еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Бог шельму метит

«Чем богаты, тем и рады» – гласит русская народная присказка. Ставрополье, не слишком богатое полезными ископаемыми, «радуется» землям. Вернее, радуются и потирают руки чиновники, заняв большой или маленький трон, позволяющий распоряжаться землями с перспективой порадовать и собственный карман. Земля всегда считалась отличным объектом для вложения свободных денежных средств.

Этот важнейший природный ресурс нашего государства является одновременно одним из основных средств незаконной наживы разнообразных чиновников и должностных лиц. В России вопросы распоряжения и использования земли всегда носили политический оттенок. Сначала ею владели аристократы, затем советская власть, а сейчас создаётся такое впечатление, что всё отдано на откуп поместным чинушам. Поделённая на зоны влияния между федеральными, региональными и муниципальными чиновниками, земля продолжает кормить людей. Людей в креслах малых и больших начальников.

Болезнь местечковой элиты

В последние пару десятков лет махинации с землёй на Ставрополье приобрели небывалый размах. И масштабы воровства впечатляют. Опытные казнокрады знают: земельный фонд в России – такое же золотое дно, как и госзакупки. При правильном подходе самый захудалый гектар можно превратить в несколько миллионов рублей. Не говоря уже о лакомых кусках вроде участка в центре города или курортной зоне, да даже просто опушке в лесистой местности. Когда на балансе местной администрации таких наделов – тысячи, у нечистых на руку чиновников срабатывает рефлекс: бери сколько унесёшь. В этом плане регионы выделяются разве что размером ущерба от преступлений. Сами способы мошенничества не меняются с девяностых.

Уже можно сбиться со счёта, сколько больших и малых князьков, решивших, что муниципальные земли что-то вроде их личной грядки, которую можно делить, дарить, отдавать и продавать без оглядки на закон, приземлили, то есть отправили на скамью подсудимых компетентные органы. Пожалуй, и недели не проходит, чтобы следствие не сообщило об очередном махинаторе, наделявшем земелькой своих свата, брата, сына. А если наделённые не входили в ближний круг царька, то получали участок за взятку, откат и прочие подношения.

И вот эта непоколебимая уверенность в том, что он (или она) – царь и бог на отдельно взятой территории, в чьей власти, образно говоря, казнить или миловать, породила такое любопытное явление, как местечковый снобизм. Давно наблюдаю за «сельскими императорами», их поведением и замашками и могу сказать, что даже политические фигуры федерального уровня куда как более доступны, просты и приятны в общении, чем некоторые местечковые властители, уверовавшие в свою непотопляемость и посему разговаривающие с простыми смертными через губу.

 

Битьё по хвостам

Но все эти фигуры в разы теряют свои лоск и вальяжность, становясь фигурантами уголовных дел. Российские реалии навевают невесёлую мысль: чем больше посадок – тем больше становится коррупционеров. Такое впечатление, что вместо одного аннулированного тут же, как по волшебству, образуются ещё несколько персонажей. Наподобие сказочного чудовища, у которого на месте срубленной головы моментально вырастали ещё две-три. И ещё один повод для печали имеется. Зачастую к ответу казнокрадов, взяточников, махинаторов привлекают лишь за небольшой эпизод их бурной деятельности. Львиная же доля грехов остаётся незамеченной и безнаказанной.

И ещё один небезынтересный момент. Практически все уголовные дела возбуждаются за дела давно минувших дней. То есть за прегрешения чинуш, совершённые бог знает сколько времени назад: пять, восемь, десять лет. В связи с чем меня всегда мучил вопрос, на который до сих пор не получен ответ: а чего так? А почему не по, как говорится, горячим следам? Что мешает компетентным органам надавать по рукам в режиме реального времени зарвавшемуся латифундисту?

Неужели практика своевременного информирования о готовящемся или уже начавшем свершаться преступлении (то, что в советские времена называлось «сигналами с мест») больше не практикуется? Нет сил, времени, средств обеспечить своевременное поступление информации о том, что тот или иной князёк решил поправить собственное благосостояние за счёт земельного вопроса? А не бить по хвостам, когда поезд уже ушёл, и вернуть участок законному владельцу – муниципалитету, краю, федерации, физическому лицу – зачастую нет никакой возможности, ибо земля уже сто раз перепродана, передарена и т.п.

