еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Без бумажки ты букашка

Новость о том, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) станет электронным, а бумажные «зелёные карточки» выдавать больше не будут, вызвало беспокойство у россиян. Человек, как известно, существо в большей мере консервативное. И любые перемены в своей жизни не слишком приветствует. Особенно когда не уверен в том, что получит от этих перемен хоть какой-то плюс.

И перспектива вместо материальной карточки получать лишь страховой номер лицевого счёта, который нельзя ни посмотреть, ни пощупать, пугает, хоть Пенсионный фонд РФ и уверяет, что отказ от бумажных удостоверений – исключительное благо.

Не нужно бояться, если потеряешь «карточку», что не оберёшься хлопот с восстановлением, виртуальный номер труднее подделать, чем пластик. Как пояснили в ПФР, теперь информация о застрахованных будет храниться только в электронном виде. Теперь мы получим страховой номер индивидуального лицевого счёта, по которому можно будет обращаться за требуемыми услугами.

 Вот только незадача – этот номер нужно будет или запомнить крепко-накрепко, или записать. Так как диктовать его, обращаясь в ту или иную структуру, вам всё равно придётся. Но тем, у кого есть привычный СНИЛС, в этом плане легче. Их «зелёные карточки» мало того, что действительны, так и номер записывать-запоминать не надо. А вот детям и новым гражданам страны память потренировать стоит. Если забудут номер, придётся прокатиться в ближайшее отделение ПФР для получения листочка с номером счёта. Его, конечно, можно узнать и через Госуслуги, но вот беда – в российской глубинке порой канализации нет, не то что Интернета. И словосочетание «электронный документооборот» звучит для местных жителей не менее загадочно, чем «адронный коллайдер».

Система бита

Электронный документооборот, конечно, хорошо и замечательно. Но только в одном случае – когда программы работают не криво, когда система не летит ко всем чертям, а вместе с нею туда же отправляются время, нервы и деньги граждан, ставших заложниками того или иного сбоя в базах данных ведомств.

Например, в этом году «счастье» испытать на собственной шкуре все прелести компьютеризации по-российски мог почувствовать любой гражданин. Но особенно – предприниматели. Как известно, аккурат после нового года произошёл масштабный сбой в работе базы налоговой службы страны. Причём настолько серьёзный, что система до сих пор никак не оклемается.

 Проблемы с серверами у ФНС начались сразу же после новогодних праздников. Сначала налоговики отмалчивались, отрицая какие-либо неполадки в своей системе, потом, когда стало понятно, что шила в мешке не утаишь, ведомство признало, да, произошёл глобальный сбой. И он связан с переходом на новое программное обеспечение АИС-3.

Ещё в конце января на сайте ФНС России объявили, что всё вот-вот починят. Однако на дворе уже апрель, а новое ПО всё ещё хромает на обе ноги. И пока налоговики чинят одно, ломается другое. Но почему-то за все эти косяки государственного ведомства прилетает всем добропорядочным лицам: как физическим, так и юридическим.

Ад адский – так окрестил происходящее один из знакомых ИП, которому с нового года никак не удаётся разгрести ворох проблем, свалившийся из-за неработающей базы ФНС.

Начало января тех же индивидуальных предпринимателей встретило чёрной магией. А продавцов валерьянки и валидола – небывалым подъёмом продаж. Сразу после новогодних каникул выяснилось, что намертво зависли личные кабинеты. Компьютеры выдавали, что это – внутренняя ошибка сервера ФНС. Но это, как оказалось, были пока цветочки.

К 14 января личные кабинеты «отмерли», но их содержимое заставило бизнесменов бежать за валидолом, корвалолом и крепкими спиртными напитками. Потому что многих автоматом перевели с льготных упрощённых режимов налогообложения на общий ОСН – то есть это такой вид налогообложения, при котором присутствуют куча бухгалтерской документации и необходимость НДС, который, на минуточку, с 1 января вырос до 20 процентов.

Ладно, не успели ИП-шники переварить этот сюрприз, а налоговики исправить свои косяки в базе, как нежданчики стали валиться на голову несчастному бизнесу, как майский дождь. Без конца вылезали какие-то задолженности то по налогам, то по страховкам, то по пенсионному фонду. Хотя всё вышеперечисленное было оплачено ещё в декабре 2018 г. Причём такое впечатление, что фигурировали суммы, взятые с потолка – они никак не желали совпадать с теми, которые конкретный ИП должен платить.

Прилетело, кстати, не только ИП-шникам и юрлицам, у которых всё оказалось гораздо «веселее» (у них вообще отчёты, которые подавались ещё до наступления нового года, оказались непринятыми). Сбой затронул и физлица, в личных кабинетах которых на сайте ФНС разыгралась нешуточная свистопляска. Компьютерный баг хлеще всего прогулялся по тем гражданам, которые подавали декларацию 3-НДФЛ, чтобы получить налоговый вычет. Как известно, в декларации отражается сумма налога к возврату из бюджета. Однако в личном кабинете на сайте налоговой сумма отображалась в виде долга человека перед бюджетом. Причём долга просроченного.

