.
Внимательное и благожелательное рассмотрение обращений граждан –важнейший элемент управленческой деятельности.
Наряду с государственной системой защиты прав человека в последние годы в России возникла широкая сеть правозащитных органов федерального, регионального и местного уровней, а также некоммерческих объединений и других структур гражданского общества.
Их правозащитная деятельность - тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться, забывать о защите прав человека. Она лучшее средство от самоуспокоенности, зазнайства, переоценки сделанного, двигатель совершенствования государственной деятельности, правовой реформы и постоянной заботы о людях, их правах и свободах.
Значительную работу по защите прав и свобод человека проводит Уполномоченный по правам человека в крае.
В течение года к нему обращаются в среднем до четырех тысяч человек. В почти половине случаев ему приходится констатировать нарушение прав человека, добиваться их устранения.
Новыми факторами в общественной жизни края с 2014 года стало участие в ней Общественной палаты края и регионального отделения Общероссийского народного фронта.
Народовластие и народный контроль наряду с активным внедрением в деятельность органов государственной власти системы «Открытое правительство» вовлекает в управление государственными и общественными делами всё большее число не обремененных властью людей, делая их сопричастными к принимаемым планам развития края, контролю за их выполнением и за соответствием законам и нормам общественной морали поведения чиновников и должностных лиц всех уровней власти.
Комментарии ()