еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кому достанется бренд «Ессентуки»?

Без преувеличения можно сказать, что популярность, славу и гордость федеральному курорту Ессентуки принесли всемирно известные соляно-щелочные минеральные воды «Ессентуки № 17» и «Ессентуки № 4». Именно благодаря им Ессентуки по праву занимают достойное место среди наиболее популярных питьевых курортов. С помощью соляно-щелочных природных вод на курорте научились успешно лечить такие серьёзные заболевания, как сахарный диабет, ожирение, болезни обмена веществ и многое другое.

История «Ессентуков» начиналась красиво

Учитывая, что не все желающие могли приехать в санаторий и поправить своё здоровье в курортных условиях, в конце позапрошлого века научились разливать чудодейственный эликсир в стеклянные бутылки и отправлять его страждущим, причём не только в любой уголок нашей страны, но и далеко за её пределы. Первый завод по розливу минеральной воды «Ессентуки» был построен в 1897 году. И буквально сразу же её полюбили во многих европейских странах. Фирма, поставлявшая на экспорт «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17», имела свои склады в Париже, Лондоне, Варшаве, Праге. На полученные от продажи минеральной воды средства в Ессентуках были построены многие здания, в том числе и знаменитая грязелечебница.

Очевидно, что это был как раз тот самый случай успешного частно-государственного партнёрства, о котором так много принято говорить в последнее время. Бизнес использовал предоставленные ему природой и местными властями возможности для получения прибыли и наращивания своего капитала. При этом он, этот самый бизнес, чувствуя свою социальную ответственность и испытывая непреодолимое желание оставить о себе добрую память, без всякого принуждения материализовывал заработанные денежные средства в прекрасные архитектурные творения, сохранившиеся до наших дней и являющиеся украшением города-курорта.

Пришли другие времена, и изменились нравы

С некоторых пор отношение к минеральной воде «Ессентуки», как, впрочем, и к остальному природному богатству, сильно изменилось. Причём не в лучшую сторону. Некоторые наши сограждане волею случая и благодаря наличию у них не самых лучших черт характера, оказавшиеся поближе к скважинам минеральной воды, решили не комплексовать по поводу малопонятной социальной ответственности, а просто по максиму использовать предоставленную возможность сугубо в корыстных целях.

Первоначально на промышленный розлив направлялась незначительная часть из добываемой минеральной воды. В основном же «Ессентуки № 17» и «Ессентуки № 4» поступали в питьевые бюветы и санатории. Тем более что на Центральном участке Ессентукского месторождения запасы минералки были более чем скромные (22 куб. м в сутки – № 17 и 40 куб. м в сутки – № 4).

Чтобы обеспечить постоянно растущие потребности Ессентукского курорта и гарантировать перспективу его развития, гидрогеологи проделали огромную работу и открыли Новоблагодарненский участок месторождения, где суммарные запасы вод ессентукского типа составили 145 куб. м в сутки. Федеральный курорт облегчённо вздохнул, но оказалось, что его радость была преждевременной.

В 90-е годы прошлого века на волне рыночной и либеральной эйфории скважины Новоблагодарненского участка перешли в частные руки, и теперь всей добываемой там минеральной водой распоряжается транснациональная компания «Пепси-Кола», выжимающая из скважин всю воду до последней капли, бутиллируя и направляя её в торговые сети. Такая алчность бизнесменов не осталась без реакции недр. Вследствие того, что скважины эксплуатировались ОАО «Вимм-Билль-Данн» (а затем поглотившей его «Пепси-Колой») на пределе своих возможностей, минерализация «Ессентуки № 17» на Новоблагодарненском участке стала стремительно падать. Доходило даже до анекдота.

С 2003 года по июль 2012 года минералка из скважины № 46 по уровню минерализации и своему химическому составу не отвечала требованиям действовавшего тогда ГОСТа. Но это не мешало, казалось бы, солидной компании «Вимм-Билль-Данн» обманывать потребителей, указывая на этикетке, что она соответствует ГОСТовским требованиям. На такие мелочи контрольно-надзорные органы стыдливо не обращали внимания. Когда же факт несоответствия минералки установленным кондициям стало невозможно больше не замечать, выход из щекотливой ситуации был найден в лучших традициях современного бизнеса. Вместо того чтобы качество продукции довести до установленных стандартов, пронырливые бизнесмены разработали и продавили новый стандарт (ГОСТ Р 54316-2011), в котором заметно снизили критерии качества «Ессентуки № 17». К слову сказать, аналогичным образом они поступили со знаменитым «Нарзаном», но это уже совершенно другая история.

Стратегию «Кавминкурортресурсов» изменили до неузнаваемости

На Центральном участке Ессентукского месторождения жизнь также продолжалась своим чередом. Недропользователем данного участка являлось ОАО «Кавминкурортресурсы»– основной поставщик минеральных вод для санаторно-курортных учреждений КМВ. До поры до времени здесь было всё относительно спокойно. Вода Ессентукского месторождения поступала в питьевые бюветы и здравницы. А всё, что сверх этого, по заключённым договорам передавалось на 10 заводов промышленного розлива.