Исправно работала в налоговой всё это время только одна кнопка – блокировки счетов юрлиц, которые по вине неработающей базы единомоментно стали должниками. Счета инспекторами ФНС блокировались пачками. А вот кнопка разблокировки то ли не предусмотрена хитрой системой, то ли нажиматься отказывалась.

Поэтому резолюции о снятии блокировки со счетов добросовестных налогоплательщиков (а им для этого нужно лично явиться к инспектору с кучей документов, подтверждающих своевременную уплату всех налогов, взносов и прочих податей) ещё неделю назад печатались инспекторами вручную, отвозились этими же пачками курьерами в банки. Как, впрочем, думаю, и до сих пор. А в банках служащие разбирали всю эту писанину и, опять-таки, вручную снимали блокировки со счетов. Что творилось с нового года и продолжает твориться в коридорах налоговых инспекций, представить нетрудно.

Куда исчезли баллы?

Так что столь любимые нашим кабмином всеобщая компьютеризация, автоматизация, электронный документооборот и прочий переход на цифру пока что приносят одни проблемы. И проблемы не только в налоговой сфере.

Например, федеральный Пенсионный фонд, чтобы также быть в тренде, объявил в минувшем январе о тестировании нового программного комплекса. И как только оно, это тестирование, стартовало, начался бардак в индивидуальных пенсионных счетах. Некоторые граждане с изумлением обнаружили, что на их ИЛС отображается не весь стаж работы и, соответственно, не все пенсионные баллы, которые прямо влияют на размер будущей пенсии.

Пенсионный фонд, как водится у чиновников, стал «читать мантру», что волноваться не стоит, это чисто технический глюк, отсутствие информации о стаже и пенсионных баллах в выписке из лицевого счёта не означает их пропажу.

Они есть, просто вы их не видите. «Все пенсионные права, сведения о которых надлежащим образом переданы работодателями, полностью учтены и зафиксированы на лицевых счетах, – сообщили, помнится, в пресс-службе ПФР. – Пропажа данных никоим образом не затронула пенсионные права людей и не создала каких-либо препятствий, так как выписка носит исключительно информационный характер».

Такие увещевания сильно напомнили мем из небезызвестного кинофильма «ДМБ»: «Ты суслика видишь? Нет? И я не вижу. А он есть».

Так что, с бумажкой, выходит, куда надёжнее и гарантированнее делать любое дело, хранить любые сведения, чем в виртуальном пространстве. Потому что если, не дай бог, что-то в каком-то ведомстве навернётся, будет невыполнимой задачей что-то доказать этому же ведомству. Ведь, как известно, без бумажки ты – букашка. Тут бы хоть суметь доказать, что ты на самом деле существуешь, может стать большой победой.

Болевые точки

Это я к тому, что одержимые идеей компьютеризации власти (но не сумевшие обеспечить финансирование отрасли высоких технологий, чтобы специалисты не создавали базы «на коленке») уже предупреждают россиян: в скором времени канут в Лету и привычные бумажные паспорта. Их заменят пластиковые карточки со встроенными чипами, наполненными самой различной информацией о владельце. Она будет аккумулироваться в единой базе. А нам остаётся только молиться, чтобы базу не обрушил зловредный вирус, не взломали хакеры и т. д. Потому что пока российские электронные хранилища слишком уязвимы и плохо защищены от краж и вредоносных программ.

Иначе не продавались бы так свободно те же базы ГИБДД, сотовых операторов и прочих «накопителей» данных россиян. Да и у всех ещё свежа в памяти история об утечке данных из базы одного из крупнейших банков России, когда в конце прошлого года в Сети появилась информация об именах и email-адресах сотрудников банка, а также их логины для входа в операционную систему финансового учреждения.

Чем это грозило клиентам банка, если бы такие данные попали в руки злоумышленников, объяснять, думаю, не надо. Многие бы клиенты в миг не досчитались всех своих денег на депозитах. Как это уже было в 2015 году, когда десятки тысяч клиентов банка не досчитались своих денег.

Все пострадавшие использовали смартфоны различных марок на базе операционной системы Android. Вирус-троян похищал денежные средства с привязанных к телефонным номерам карт банка. А сам банк, не удосужившийся в то время снабдить собственное приложение антивирусником, только разводил руками – мол, не виноватый я, это всё русские хакеры. Правда, обновлённое приложение уже вышло с антивирусной защитой. Но насколько она прочна – большой вопрос.

Комментарии ()