 

Татарское иго

Например, на днях стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении Николая Хрипкова – человека, 13 лет безраздельно властвовавшего, руководившего то есть, Татарским сельсоветом Шпаковского района. Его обвиняют в превышении должностных полномочий. Из официального пресс-релиза следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю следует: «По данным следствия, в декабре 2015 года подозреваемый, являясь главой муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района, без проведения торгов предоставил гражданам в безвозмездное пользование земельные участки, расположенные на территории села Татарка Шпаковского района, чем причинил ущерб бюджету муниципального района на сумму свыше 3 миллионов рублей».

Дорогие граждане следователи, вот обнять и плакать. Два участка – это капля в море. Кот начхал. Престидижитация с золотой землёй (а она в Татарке ввиду шаговой близости к краевому центру поистине золотая) в годы царстования Хрипкова была куда более масштабной. Достаточно открыть данные Счётной палаты края.

Возьмём хотя бы выводы аудиторов за 2010 и первое полугодие 2011 года. Волосы дыбом. Нарушение на нарушении и нарушением погоняет. Как в плане бюджетной дисциплины, так и в плане выполнения социальных программ и управленческих функций. Отчёт полон интересных моментов. И о том, как, например, глава администрации Татарского сельсовета по щучьему веленью, по чьему-то хотенью вопреки постановлению краевого правительства увеличил зарплаты себе и другим сельским чиновникам и депутатам в 1,09 раз. И о том, как продал собственному сыну гектар земли за 30 с копейками тысяч рублей вместо пяти с хвостиком миллионов. И о том, что в зданиях, принадлежащих муниципалитету, не известно с какого перепуга проживают частные лица. Да много чего любопытного.

Кому интересно, можно почитать непосредственно в самом отчёте.

 

А если копнуть глубже…

Но это, как говорится, дела давно минувших дней. И всё же. Если компетентные органы заинтересовались земельными махинациями 2015 года, то, может, и 2011 г. им будет небезразличен? Вот что, в частности, накопали в те годы в Татарке аудиторы Счётной палаты края:

«В нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией в 2010 году заключались договоры купли-продажи земельных участков, предоставленных ранее в аренду под строительство, на которых находились объекты незавершённого строительства»;

«При отсутствии соответствующих полномочий администрацией с января по март 2011 года принято восемь постановлений о предоставлении земельных участков в собственность. На основании семи постановлений администрацией заключены договоры купли-продажи земельных участков»;

«В нарушение пункта 2 статьи 2 Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, пункта 6 статьи 17 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», пункта 2 статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» и пункта 1.2 решения Думы от 18.11.2009 № 436, администрацией осуществлена продажа трёх земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями по заниженной стоимости, в результате чего недопоступление доходов в консолидированный бюджет Шпаковского района в 2010 году составило 257,2 тыс. рублей (в том числе в бюджет Татарского сельсовета – 128,6 тыс. рублей»;

«Должностными лицами администрации в 2010 году при отсутствии оснований выставлены на торги находящиеся в общественно-деловой зоне местного центра два земельных участка для строительства АЗС и цеха по переработке и жарке семян подсолнечника, чем превысили свои должностные полномочия, т.к. возведение данных объектов не соответствует видам разрешённого использования земельных участков в указанной зоне»;

 «В проверяемом периоде более 170 земельных участков администрацией предоставлено в аренду юридическим и физическим лицам с нарушением нормативных правовых актов, без соблюдения Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808».

Вот так. Сто семьдесят (!) лакомых кусков земли ушли невесть кому невесть по каким основаниям и – тишина. Это что, нынешнему следствию не интересно? Как было не интересно в 2012 году ни прокуратуре, ни МВД, куда поступили в то время материалы проверки Счётной палаты. Поступили и бесследно сгинули в правоохранительных и надзорных закоулках. Могу только предполагать, почему им не был дан ход. Потому что г-н Хрипков в те времена был очень дружен с кем надо – с руководством города и края.

В те годы, помнится, об этом – конкретно о манипуляциями с землями Татарского сельсовета – не писал, показывал и рассказывал только ленивый журналист. Но власть и силовики делали вид, что ничего не происходит, нарушений нет. А сейчас, как говорится, проснулись.

Но самое грустное: как бы ни оборачивались земельные дела, какие бы штрафы и сроки ни вкатывали земельным махинаторам, урок не идёт впрок. И история учит, что она ничему не учит.

Комментарии ()