Всё резко изменилось в 2014 году, когда контроль над КМКР получила Корпорация развития Северного Кавказа, обзаведясь некоей хитрой доверенностью от Росимущества. На скорую руку за 10 млн рублей Корпорация разработала Стратегию развития «Кавминкурортресурсов», согласно которой, главный недропользователь курортного региона должен был превратиться в главного бутилятора. Но так как своей линии розлива минеральной воды у КМКР не было, решено было арендовать её у самых современных, работающих по передовым технологиям заводов. В качестве последних в силу ряда интересных моментов, о которых не принято громко говорить, выступили ООО УЗРМВ «Аква-Вайт» из Ессентуков и Пятигорское ООО ТД «Кавминпрод». После этого последовала череда скандалов, судебных и антимонопольных разбирательств. Но товарищи из Корпорации оставались непреклонными: «Будем дружить только с этими заводами и ни с какими другими».

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!»

О том, насколько указанные предприятия отвечают предъявляемым высоким требованиям, можно судить по следующим фактам.

В январе 2017 года в суде по интеллектуальным правам Москвы завершилось слушанье дела ООО ТД «Кавминпрод» против ставропольских антимонопольщиков, наказавших пятигорское предприятие за нарушение норм закона. Выяснилось, что кавминпродовцы под маркой «Ессентуки № 17» разливали не ту воду. Да к тому же, право использовать наименование места происхождения товара указанной марки у них отсутствовало. Примечательно также, что жалобу в антимонопольное ведомство на шалости ООО ТД «Кавминпрод» направил «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», входящий в структуру «Пепси-Колы». Как и ожидалось, надеждам пятигорских бутиляторов не суждено было сбыться. Суд признал действия антимонопольщиков соответствующими норме закона, а вот действия ООО ТД «Кавминпрод» – как раз наоборот.

В ноябре 2016 г. КМКР обратились в ФАС с требованием возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам недобросовестной конкуренции в отношении нескольких ставропольских предприятий. Поводом для этого послужило обнаружение в розничной продаже минеральной воды под маркой «Ессентуки № 17», разлитой из скважины № 58 Южно-Калаборского месторождения, которое к Ессентукскому отношения не имеет.

«Эта минвода не соответствует особым свойствам, указанным в НМПТ на «Ессентуки № 17», имеет высокую минерализацию, а также большое содержание гидрокарбонатов, сульфатов, калия», – прояснил тогда ситуацию член совета директоров КРСК Заурбек Дзобелов.

Но вот что интересно. Примерно такую же минерализацию, как у воды из скважины № 58, имеет минералка, добываемая из скважины № 13 Нижнебалковского месторождения. И в той, и в другой воде содержание солей превышает 14 г/л, что является верхней границей для «Ессентуки № 17». Несмотря на это 1 апреля 2016 года (причём официально, а не в качестве первоапрельской шутки) в ГОСТ Р 54316-2011 были внесены изменения, в соответствии с которыми минеральная вода из скважины № 13 становилась полноправным представителем гидрохимического типа «Ессентукский № 17» под брендом «Аллея источников № 17».

Владеет брендом «Аллея источников», как нетрудно догадаться, ООО УЗРМВ «Аква-Вайт». Более того, предприятие готово было по-братски поделиться правом пользования красивым названием с ОАО «Кавминкурортресурсы». В итоге стороны сошлись во мнении, что им интереснее будет работать не напрямую, а через посредника, в качестве которого выступило малоизвестное ООО, подконтрольное члену совета директоров КРСК Заурбеку Дзобелову. Как результат, за право использовать на своей продукции красивую этикетку «Кавминкурортресурсы» ежемесячно перечисляет сомнительной коммерческой структуре порядка 400 тыс. рублей. А общая сумма необоснованных затрат за всё это время составила около 10 млн рублей.

История ничему не учит?

На ум приходит одна забавная история о том, как древнегреческий философ Диоген, сидя в бочке, давал рекомендации всем без исключения, что необходимо делать, а что нет. Но когда философа спросили, почему же он сам не следует своим советам, тот без всяких хитростей ответил: «Я учу, как надо жить, а не как я живу!»

Судя по тому, как ведут себя некоторые бизнесмены, они мало чем отличаются от древнегреческого философа Диогена. Готовы указывать на чужие недостатки (иногда объективно существующие, а чаще – ими самими придуманные). При этом о своих грехах не любят распространяться и старательно замалчивают их.

Наблюдая за всем происходящим, всё больше убеждаешься, что речь идёт о банальной битве за право монопольно распоряжаться раскрученным брендом. И, судя по тому, как интересно разворачиваются события, можно быть абсолютно уверенными в том, что самое интересное в бескомпромиссной борьбе за бренд «Ессентуки» нас ждёт впереди.

Комментарии ()